На Донетчине в Соледаре показали инсталляцию с кровью и солью, стартовала резиденция "Заземление": видео
На Донетчине в Соледаре показали инсталляцию с кровью и солью
Об этом сообщает Восточный вариант со ссылкой на freeradio
Две столичные художницы “заземлились” в Соледаре на недельную арт-резиденцию и уже представили свое произведение современного искусства.
На какой художественный замысел их вдохновил соляной край, каким они его увидели и зачем привезли красную материю и искусственную кровь, узнавала журналистка Свободного радио.
4 февраля в Соледаре стартовала арт-резиденция “Заземление” платформы культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ. Идея заключается в том, что люди искусства бросают на неделю свою привычную среду, погружаются в совершенно другой контекст, узнают его и выдают какое-то произведение.
9 февраля уже есть на что посмотреть у первых художниц – Татьяны Павлюк и Ирены Тищенко. Девушки занимаются современным искусством более года и приехали в Донецкую область впервые. С собой захватили камеры, флаконы искусственной крови, идеи того что именно создать за неделю и столичные стереотипы о Донбассе.
“В объявлении об арт-резиденции был приложен паспорт Соледара. Мы посмотрели на этот Новый Карфаген и просто “выпали”. Также мы поняли, что уже касались в своих предыдущих произведениях темы этой резиденции – антропоцена (воздействия человека на среду)”, – говорят художницы
Для подготовки к проекту консультанты ИЗОЛЯЦИИ много рассказывали резиденткам об истории и природе Донбасса.
“И что местные жители об этом не в курсе. Поэтому вопрос не только в том, что люди этим не интересуются, но и в том, что им никто об этом не рассказал», – говорят резидентки.
Оказалось, что стереотипы и базовые знания о крае никак не помогли в подготовке арта.
“Все наши представления из Киева, как мы это видели, не имеют ничего общего с тем, что есть здесь. Тот образ Донбасса, который мы чаще всего встречаем в СМИ, – искривленный, собранный из 3-5 компонентов. Почему власть скрывает, что здесь много прикольного?”, – недоумевают девушки.
В Соледар ехали уже с определенным пониманием что именно будут делать: видео-арт (но не знали какой именно, ведь это невозможно предсказать), текст (но не знали о чем, ведь еще ни с кем не общались) и инсталляцию.
Для видео ездили по степи с красной тканью
Чтобы понять, какое видео хотят снять в Соледаре, резидентки много ездили по степям с менеджером проекта, краеведом Михаилом Кулишовым. Отметим, в дни этой резиденции температура воздуха снизилась местами до минус 10 градусов по Цельсию.
“Мы ездили степью по тем “болевым точкам”, где влияние человека на среду заметно сильнее всего. Например, осмотрели местность вокруг «Кнауфа»: увидели гипсовые отвалы, карстовые пустоты, заброшенные промышленные здания”, – рассказывает художественный дуэт.
С собой возили 5-метровый отрез красной ткани – символ антропогенного фактора.
“В разных местах появляется красная фигура, условно перемещается в сторону других мест, и за ней тянется след, след пребывания человека. Который разрушает то, к чему прикасается. Думали отобразить то, что человек разрушает природу, и природа от этого страдает. Но мы поняли: человек может все что угодно с окружающей средой сделать, – природа так или иначе восстановится. Но, оставляя эти следы, человек вредит больше самому себе”, – объясняют идею видео художницы.
Рабочий момент съемки видеоарта на остатках рассолопромысла Новый Карфаген
Инсталляция с кровью и солью
“Инсталляция работает с предметами, так или иначе размещенными в пространстве: расставленными, подсвеченными; она должна нести в себе определенную концепцию и как-то привязываться к месту, где ее показывают. И обычно инсталляцию достаточно трудно воспроизвести в другом месте”, – рассказывают женщины.
Для инсталляции художницы выбрали кристаллы соли. По их мнению, это замечательный материал для инсталляции, тем более в Соледаре.
“У меня до сих пор не укладывается в голове, что если кристалл соли ломается, он ломается на кубы. Все просто говорят, что “это такая кристаллическая решетка”, – говорит Татьяна.
“А я не могу отойти от того, что если кристалл разбить, там будут пузырьки воздуха, которому многие миллионы лет”, – добавляет Ирена.
Кроме кристаллов, женщины экспериментировали с искусственной кровью, которую привезли со столичных киноплощадок. Пластиковые флаконы с бутафорной кровью стоят в медицинских стойках для капельниц в съемной квартире на кухне. Искусственная кровь сладкая, напоминает ягодный сироп.
Художницы говорят: чтобы у военных на блокпостах Донетчины не возникало вопросов, имели при себе договор с платформой культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ, где было все это указано.
“Наш проект основывается на взаимодействии трех сил: человека, природных ресурсов и времени. Материал, визуализирующий человечество, – искусственная кровь, соответственно время – это вода, а соль олицетворяет природу, которую человек испокон веков использовал как средство улучшения собственной жизни”, – рассказывают Татьяна и Ирена.
Утром накануне презентации инсталляция была еще не готова. О том, что времени мало, они не переживают: чувствуют себя “проводниками”, через которые определенная художественная идея сама проявит себя. Готовую инсталляцию они оставят в офисе платформы культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ.
В городах Донбасса у людей нет запроса на современное искусство
По словам резиденток ИЗОЛЯЦИИ, для демонстрации инсталляций в Соледаре не хватает ровных белых стен, белого куба, качественного галерейного освещения. А еще больше – публики, которая хочет познавать современное искусство.
“До этого мы работали в галереях, в которые стабильно приходила подготовленная аудитория. Такие люди приходят именно на современное искусство, и если бы увидели классическую живопись, то очень бы удивились”, – рассказывают женщины.
Презентацию готового арт-проекта провели сегодня, 9 февраля, в 10 утра в библиотеке Соледара. На неё привели старшеклассников и первокурсников профтехколледжа.
“Мы просили, чтобы презентацию сдвинули на более позднее время, чтобы и взрослые после работы могли прийти. Но нам начали говорить, что люди здесь работают посменно. А закончилось тем, что зачем им вообще приходить”, – говорит Ирена.
Директор Соледарского городского центра культуры и народного творчества Елена Атрощенко в комментарии Свободному радио заявила: местная публика к восприятию современного искусства не готова.
“У нас в этом люди еще не очень готовы приходить на такие мероприятия, мы их только привлекаем. Это же инновационные формы”, – говорит Атрощенко.
Это резиденткам только еще раз показало каким есть восток сейчас.
“Мы ехали и ожидали увидеть истощенных работой, нервных, на грани нервного срыва людей, живущих в бедности, близко от линии разграничения. А когда приехали, то поняли, что самые нервные люди – это мы. Все нормально здесь у людей, они очень спокойны. Людям может не хватать современного искусства, если есть запрос. А здесь всем всего хватает. Нет такого, чтобы люди сидели и думали: “Боже мой, когда же у нас будет галерея? Когда же нам подвезут новые смыслы?!”, – смеясь, говорят Татьяна и Ирена.
Напомним, платформа культурных инициатив ИЗОЛЯЦИЯ, покинувшая Донецк в 2014 году после захвата их территории российско-оккупационными властями, вернулась на Донетчину летом 2020-го. Базируется платформа теперь в Соледаре. В рамках их проекта “Заземление” арт-резиденции здесь продлятся до августа.
Читайте также: "Изоляция" в Донецке и Соледаре: два разных мира на Донбассе