Актуально
Как переселенцам найти работу в новой громаде и помогает ли в этом государство

После вынужденной эвакуации из прифронтовых громад переселенцы нуждаются в достойном трудоустройстве, чтобы обеспечить себя и свои семьи. Однако в большинстве случаев искать работу на новом месте им приходится самостоятельно, а помощи от государства почти нет, говорят правозащитники.
Восточный Вариант пытается разобраться, какова ситуация с трудоустройством переселенцев в Украине и помогают ли им найти работу.
47% ВПЛ потеряли работу из-за перемещения
По состоянию на октябрь в Украине официально зарегистрировано 4,5 миллиона переселенцев, из них 1,8 миллиона — в трудоспособном возрасте. При этом более 118 тысяч переселенцев нуждаются в трудоустройстве. Об этом Восточному Варианту в комментарии рассказал Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец.
“Политика с 2024 года сознательно уменьшила выплаты на проживание для ВПЛ, перешла к оказанию помощи только наиболее уязвимым категориям, чтобы стимулировать экономическую самостоятельность. Но без достаточно развитых и доступных механизмов трудоустройства этой самостоятельностью воспользоваться непросто. Данные Международной организации по миграции (IOM), обнародованные в апреле 2024 года, показывают, что структурные барьеры трудоустройства не устранены, а следовательно — политика стимулирования экономической активности пока не подкреплена реальными инструментами”, — говорит Дмитрий Лубинец.

По данным исследования, доля ВПЛ, которые активно работают, составляет лишь 37%, ВПЛ, которые потеряли работу из-за перемещения — 47%, говорит Омбудсман. Количество ВПЛ, которые пытаются найти работу, но не могут — более 28%. Среди основных причин называют отсутствие вакансий по специальности, отсутствие работы в громаде, уход за детьми или лицами с инвалидностью или даже дискриминационные требования работодателей. При этом 64% переселенцев имеют высшее или профессиональное предвысшее образование, однако большинство предлагаемых вакансий не соответствуют их квалификации, что формирует “невидимую безработицу”.
“В громадах, куда выехало больше всего ВПЛ (западные и центральные регионы), уровень конкуренции за рабочие места выше в два раза. Кроме того, ВПЛ перемещаются в населенные пункты с наличием жилья, поэтому спрос на работу превышает предложение в некоторых громадах в 3–5 раз. В то же время общий рынок труда Украины находится под значительным давлением: война, мобилизация, разрушение предприятий, миграция работников — все это уменьшает количество вакансий и меняет профиль спроса на рабочую силу. Итак, с одной стороны — большой потенциал трудоустройства среди ВПЛ, с другой — существенные барьеры, которые сдерживают этот процесс”, — объясняет Дмитрий Лубинец.
На начало 2025 года в Украине было более 116 тысяч открытых вакансий, причем наибольшая их доля приходилась на крупные предприятия . Наибольший спрос наблюдается в сферах охраны здоровья, транспорта, водоснабжения и перерабатывающей промышленности. Крупные предприятия чаще сталкиваются с дефицитом кадров, особенно производственных и технических профессий. Таким образом, указанные исследования свидетельствуют, что существующие механизмы трудоустройства не удовлетворяют потребности. А Государственная служба занятости предлагает работу в основном низкой квалификации и низкой оплаты.
“В Украине нет достаточно действенной централизованной программы, ориентированной именно на ВПЛ, с предоставлением профилактических и сопроводительных услуг (подбор вакансий, профессиональное консультирование, переквалификация, сопровождение работодателей). Многие переселенцы не знают, куда обращаться, как оценить свои компетенции, как их адаптировать к рынку труда в новой громаде. ВПЛ часто имеют профессии или опыт, которые не соответствуют новым условиям или региону, в котором они перерегистрировались. Не хватает механизмов признания или адаптации этих навыков к местному рынку труда”, — рассказывает Дмитрий Лубинец.
“Не можем проследить, чтобы кто-то занимался сейчас этим вопросом в государстве”
Проблема трудоустройства переселенцев существует не только из-за того, что люди массово переезжают из прифронтовых в более безопасные регионы страны. На это влияет ряд факторов, которые государство должно проанализировать для дальнейшего решения. Об этом рассказывает юристка-аналитикиня ОО “Донбасс SOS” Тайя Аврам.
Когда существовало Министерство реинтеграции, вопросами занятости переселенцев занималась Вице-премьер-министрка Ирина Верещук. После ликвидации ведомства, говорит Тайя Аврам, этим направлением в стране никто целенаправленно не занимается.
“Ирина Верещук разрабатывала стратегии занятости внутренне перемещенных лиц. Мы, кстати, также входили в рабочую группу. После того как Верещук перешла в Офис Президента, а Министерство реинтеграции ликвидировали, к сожалению, мы не можем проследить, чтобы кто-то занимался этим вопросом. Сейчас разрабатывается Стратегия занятости населения в целом для всех, этим занимается Министерство экономики. Мы подавали свои рекомендации относительно того, как можно улучшить ее в направлении занятости переселенцев, потому что это миллионы людей. Но учтут ли их — неизвестно. Параллельно Министерство развития разрабатывает Стратегию государственной политики в отношении ВПЛ. Мы также входим в рабочую группу, однако не можем предсказать, учтут ли наши рекомендации в итоге”, — рассказывает юристка-аналитикиня.

В 2024 году Министерство реинтеграции разработало проект Стратегии государственной политики в отношении занятости ВПЛ на период до 2027 года, рассказывает Дмитрий Лубинец. Однако после реорганизации министерства работа была фактически остановлена.
“Отсутствие четкого координирующего органа создало институциональный пробел”», — говорит Омбудсман.
Восточные области Украины, откуда люди эвакуируются из-за боевых действий с 2014 года, более 100 лет развивались как промышленные. Здесь образовался сильный промышленно-инфраструктурный центр, который наполняли металлурги, шахтеры, машиностроители, горняки, инженеры, механики, а еще — исследователи и профессора. После вынужденного переселения специалисты промышленности не всегда могут найти подходящую работу в принимающих громадах. Вместо этого в центрах занятости им предлагают переучиться по ваучеру, что занимает время, или трудоустроиться на другую, менее оплачиваемую работу не по специальности.
Но сейчас в более безопасных регионах Украины может не хватать работы даже для местных.
В Украине действуют некоторые программы, которые якобы должны поддержать переселенцев в тяжелые для них времена. Например, “Армия восстановления” — программа привлечения на работу украинцев, которые потеряли ее из-за войны. Это общественно-полезные работы, в которых люди разгребают завалы и восстанавливают поврежденные обстрелами дома, готовят дрова для населения и военных, разгружают гуманитарную помощь и т. д. Такие работы финансируются из Фонда страхования и оплачиваются на уровне минимальной заработной платы, которая сейчас составляет 8000 гривен. Но будем честны, для человека, который бросил все, должен арендовать жилье за немалые деньги и еще кормить семью, такой суммы категорически не хватает.

С 2022 года предприниматели, которые предоставляют работу внутренне перемещенным лицам, могут получить компенсацию от государства в размере минимальной зарплаты. По замыслу, эти средства работодатель должен добавить к зарплате переселенца. Однако Тайя Аврам говорит, что такая инициатива сопровождается дополнительными тщательными проверками для предпринимателей:
“Мы слышали отзывы, что бизнес брал переселенцев на работу, получал компенсацию. Однако потом на них обрушился шквал проверок, что они уже были и не рады, что приняли участие в этой программе компенсаций, и лучше бы трудоустроили переселенцев как простых работников”.
При эвакуации в принимающую громаду, переселенцы могут встать на учет в местный центр занятости, где специалисты попытаются подыскать для них работу. Минимальный размер пособия по безработице сегодня составляет 1500 грн, максимальный — 8000 грн. Срок выплаты во время военного положения не превышает 90 календарных дней. За это время переселенцы должны найти работу и трудоустроиться. При этом время от времени нужно отмечаться в центре занятости.
“Министерство социальной политики всегда хотело стимулировать переселенцев к трудоустройству. Несколько лет назад изменили правило назначения выплаты пособия на проживание. Они писали, что человек должен встать на учет в центре занятости или как-то занять себя, чтобы продолжались выплаты переселенцам. Но если встать на учет, то это не решает проблему, ведь работы может просто не быть. Конечно, ваучеры на обучение могут помочь человеку освоить новую профессию, однако это все же об обучении и о времени. «Армия восстановления», казалось, хорошее решение, но оно временное. Нужно смотреть на системные факторы безработицы переселенцев. Причина не только в том, что у человека нет соответствующего образования для потребностей рынка в регионе, где он проживает. Но громады и бизнес могут просто не иметь работы для людей в принципе”, — делится Тайя Аврам.

