"Отдали все деньги, чтобы жить в бесплатной квартире": как оккупанты втридорога сдают мариупольцам жилье для бездомных
Наступление россиян в Мариуполе в начале полномасштабного вторжения буквально за месяц сократило в десятки раз количество пригодных к жизни объектов. Выбитые ракетами стены квартир, выжженные дотла многоэтажки, обвалившиеся и сравненные с землей дома “удалили” с карты города тысячи квадратных метров недвижимости. Когда же оккупанты захватили разбомбленный Мариуполь — в первые же дни официально заявили о том, что они заселят всех новых “бездомных” в новые, комфортабельные дома. В основном речь шла о тех мариупольцах, которые потеряли жилье из-за хаотичных авиаударов по городу, — когда за день обваливались несколько многоэтажек, то есть на глазах исчезали сотни квартир.
Сейчас в Мариуполе часть домов оккупанты пытались восстановить. По крайней мере так казалось, когда они накрывали пленкой выбитые этажи с подъездами и снесенные крыши многоэтажек. После того, правда, так называемая власть часто давала “отмашку” мариупольцам: “вам надо — сами и ремонтируйте”, или нанимайте кого-то. Ответы, кстати, официально поступали от “верхушки” оккупационной власти Мариуполя, от руководства “днр” и даже от рф. Во всех структурах и на всех уровнях местным фактически указывали на то, что на них нет ни планов, ни денег, ни желания “заморочиться проблемами”.
Однако в декабре 2022 года, на возмущение горожан, которые оставались жить в подвалах или в пробитых и бесстенных квартирах, оккупанты заявили: они наконец открывают заявки на заселение в новые многоэтажки и будут отдавать ключи от квартир бездомным мариупольцам. Однако заявление оказалось пустым обещанием — квартиры получили только приближенные к россиянам (и часто приезжие) россияне и работники оккупационных администраций. А остальные квартиры, не заселенные бывшими “подвальными”, пошли... под аренду. И бездомные горожане платят заоблачные суммы, чтобы жить на тех квадратных метрах, которые должны были достаться им бесплатно.
“За задрипанную однокомнатную с нас дерут зарплату и пенсию”: как приезжие россияне наживаются на мариупольцах
Журналистам Восточного Варианта жительница Мариуполя Людмила (имя изменено в целях безопасности — ред.) жалуется: в последнее время арендовать квартиру в городе коренным мариупольцам — сверхсложная задача. К тому же чаще владельцами квартир являются приезжие — россияне, которые дешево выкупили квартиры (или получили их другим, вряд ли законным, способом).
“Нашу квартиру разбомбило в марте 2022 — ракета пробила стену на кухне и в комнату, но не взорвалась. Такая дура лежала посреди дома! Не сдетонировала, но два соседних подъезда по бокам выгорели с первого по девятый этажи, в моем подъезде потом еще снесло два верхних этажа. Сперва их накрыли пленкой (оккупанты — ред.), потом наш дом вообще решили весь снести — в июле 2022. Нас (на тот момент — 10 человек из дома) заселили в общежитие. Говорили, что все, кто там живет — остались без квартир, поэтому мы будем первые в очереди на заселение в новые дома. А с нами жила женщина, у которой было три квартиры по городу, у нашей семьи было две — у меня и у брата. Он выехал за границу давно, но я как совладелица и наследница имела свою долю”, — рассказывает женщина.
Несмотря на обещания, записанные в тетради поименные списки и даже несколько построенных многоэтажек, свою квартиру женщина так и не получила. Хотя в так называемую очередь Людмила записывалась дважды: летом 2022 (куда, кстати, подавала и оригиналы документов, доказывающих ее право собственности на квартиру), и в декабре 2022. Второе заявление и очередь была необходима, потому что тетрадь с записями первой очереди... потерялась. Как, собственно, и документы на квартиру в домах, которые на тот момент оккупанты уже сравняли с землей.
После этого доказать право собственности на квартиру стало невозможно: россияне отказались рассматривать “незадокументированные факты собственности” на квартиры, зато... начали активно торговать недвижимостью в новопостроенных жилых комплексах.
