Луганские ученые разработали уникальную систему психолого-педагогического сопровождения детей с инвалидностью
Ученые Луганского национального университета имени Тараса Шевченко разработали систему, позволяющую подготовить людей с особыми образовательными потребностями к выбору профессии.
Об этом «Восточному варианту» сообщили в пресс-службе вуза.
Автором уникальной разработки стала ученый ЛНУ имени Тараса Шевченко, профессор, доктор психологических наук Юлия Быстрова. Созданная ею программа заключается в том, что с первого класса детей с инвалидностью должны сопровождать специалисты и помогать выявить интерес и склонности к какой-либо деятельности. Позже, на основе обнаруженных склонностей, формируются способности, которые развиваются в течение обучения.
Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-трудовой социализации лиц с психофизическими нарушениями была в течение 11 лет апробирована в школах-интернатах для детей с инвалидностью Луганской, Сумской и Донецкой областей. При применении системы педагогами и психологами в первую очередь учитывались три фактора – возможность человека с теми или иными отклонениями в развитии заниматься определенным видом деятельности, его желание, а также потребность региона в специалистах данного профиля.
Еще одним важным аспектом системы было формирование навыков межличностных отношений у детей с инвалидностью, а также возможность делать собственный выбор. Как показывает практика, в ответственные моменты такие дети часто нуждаются в подсказках. Кроме того, педагоги приучали их к работе в команде и действию под руководством, чтобы по окончанию учебы они смогли самостоятельно презентовать себя работодателю и легко влиться в коллектив.
«Как показал эксперимент, внедрение системы в практику школ-интернатов дает хороший эффект. В эксперименте участвовали 2 категории людей – с сенсорными и интеллектуальными нарушениями. Мы пришли к выводу, что структура системы универсальна – она работает для инвалидов с любой нозологией (слух, зрение, опорно-двигательный аппарат). Мы надеемся, что эта разработка будет внедрена во всех специализированных учебных заведениях страны, так как многие практики этот проект поддержали. Совместно с руководством интернатов были созданы методические пособия по внедрению системы в учебный процесс, а также учебник для студентов по методике психолого-педагогического сопровождения людей с инвалидностью», - говорит доктор психологических наук, профессор кафедры дефектологии и психологической коррекции ЛНУ имени Тараса Шевченко Юлия Быстрова.