Общество

8 из 10 медучреждений разрушены: как россияне уничтожили медицинскую систему Мариуполя

Маріуполь медзаклади
Колаж: Східний Варіант

В 2022 году медицинскую систему Мариуполя ожидало много изменений. В городе планировали создать Муниципальный лабораторный диагностический центр, запустить передвижной медицинский комплекс для предоставления услуг в отдаленных районах, расширить сеть коммунальных аптечных пунктов.

Но россия разрушила не только планы на дальнейшее развитие, но и отобрала то, что уже было создано в Мариуполе. Российская армия целенаправленно била по больницам, стационарам и амбулаториям, чтобы не просто запугать людей, а забрать всякую надежду на спасение из ада.

Критическая медицинская инфраструктура разрушена почти полностью — в городе не осталось первичной помощи, общих больниц, детских больниц, роддомов и психиатрических учреждений.

“Восточный Вариант” исследовал отчет, а также пообщался с аналитикиней Украинского центра здравоохранения (UHC) Дианой Руснак о том, какие районы Мариуполя больше всего пострадали от российских обстрелов, без каких больниц остался город и что там происходит сейчас.

Уничтоженные здания

Фотографии фотожурналиста Евгения Малолетки, которые он сделал в Мариуполе в марте 2022 года, позволили всему миру увидеть, к каким жестоким средствам прибегает российская армия, чтобы достичь своего. И именно благодаря этим фотографиям мы можем оценить масштабы разрушений нескольких важнейших медицинских объектов Мариуполя, что является не просто жестокостью со стороны российских военных, а также полным нарушением международных норм, в частности Женевской конвенции.

Аналитики Украинского центра здравоохранения (UHC) отмечают, что больше всего учреждений предоставления медицинских услуг пострадало в Центральном и Левобережном районах города. Здесь активно продвигалось наступление российских войск, чем аналитики объясняют столь большие масштабы разрушений именно в этих районах.

Маріуполь медзаклади
Скриншот: Отчет UHC / Разрушение медицинской инфраструктуры Мариуполя в результате полномасштабного вторжения рф: анализ Украинского центра здравоохранения (UHC)

Разрушения получили пять из шести многопрофильных больниц — четыре городских и областная больница. Это, в частности, Городская больница №1, №8, №4. Также была полностью разрушена больница №9 (так называемая “Больница водников”).

Также разрушения со стороны российской армии получили четыре из пяти заведений, оказывавших помощь матерям и детям.

“9 марта авиаударом были разрушены здания ТМО “Центр здоровья ребенка и женщины” (детский диагностический корпус и роддом). А в период между 14 и 29 марта произошло разрушение Городского роддома и Перинатального центра г. Мариуполь”, — говорится в отчете Украинского центра здравоохранения (UHC).

Маріуполь медзаклади
Областная больница интенсивного лечения в Мариуполе / Фото: MedKontrol

В значительной степени пострадали учреждения первичной медицинской помощи. В отчете указывается о разрушении 33 из 46 амбулаторий.

Эксперты UHC отмечают, что “были разрушены все четыре амбулатории Центра первичной медико-санитарной помощи №4, которые находились на одной локации и обслуживали большую территорию. Восемь амбулаторий Центра первичной медико-санитарной помощи №2, расположенные на двух локациях, также полностью разрушены вместе с близлежащими домами”.

По мнению аналитикини UHC и координаторки проекта по документированию преступлений против системы здравоохранения Дианы Руснак, данные обработанные при подготовке отчета свидетельствуют как о невыборочных обстрелах российскими войсками объектов медицинской инфраструктуры, так и о таргетированных, то есть умышленных атаках.

Таким, в частности, был авиационный обстрел Мариупольского территориального медицинского объединения здоровья ребенка и женщины в центре города, осуществленный 9 марта, где принимали роды после начала полномасштабного вторжения.

Маріуполь медзаклади
Разрушение в результате обстрела МТМО здоровье ребенка и женщины в результате российского обстрела / Фото: MedControl

“Если говорить о разрушении медицинской системы не только в Мариуполе, но и в целом по всей территории Украины, то россия чаще использует невыборочные обстрелы, не различая гражданскую и военную инфраструктуру”, — отмечает Диана Руснак.