“Мы ходили под администрацию — писали заявления, жаловались, писали в «днр» и Путину! Ни ответа, ни реакции. Должны были выдать квартиры — не выдали. Из общежития тоже «попросили», потому что туда начали заселять приезжих врачей и строителей — и не по четверо, как нас, мариупольцев, а чтобы у каждого была своя комната! Выплат тоже не дали, только гуманитаркой угощали на общежитие. Поэтому в феврале 2023 мы сами съехали на квартиру к знакомым, которые на тот момент выехали в россию. Платили за квартиру и коммунальные, хотя воды не было, отопления тоже. А теперь друзья вернулись — мы начали искать квартиру, чтобы арендовать. Это трындец”, — жалуется Людмила.
Расценки от оккупантов: за сколько в Мариуполе можно снять квартиру, и зарплату скольких людей придется отдать за однокомнатную?
В результате двухмесячных поисков жилья семья Людмилы выяснила на собственном опыте: теперь арендовать недвижимость — даже запущенную — в Мариуполе стоит от 17-20 тысяч рублей. То есть почти 10 тысяч гривен. Это — стоимость недвижимости на окраине города, часто без удобств или даже мебели, в поврежденном ракетами доме.
“Мы так рассматривали на аренду квартиру. Расположена на краю города, куда доехать трудно! Один подъезд сгорел, крыши на нескольких подъездах нет. В самой квартире — будто бабка умерла! Старый ремонт, затхлое помещение, воняет чем-то протухшим... По углам и на потолке — плесень, обои и пол вздутые от влаги. Ванная желтая, туалет коричневый, страшно думать, от чего. По столам тараканы ползают, крысиный помет везде, диван — убитый, может, и с клопами. Никто ничего ни мыл, ни делал с квартирой, чтобы придать нормальный вид. А риелтор моргает и спрашивает у нас: «Так что, подписываем?». Это кошмар”, — говорит Людмила.
Если же рассматривать варианты только в уцелевших многоквартирных домах, с исправными коммуникациями — то стоимость аренды однокомнатной будет стартовать от 25-40 тысяч рублей. Двухкомнатной — 30-50, и дальше — по нарастающей.
“Больше всего возмущает, что я родилась в городе, всю жизнь здесь провела, а квартиру, которую сама же купила, так и не получила! Зато как подписывать договор на аренду — то только с риелтором, потому что владельцы в Москве, Питере или еще где-то там. Я спрашиваю, они уехали, или что? А она нам говорит: «Нет, они — из россии, купили здесь квартиру некоторое время назад». То есть те скупают жилье и наживаются на этом, а нам жить негде! Мы, получается, платим с мужем зарплату кассира и отдаем и отдаем пенсию шахтера, чтобы жить в квартире, которую нам должны были отдать бесплатно”, — добавляет мариупольчанка.
Кроме того, женщина замечает: возмущает и размер “комиссионных” для риелтора — поскольку они просят за заселение не 50% от стоимости аренды, а сразу 100%. Или же говорят собственные фиксированные расценки, которые стартуют от 15 тысяч рублей.
Другая мариупольчанка, Ирина, добавляет: разбомбленный город стал настоящей находкой для всех, кто хочет нажиться на горе простых людей. И им это довольно легко удается.
“В Таганроге мы снимали современную студию за 7 тысяч в месяц. Да, по сравнению с днр коммуналка выше вдвое — всего выходило 12 тысяч. Но, вернувшись в город, мы обомлели! Бабушкин вариант — 15 тысяч, двухкомнатная квартира с оборванным потолком, который держится на скотче, и облезлыми стенами — 20 тысяч. А находишь что-то более-менее неплохое — 30 тысяч, плюс 30 тысяч — залог, еще 30 — риелтору. То есть надо 90 тысяч рублей на старте! У кого здесь такие зарплаты? Потому что в Мариуполе нужны только продавцы и разнорабочие”, — жалуется Ирина.
Кроме того, в местных чатах добавляют: в Мариуполе особенно жадные и беспринципные арендаторы, которые предлагают занимать помещения в состоянии “под ремонт” за заоблачную стоимость.
“Цены на коммерческую недвижимость — конские! На большой земле аренда — 500-600 руб. квадрат, у нас — 1500-2000 тыс. «под ремонт». Зачем мне ремонт вашего помещения?! Я хочу снять и начать работать! На кого это рассчитано?” — отмечают мариупольцы.
Сейчас в местных чатах мариупольцы возмущены: то, насколько оккупанты и даже коренные мариупольцы издеваются над местными, кажутся бесчеловечным поведением. Однако пока что на наказание за такую жестокость и безразличие приходится только надеяться.
***