
Учеба в оккупации: есть ли шанс получить украинское образование детям на оккупированных территориях
Уже завтра большинство школ на свободной территории Украины приступит к новому учебному году. И если у государства есть объяснения для учащихся и их родителей, как будет проходить обучение в этом году на подконтрольных территориях Украины. На оккупированных территориях и в зоне боевых действий учителя и дети остаются почти без инструкций. В то же время власти обещают подготовить такой алгоритм уже в ближайшие дни, а школьникам советуют учиться дома на платформе Всеукраинская школа онлайн.
“Пока из-за обстрелов России из почти 15 тысяч украинских учебных заведений повреждено 2328, а полностью разрушено 289, – рассказывает председатель Центра гражданского просвещения “Альменда” Валентина Потапова 31 августа во время пресс-конференции. – В Украине ежедневно россияне повреждают в среднем 14 школ. Только на юге страны в настоящее время 885 школ находятся в оккупации. Такие данные по особо опасным территориям мы собрали для тематического обзора "Образование без права доступа: реализация права на образование на особо опасных территориях". В обзоре мы анализируем состояние реализации права на образование на этих территориях, приводим статистику и факты”.
Часто на оккупированных территориях нет интернета и энергоснабжения, поэтому в некоторых районах невозможно даже дистанционное образование. Оккупанты изымают украинские учебники, разрушают украинскую систему образования и создают свое. Многие украинские школы в оккупации уже перешли на российскую учебную программу.
Образовательный омбудсмен Украины Сергей Горбачев отмечает: каждый день дети и педагоги, которые учатся и преподают по украинским программам в оккупации, рискуют своей жизнью. Это очень тонкая грань между тем, чтобы способствовать реализации права человека, находящегося под давлением и угрозами, на образование или труд и одновременно не повредить его жизни и здоровью.
У государства отсутствует публичная стратегия относительно того, как сохранить украинское образование на оккупированных территориях и обезопасить учеников и учителей. Но МОН, по словам Горбачева, уже в ближайшие дни должен представить алгоритм действий для всех участников учебного процесса в условиях оккупации.
Горбачев пообещал поддерживать всех родителей с оккупированных территорий, которые решили продолжать обучать детей по украинской программе, но призвал родителей быть осторожными, защищать свои цифровые коммуникации и электронные данные. Он также посоветовал родителям и детям в оккупации учиться дома на платформе "Всеукраинская школа онлайн".
Образовательный омбудсмен также выступает за то, чтобы в международное законодательство был внесен термин “образовательный геноцид”: “Ведь то, что происходит на оккупированных территориях, назвать иначе нельзя. Уничтожение учебников, разрушение школ, давление, устрашение учителей, похищение, аресты – это все наша реальность. Поэтому во время международных трибуналов будет важным привлечь Россию к ответственности еще и за эти вещи”.
Кроме того, правозащитники указывают и на проблему доступа абитуриентов к высшему образованию. Главная координатор ОО "Донбасс СОС" Виолета Артемчук рассказала, что в этом году молодежь из оккупированных территорий Донецких и Луганских областей получила возможность воспользоваться так называемой квотой-2 от государства и поступить на бюджет в украинские университеты. Эта квота введена для граждан, находящихся в районах проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации.
Николай Киккас, адвокат и аналитик Регионального центра прав человека, отмечает, что по международным нормам страна-агрессор должна сохранить образование на оккупированных территориях в том виде, каким оно было до оккупации. Но Россия эти нормы не соблюдается и не планирует. В то же время, в Украине лежат международные обязательства обеспечивать право на образование для людей в оккупации.
Адвокат призвал профильные неправительственные организации и государственные органы мониторить учебный процесс на оккупированных территориях, местные образовательные программы, документировать факты давления на учителей и нарушений их прав и обращаться в органы ООН – комитет по экономическим, социальным и культурным правам и комитет по правам ребенка.
Смотрите видео с пресс-конференции по ссылке
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.