Здесь семья — это побратимы. Как ВСУ отмечают новогодние праздники на передовой
Новый год на службе бывает разным. Иногда приходится встречать в промерзшей землянке, где мыши сгрызают все запасы. А иногда удается приготовить целый таз оливье на 70 человек в собственноручно отремонтированном пищеблоке.
Евгений с позывным «Домовой» встал на защиту украинского государства в 2014 году. Грядущий 2023 год будет пятым по счету, который он встречает на позициях из общих 7 годов службы, что пришлись на годы российско-украинской войны.
Он говорит просто: застолье на службе мало чем отличается от дома. Наши защитники стараются соблюдать традиции в самых тяжелых условиях, так же готовят блюда и поздравляют друг друга, желая всего наилучшего.
«Восточный Вариант» узнал, как отмечают зимние праздники на передовой и в тылу.
На фронте с начала войны
Евгений «Домовой» сейчас на Донетчине, занимается обеспечением наших защитников.
В целом же в российско-украинской войне участвует с 2014 года.
«До начала войны у меня было восемь лет выслуги. Я с 1986 по 1993 год служил в армии. Окончил школу прапорщиков еще в советской армии. Сейчас это звание в украинской армии называется “штаб-сержант”», — рассказывает Евгений.
Присягу на верность Украине Евгений принял в 1991 году. Как он сам говорит «присяга — ровесница независимой». В 1993 году Евгений уволился в запас. А в 2014 году война постучала в дверь. И он сам пошел в военкомат, где возобновил службу в рядах Вооруженных сил Украины.
Евгений служил в составе 92-й отдельной механизированной бригады, которую также называют чугуевской. Это название происходит от места постоянной дислокации. Именно она освобождала Купянск этой осенью.
В ее рядах должен был продолжать службу Евгений и после 24 февраля. Но его город Мариуполь почти сразу оказался в окружении. Поэтому он отправился в территориальную оборону Мариуполя.
«Все зависит от обстоятельств»
За годы службы Евгению не раз приходилось встречать праздники не дома в кругу семьи, а в военной форме на позициях. Мужчина признается: соблюдение традиций празднования всегда зависело от разных обстоятельств.
Он вспоминает свое первое празднование нового года на передовой. Это было в поселке Трехизбенка Луганской области. Приближался 2015 год. Украина впервые готовилась праздновать в условиях российско-украинской войны. Готовились и наши защитники, впрочем, блюда были очень скромные.
«На праздничном столе, хотите верьте, а хотите нет, из сладкого было только печенье, помеченное мышами. А еще была волонтерская рисовая каша с морковью», — говорит Евгений.
Он добавляет, что было очень тяжело и, если бы не волонтеры, они голодали бы.
«Продуктов было много, но приготовить было невозможно. Нас день и ночь обстреливали. Следовало только затопить печь или зажечь костер, как сразу прилетал танковый снаряд», — говорит Евгений.
Также блюдами его угощали и местные жители из крайнего дома. Впрочем, сам Евгений не ел, все пытался нести в окоп к своим ребятам.
Следующий, уже 2016 год, Евгений встречал в Счастье. Вспоминает, что позиции там размещались на территории заброшенного детского лагеря, поэтому условия были получше. К тому же рядом находились магазины, где можно было купить необходимое к столу.
В преддверии 2017-го года «Домовой» был возле Марьинки. Многие подразделения были разбросаны по территории, кто-то жил в полуразрушенных заброшенных домах. В каких-то домах были дрова, а еще было электричество, так что приготовить было возможно.
«Еще такое вспомнил: к нам на огромном автобусе приезжала бригада харьковских волонтеров. Это было уже после нового года. Где-то на Рождество. Они устроили нам такой концерт, это была роскошь. С песнями, колядками, плясками. Я этого никогда не забуду. У меня даже видео было…», — говорит военный.
Но видео, к сожалению, не сохранилось. Оно осталось на старом ноутбуке Евгения в Мариуполе. Компьютера больше нет, как собственно, и дома. «Наша с женой жизнь уместилась в одну сумку», — говорит мужчина.
2018 Евгений встретил дома, а в 2019 подписал контракт о службе. И уже «ковидный» 2020 год встречал на шахте «Бытовка-Донецкая», которая располагается на северной окраине Донецка.
«Там мы жили в развалинах. Сама эта шахта была разбита. Но я умудрился там побелить пищеблок. Там у меня 70 душ питались. И вот на новый год я им приготовил огромный таз салата оливье. Это был им от меня персональный презент», — рассказывает «Домовой».
Все может быстро измениться
Евгений повторяет, что все зависит от обстоятельств. Здесь важно и расстояние между нашими позициями и позициями врага.
«В 2014 году мы жили в землянке в Трехизбенке, там же и праздновали. Мороз был ужасный. Еще и постоянные танковые обстрелы из-за Северского Донца. У нас вместо валюты был кипяток, потому что вскипятить что-то было невозможно. А вот с 2019 на 2020 у меня все было организовано: я централизованно организовал пищеблок, даже печь выложил кирпичом», — вспоминает штаб-сержант.
Впрочем, отмечает, что на войне все может быстро поменяться, а военные должны оставаться внимательными.
«У нас нет выходных, праздников, ночей. У нас ненормированный рабочий день, нет суббот и воскресений. Вот я сейчас с вами говорю, мы еще здесь. А через час нас могут поднять и весь батальон уйдет в другом направлении. А с празднованием на самом деле все очень просто. Не так, как в семейном кругу, потому что нет рядом родных и близких. Здесь родные и близкие — это твои побратимы по окопу. Но самое главное, что все желают друг другу всего наилучшего и скорее вернуться к семьям», — объясняет Евгений.
Спасибо нашим защитникам за возможность отмечать все новогодние праздники с близкими. Помним о тех, кто сейчас в плену. А также о тех, кто уже не с нами, потому что защищал наш покой.
***
Читайте также: Рисковали жизнью и свободой: истории трех водителей, которые занимались эвакуацией людей из Мариуполя во время блокады