
Долги за коммунальные услуги на ВОТ: о чем спрашивают на "горячей линии" Восточного Варианта
В начале прошлого года онлайн-медиа «Восточный Вариант» запустило горячую линию «HelpPrint». За период деятельности инициативы команда обработала уже почти 180 обращений, в частности от украинцев и украинок с временно оккупированных территорий Украины. Вы также можете спросить об эвакуации с временно оккупированных территорий, помощь переселенцам, поиск временного жилья, поступление в университет после получения образования в оккупации и многое другое.
Среди обращений, которые получает команда Восточного Варианта на «горячей линии», был вопрос о начислении задолженности за коммунальные услуги, которыми люди не пользовались во время ведения боевых действий или временной оккупации.
Восточный Вариант ранее пообщался с юристом Общественной организации «Донбасс СОС» Натальей Юрловой о том, какая ситуация с этими вопросами сейчас, и расскажет о возможных вариантах урегулирования с правовой точки зрения.
По словам правозащитницы Натальи Юрловой, Постановлением Кабинета Министров Украины от 5 марта 2022 года №206 “Некоторые вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг в период военного положения” решен вопрос оплаты жилищно-коммунальных услуг во время военного положения.
Согласно этому решению, правительство запретило взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги от потребителей и членов их семей, которые были вынуждены покинуть свое место жительства.
Это касается задолженности, которая образовалась после 24 февраля 2022 года, начиная с даты начала боевых действий или временной оккупации территорий, где расположены жилые и/или нежилые помещения, дома.
Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированных российской федерацией утвержден приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий и регулярно обновляется с учетом зоны ведения боевых действий и оккупации (деоккупации) части территорий.
Однако, на практике, проблема оплаты счетов за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) является достаточно острой и создает значительную финансовую нагрузку для эвакуированных лиц. Счета за коммунальные платежи нужно платить как по покинутому месту жительства, так и по фактическому месту пребывания.
Поэтому для того, чтобы не платить задолженность за ЖКУ потребители, члены их семей, которые вынуждены были покинуть свое место жительства, должны обратиться к исполнителю коммунальных услуг (управляющего многоквартирного дома, другого уполномоченного совладельцами лица) и выполнить следующие действия:
- Получить справку о постановке на учет в местном органе власти (ВПЛ) в бумажной или электронной форме.
- Подготовить другие документы, которые подтверждают факт отсутствия лица в жилом/нежилом помещении, доме, например, документы с места временного проживания, работы, лечения, обучения, прохождения службы и т.п.
- Подать исполнителю коммунальных услуг (управляющему многоквартирного дома, другому уполномоченному совладельцами лицу) полученные документы.
После проверки полученных документов, исполнитель коммунальных услуг должен осуществить списание задолженности за ЖКУ.
Кроме справки о постановке на учет ВПЛ можно предоставлять другие документы, подтверждающие факт отсутствия лица в жилом/нежилом помещении, доме.
Например, это могут быть документы с места временного проживания в иностранном государстве, работы, лечения, обучения, прохождения службы и т.п. Перечень документов неисчерпаем.
Указанная норма Постановления КМУ №206 касается только задолженности, образовавшейся после 24 февраля 2022 года.
Таким образом, даже если лицо вынуждено было покинуть свое жилье раньше, то запрет взыскания задолженности будет распространяться только на те коммунальные платежи, которые поступали после 24 февраля 2022 года.
Для этого нужно обратиться к поставщику коммунальных услуг и предоставить справку о постановке на учет ВПЛ или другие документы (с места временного проживания в иностранном государстве, работы, лечения, обучения, прохождения службы и т.д.).
Наталья Юрлова отмечает, что не стоит забывать также о действии статьи 7 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, которая распространяется на всю территорию Украины, независимо от того находится ли жилое/нежилое помещение в зоне ведения боевых действий или на временно оккупированных территориях.
В частности, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 7 вышеупомянутого Закона потребитель имеет право не оплачивать стоимость коммунальных услуг в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (другом объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг.
Однако данное положение не распространяется на поставку отопления.
Как обратиться на горячую линию Восточного Варианта?
- Номер горячей линии (может меняться): +38 091 48 18 150
- Telegram: @Help_print_bot
- Электронная почта: [email protected]
- Viber: Help Print Bot
- Skype: Help Print
- Signal: +380738955177
- Telegram-бот медиа с возможностью зарегистрировать обращение: @eastvar_bot
***
Напомним, что горячая линия "HelpPrint" создана командой онлайн-медиа "Восточный Вариант" для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий, а также переселенцев, нуждающихся в помощи или желающих поделиться информацией.
Горячая линия является полностью конфиденциальным каналом общения. Мы гарантируем безопасность и полную анонимность.
Читайте также: Какую помощь украинцы могут получить после выезда с ВОТ: о чем спрашивают на горячей линии Восточного Варианта
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.