Кражи медицинского оборудования

В мае, после полной оккупации города, в информационном пространстве стали появляться сообщения о кражах оккупантами медицинского оборудования. В частности, городской совет Мариуполя сообщал о краже аппаратов искусственной вентиляции легких

Позже советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко также сообщал о похищении россией хирургического оборудования, которое передали больницам оккупированного Донецка под видом “подарка” от российской политической партии.

Маріуполь медзаклади
Фото: Telegram-канал Мариупольского городского совета

Напомним, что к подобным действиям оккупанты прибегали и в Луганской области. Глава Луганской ОВА Сергей Гайдай сообщал о похищении техники и оборудования из местных школ и больниц Кременной.

Всего же, по предварительным оценкам Мариупольского городского совета, ориентировочный ущерб медицинской системе города вследствие военного вторжения россии, составляет более 1 миллиарда гривен.

К сожалению, сегодня невозможно назвать точную цифру, поскольку официальные украинские органы власти не имеют доступа к оккупированным территориям.

Убиты профессиональные медики

В ходе активных боевых действий на территории Мариуполя были разрушены не только медицинские учреждения. Медицинское сообщество города потеряло многих профессионалов — они погибли, продолжая выполнять свою работу.

“Восточный Вариант” запросил информацию у Мариупольского городского совета о количестве погибших и раненых сотрудников медицинской системы города. Сейчас известно о 31 погибшем и 28 раненых.

Посмертно Указом Президента были награждены еще три врача — Сергей Власюк, Андрей Гнатюк и Анатолий Казанцев.

Маріуполь медзаклади
Врачи Сергей Власюк, Андрей Гнатюк и Анатолий Казанцев, награжденные посмертно

Также городской совет сообщал о случаях депортации медицинского персонала и пациентов из разных медучреждений города.

Часть медицинского персонала покинула Мариуполь, часть осталась в Мариуполе и продолжает оказывать медицинские услуги, но уже под флагом так называемой “днр” и россии.

В то же время российские пропагандистские медиа снимали сюжеты о якобы “десанте врачей из россии”, приехавших работать в оккупированный Мариуполь.

“Но доверять этим показным сюжетам не стоит”, — считает Диана Руснак.

У международных организаций нет доступа

Достоверно и точно исследовать, что происходит с медицинской системой Мариуполя сейчас невозможно, поскольку официальные украинские органы власти не имеют доступа к оккупированным территориям. Не имеют его и специальные международные организации.

“С лета прошлого года доступ в Мариуполь имел только Международный Красный крест и Красный крест россии. Другие организации, например, “Врачи без границ” или Гуманитарная миссия ООН не могут попасть в город, поскольку россия не предоставляет доступ”, — отмечает Диана Руснак.

Маріуполь медзаклади
“Врачи без границ” / Фото: msf.org

Она также добавляет, что в начале осени прошлого года в информационном пространстве распространялась критика в сторону Красного креста из-за характера помощи, которую он оказывал жителям Мариуполя.

“Критика заключалась в том, что представители организации выдавали только продуктовые наборы, в то время как в городе был зафиксирован огромный дефицит лекарств и питьевой воды”, — объясняет аналитикиня.

Отсутствие доступа международных организаций усложняет работу по документированию преступлений россии против украинского народа. И чем дольше продлится оккупация, тем сложнее после деоккупации будет продвигаться фиксация повреждений и действий военных рф в этих регионах.

Маріуполь медзаклади
Фото: Евгений Малолетка

“В первую очередь, в будущем будет сложно подсчитать ущерб нанесенный инфраструктуре, поскольку сейчас россияне сносят полностью разрушенные здания. Относительно зданий, которые получили частичные повреждения, ситуация похожая. Я не думаю, что они постараются сохранить их, например, от ненадлежащих погодных условий. Кроме этого, невозможно подсчитать и количество украденного и вывезенного медицинского оборудования”, — объясняет Диана Руснак.

Впрочем, по ее мнению, данные, которые команда UHC собрала для отчета, уже можно использовать сейчас, а затем и в будущем, как первичную базу для работы по оценке преступлений россии против мирных жителей.

С полным текстом отчета можно ознакомиться по этой ссылке.

***

Т
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку