Украинский голос Донетчины: жизненный путь педагога и диссидента Олексы Тихого, который боролся с русификацией
И в советское время были те, кто отстаивал интересы украинской национальности и самобытности. Советскую власть это очень раздражало. Они не находили других путей, кроме как уничтожать этих людей, сажать, подвергать пыткам, убивать. Олекса Тихий — правозащитник, педагог, диссидент, член-основатель Украинской хельсинкской группы. А родился он в Краматорском районе, на хуторе Ижевка, что рядом с Алексеево-Дружковкой. Рассказываем о нашем земляке, который при своей жизни горячо защищал украинский язык и предсказал украинскую независимость за 10 лет до того
«Язык — один из основных признаков нации. Язык — фундамент культуры. Родной язык — самое дорогое сокровище народа. Родной язык — основа интеллекта, родной язык — основа патриотизма. Родной язык должен беречь, развивать каждый человек. Умирает язык — умирает культура. Умирает культура — прекращается прогресс, и историю начинают творить Нероны, Бисмарки. Муссолини, Гитлеры, Сталины, Мао Цзэдуны. А какая это история — всем известно» (с)
Так Алексей Тихий размышлял о важности языка для каждой нации в своей статье “Мысли о родном донецком крае”, которая вышла в 1972 году. Автор искренне убежден, что с языка начинается национальное самосознание, самоидентификация и сопровождающее их в дальнейшем саморазвитие. Свою позицию — сохранение языка, как сердцевины национального духа и создания национального государства, — он пронесет всю жизнь и выразит на страницах своих работ, которые были актуальными как в советское, так и в наше время независимости.
Олекса Тихий родился в 1927 году. Учился в Запорожском сельхозинституте, Днепропетровском институте инженеров транспорта, а после — в Московском государственном университете на философском факультете.
В 21 год Олексу Тихого впервые арестовывают КГБ за его критические высказывания вслед кандидату в депутаты. Трибунал Донецкой (а тогда — Сталинской) области осудил его на 5 лет лишения свободы, но после “профилактики” наказание было заменено на условное.
В разные годы Олекса Тихий преподавал биологию, физику, математику, украинский язык. С 1954 года работал учителем истории в родном селе, но через два года его второй раз арестовывают за направленное в ЦК КПСС письмо с осуждением введения советских войск в Венгрию. “За антисоветскую агитацию и пропаганду” осужден на 7 лет лагерей и 5 лет лишения гражданских прав.
После освобождения в 1964 году Олекса Тихий не имел права работать по специальности, поэтому работал всюду: грузчиком, слесарем-механиком, пожарным. В это время он начинает писать, думать о судьбе своего народа и родного края, распространять самиздат.
«Бешеная травля украинского народа Польшей, цисарской Австро-Венгрией и российским царизмом (тюрьма народов) не смогла уничтожить народ. Не помогли этому ни Уния, ни Валуевский циркуляр. Так неужели в эпоху расцвета наций, национальных культур, национально-освободительных движений во всем мире должны исчезнуть 2.7 миллионов украинцев Донецкой области?» (с)
Олекса Тихий пишет о русификации Донетчины, о проблеме отсутствия украинского языка в культуре и образовании, о необходимости уделять больше времени самоидентичности. В январе 1972 года он направил в редакцию газеты “Советская Донетчина” статью “Размышления об украинском языке и культуре в Донецкой области”, а в начале 1973 — в Президиум Верховного Совета УССР письмо под названием “Мысли о родном донецком крае”. После следовали очерк “Сельские проблемы” и размышление “Вы и мы”.
В ноябре 1976 года Олекса Тихий вместе с Николаем Руденко, Петром Григоренко, Оксаной Мешко, Левком Лукьяненко, Александром Бердником, Ниной Строкатой, Иваном Кандыбой и Николаем Матусевичем выступил за создание Украинской хельсинской группы — одной из первых правозащитных ассоциаций.
Общественная и литературная деятельность Олексы стала причиной его ареста в 1977 году. Его снова обвинили в “антисоветской агитации и пропаганде” и в “незаконном хранении оружия”. Хотя, как рассказывают очевидцы, оружие ему подбросили. Олексу Тихого лишили свободы на 10 лет со ссылкой на 5 лет.
Он принимал активное участие в акциях протестов заключенных, неоднократно объявлял голодовку. Уже в неволе Олекса Тихий вместе с Василием Романюком написали “Историческая судьба Украины. Письмо украинских политзаключенных. Попытка обобщения”. На страницах письма высказывались пожелания в будущем независимости Украины.
Здоровье Олексы Тихого стало ухудшаться в апреле 1979 года во время очередной голодовки. У него были язвенные кровотечения, низкое давление, но начальник лагеря заявлял, что это симуляция. Врачи либо отказывались его лечить, либо делали это кое-как. Несколько месяцев он проводит в штрафном изоляторе, где его наказывают за любые проступки.
Олексе Тихому диагностировали язву двенадцатиперстной кишки, анемию, гепатит и другие тяжелые болезни. Он быстро терял вес, а на последнее свидание с сыном Владимиром и женой Ольгой его вывели под руки.
Он умер в мае 1984 года, находясь в камере тюремной больницы Перми. Семье не разрешили забрать тело. Только через пять лет в Украину вернут останки Олексы Тихого вместе с прахом Василия Стуса и Юрия Литвина. Они перезахоронены на Байковом кладбище.
«Я — для того, чтобы жил мой народ, чтобы поднималась его культура, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосном хоре мировой культуры. Я — для того, чтобы мои земляки-донбассовцы давали не только уголь, сталь, прокат, машины, пшеницу, молоко и яйца» (с)
Анатолий Загнитко, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и прикладного языкознания и славянской филологии Донецкого национального университета им. Василия Стуса, и автор нескольких работ об Олексе Тихом, называет диссидента «оберегом украинского языка» и отмечает его отстаивание прав украинского народа. В своих трудах Олекса Тихий рассматривал ситуацию в селах Донецкой области, освещал проблему отсутствия украинских школ.
“Его работа «Размышления об украинском языке» была неким компендиумом, из которого четко восстала его позиция. А уже следующая работа, «Словарь языковых покручей», даже сегодня не теряет своей цены и актуальности”, — говорит Анатолий Загнитко.
“Словарь несоответствующих нормам украинского литературного языка слов” (или “Словарь языковых покручей”) Олекса Тихий составил с целью сохранения чистоты украинского языка. Это мнение подтверждает Анатолий Загнитко:
“Олекса Тихий выступал за чистоту, за упорядочение лексического фонда. Не забываем, что тогда все районные, городские украинские газеты получали регулярно списки слов, которые считались неуместными для употребления. Как раз этот словарь показывает нам, насколько это актуально, насколько это зримо. Это действительно выражение принципов самоидентификации, самовыражения, и именно национальной самобытности”.
Первая статья Анатолия Загнитко о деятельности Олексы Тихого касалась анализа и значения именно этого словаря. Материал был написан для двухтомника, посвященного диссиденту, который готовило Донецкое отделение Просвиты. В 2017 году Анатолий Афанасьевич принял участие в конференции “Мыслить с Олексой Тихим. Достоинство, воспитание, идентичность”, по результатам которой вышел сборник трудов.
Память о правозащитнике, преподавателе и диссиденте с Донетчины живет и сегодня. В его честь проводят конференции, встречи, литературные чтения, свою деятельность ведет Общество имени Олексы Тихого. Имя диссидента носят улицы в Киеве, Ковеле, Солонце, Яремче. Интересный факт: дорога, которая соединяет между собой Славянск, Краматорск, Дружковку и Константиновку, также носит имя Олексы Тихого.
“Однажды в тюрьме Олекса Тихий сказал своему надзирателю, что Украина через 10 лет будет независимым государством. Это было начало 1980-х. За это его даже хотели признать психически больным. Знаете, его деятельность в очередной раз опровергает, что Донетчина — это «пророссийский край», это святая неправда! Олекса Тихий родился там, получил образование в университете в Москве, но вернулся и увидел эту катастрофическую ситуацию. Он видел, как навязывается новому поколению русский язык. Поэтому его роль в сохранении, приумножении, развитии этих традиций, алгоритмов борьбы за украинский язык, она выдающаяся. И сегодня имеет право на продолжение и развитие”, — говорит Анатолий Загнитко.
Следить за национальной самобытностью языка и заботиться о формировании молодого поколения в национально-языковом пространстве — такие главные уроки современные украинки и украинцы могут вынести из жизненного пути Олексы Тихого. Он стал очередным представителем элиты украинской нации, которого замучили и лишили свободы говорить. Для Донетчины это пример достойного земляка, который заслуживает уважительной памяти и сохранения его идей для следующих поколений.
***