Часть переселенцев выезжает с временно оккупированных (ВОТ) на подконтрольные территории Украины. Для них найти работу — еще труднее. Ведь, чтобы найти работу по специальности, нужно подтвердить свое образование.
Недавно в Украине приняли порядок признания учебных результатов, полученных украинцами в оккупации. В формате собеседования или другой проверки человек может подтвердить свои знания и найти работу по специальности. Однако есть ряд профессий, по которым результаты обучения не признаются: журналистика, политология, социология, право, богословие, государственная безопасность, педагогические науки и т. д.
К тому же подтвердить знания смогут только те, кто имеет украинский школьный аттестат. Аттестат из оккупационного учебного заведения не принимается. Поэтому человеку, который заканчивал школу на ВОТ, придется еще и пройти экстернатное обучение, что также займет время.
“Если оценивать в целом, нужно, чтобы государство оценило, почему так происходит. Проблема безработицы переселенцев заключается не только в том, что они перемещены, но и во многих факторах. Нужно исследовать способность рынка, а также положение самих переселенцев: действительно ли у них есть все, чтобы они пошли на работу? Если есть маленькие дети, а обучение в онлайн-формате, то конечно один из родителей должен быть с ребенком. Или вообще нет кружков в громаде, где можно было бы оставить ребенка, чтобы идти на работу. Это все взаимосвязано”, — говорит юристка-аналитикиня.

Сейчас возлагают надежды на Национальную стратегию занятости населения Украины на 2030 год, которую разрабатывает Министерство экономики. Она может включать меры, ориентированные на переселенцев, в частности, создание условий для труда и развитие самозанятости. Но ее практическая реализация — еще впереди.
“Мы должны помнить, что даже при наличии работы ВПЛ чаще других сталкиваются с нестабильной занятостью, неполной ставкой или теневой работой. Поэтому поддержка должна не только предлагать вакансии для трудоустройства, но и иметь комплексный подход, который включает меры по непосредственному трудоустройству, а также связанные с ним сферы жизни: доступ к социальным услугам, жилью, профессиональная поддержка при открытии или восстановлении собственного дела и т. д.”, — говорит Дмитрий Лубинец.
Куда могут обратиться переселенцы по поиску работы?
✅ Государственная служба занятости
Центральный орган в стране, который занимается поиском работы для трудоспособного населения. Здесь можно встать на учет, оформить выплату пособия по безработице, получить ваучер на обучение новой профессии.
Контакт-центр: 1518
В каждом регионе и городе Украины есть свое представительство службы занятости, куда по месту жительства могут обратиться переселенцы. Больше информации на официальном сайте.
✅ Платформа “Прихисток. Робота”
“Прихисток. Робота” — онлайн-сайт, на котором размещаются вакансии для украинцев, которые потеряли работу из-за войны. Сейчас на платформе около 65 тысяч вакансий от государства и бизнеса. Некоторые из них идут с предоставлением жилья.
✅ Компенсация предпринимателям за трудоустройство ВПЛ
Услуга предназначена для компенсации работодателю расходов на оплату труда за каждого трудоустроенного человека из числа внутренне перемещенных лиц в результате проведения боевых действий во время военного положения в Украине. Прочитать подробнее о ней можно на странице в Дії.
✅ Гранты для населения
Украинцы могут получить грант на собственное дело в рамках государственной программы “єРобота”. Размер финансирования от государства составляет от 250 тыс. грн до 1 млн грн. Отправить заявку можно на онлайн-портале Дія.
















