
«Любви к ним меня научил дедушка»: как жительница Доброполья всю свою жизнь спасает животных
53-летняя Виктория Жидкова посвятила свою жизнь спасению животных. Она проживает в Доброполье, где у нее 60 собак, 15 кошек, а еще коз, коров и баранов. “Иногда опускаются руки”, — говорит Виктория. Ведь прокормить всех хвостиков и принимать новых животных становится все труднее.
В прошлом месяце Виктория стала лауреаткой Всеукраинской зоозащитной премии. Восточный Вариант пообщался с волонтеркой, чтобы узнать о ее миссии спасения.
Любовь к животным сформировалась с детства
Номинация на Всеукраинскую зоозащитную премию стала неожиданностью для Виктории. Подозревает, что заявку за нее подали волонтерки и друзья, с которыми она вместе спасает животных. Долгое время Виктория сомневалась: ехать на награждение в Киев или нет. Ведь в Доброполье почти сотня животных. Всех надо кормить, лечить, ухаживать.
Ее поддержали волонтерки, друзья, родственники. “Обязательно поезжай в Киев! Развеешься, подышишь другим воздухом”, — говорили они. И Виктория, хоть с грузом на сердце за животных, но согласилась.

Она до последнего не верила, что победит. Достаточно было уже самой номинации и факта, что ее заметили. Но вот ведущие объявляют победителя и имя волонтерки из Доброполья звучит на весь зал. Аплодисменты, поздравления, улыбки, а Виктория поднимается на сцену, чтобы получить награду Всеукраинской зоозащитной премии. На глазах слезы, а в душе — тепло.
“Моя речь, как помню, шла от сердца. Я поблагодарила всех, кто участвовал в премии, и организаторов, и тех, кто голосовал за меня. Это была полная неожиданность. Статуэтка, которую мне вручили, теперь весомая для меня вещь. Кажется, что мир меня услышал и решил немного подбодрить, потому что иногда руки совсем опускаются от того, что происходит”, — делится Виктория Жидкова.
Любовь к животным у Виктории с детства. Еще маленькой она отказалась от мяса и продуктов животного происхождения. Потому что испытывала сочувствие к каждой живой душе.
Ее дедушка, Борис Андреевич, тоже любил животных. Спасал, брал к себе, искал дом. Эту любовь передал и маленькой Виктории.

Виктория вспоминает одну историю, которая случилась, когда она была в первом классе. Тогда семья проживала в Донецке. Это было утро, дети готовились идти в школу, дворничиха Клава привычно убирала во дворе, а рядом гулял рыжий пес Джек — местный любимец. Вдруг, откуда-то, выехал грузовик. Из него вышли мужчины и начали тащить Джека в фургон. Клава закричала, на шум прибежали жители и дети.
“Мы, дети, плакали, умоляли отпустить нашу собаку. Выбежали люди и тоже отбивали пса. Все закончилось нашей победой — Джек остался с нами”, — вспоминает Виктория.
Такие грузовики были не редкостью в советское время. Местные называли их “живодерками”. Вместо того чтобы решить ситуацию с размножением, власти выпускали на улицы грузовики, сотрудники которых ловили животных, связывали, бросали в фургон, а потом — усыпляли.
Маленькая Виктория нередко приносила домой хвостиков, которым нужна помощь. Это убеждение, как окажется дальше, она пронесет через всю жизнь.
Спасать животных рядом с линией фронта
Виктория вспоминает, как в 1990-х годах в Украине не было законодательства о защите животных. Она, уже как грамотная юристка, приобщалась к решению этой проблемы.
“Первый закон о защите животных приняли в 2005 году. И это была наша маленькая победа. Многие люди внесли свой вклад в это. Тогда же я переехала из Донецка в Доброполье. Трудоустроилась в городской совет в юридический отдел. И начала деятельность по поддержке бездомных животных”, — вспоминает Виктория Жидкова.

Много работы было сделано. Чтобы официально вести деятельность, Виктория с единомышленниками основала общество защиты животных “Верность”. При содействии активистов, Доброполье одним из первых городов Донецкой области приняло программу о гуманном регулировании количества бездомных животных. Одним из первых Доброполье приняло петицию о признании уличных котов частью экосистемы города.

Накануне Евро-2012, которое проходило и в Донецке, в области начали массово отлавливать бездомных животных, вспоминает Виктория. После отлова хвостиков чаще всего убивали. В ответ активисты проводили марши и митинги, чтобы остановить кровавую охоту.
После начала войны, которую развязала россия против Украины, работы прибавилось. Нередко переселенцы оставляли за собой брошенных животных, чаще всего — нестерилизованных. Это вызывало новую волну бездомных животных. Однако в 2022 году стало еще труднее.
“Все начали выезжать, кто-то брал с собой животных, а кто-то — оставлял. Были моменты, когда мы просто «тонули» в котятах и щенках. Однако мы не растерялись. На третий день полномасштабного вторжения мы организовали в Доброполье штаб помощи переселенцам и местным. Каждую субботу у нас выдача помощи для людей, которые кормят бездомных животных, и у которых нет возможности приобрести корма”, — рассказывает Виктория Жидкова.

Раньше Виктория и волонтеры ездили по Донетчине, чтобы забрать брошенных животных. Сейчас такой возможности нет. Ведь каждый день надо думать, как прокормить тех, кто с ней в Доброполье.
У Виктории примерно 60 собак и 15 кошек. А еще коз, коров и баранов, которых забрала из прифронтовых хозяйств. Все хотят есть.
Ежедневно Виктория сталкивается с вызовами реальности. Ежедневно принимает звонки от людей, которые считают, что она должна забирать всех животных и отовсюду за свой счет.
— Вы приедете за животным? — спрашивает один из обратившихся у Виктории.
— Нет, транспорта у нас нет, — отвечает она.
— А почему?
Каждый раз приходится объяснять, что Виктория и ее волонтеры не имеют зарплаты. И делают все только из-за собственного сочувствия и доброго сердца.

Ежедневно приходится спасать животных. Иногда этого не удается.
Несколько дней назад один из псов Лаки заболел. Пироплазмоз, или паразитарное заболевание, которое напоминает малярию. Виктория поскорее повезла его к ветеринару — единственному в Доброполье. Капельница, лечение, таблетки. И надежда на спасение.
Виктория вспоминает непростую историю Лаки. В 2018 году его нашли едва живым. После осмотра врачи сделали вывод — собаку изнасиловал человек. Лаки был сильным. И выздоровел. 7 лет он счастливо жил свою собачью жизнь с Викторией.

Однако пироплазмоз не поборол. 4 апреля Лаки умер.
Каждая утрата дается тяжело. Однако надо двигаться дальше, ведь рядом такие же хвостики, которые нуждаются в тепле и любви.
“Мы не понимаем, что мы гости в этом мире, что мы здесь не хозяева. Человек — самое коварное существо. Животные становятся нашими заложниками. И многие думают, что животное — это ничто. Что их можно бросить, что можно оставить, забыть. А они все чувствуют, все переживают, потому что это живые невинные души. Нам трудно. Однако мы все выдержим. Потому что мы же жители Донетчины, мы ничего не боимся”, — говорит Виктория.
Как помочь?
Если у вас есть возможность помочь Виктории в ее деле, воспользуйтесь реквизитами:
✅️ Карточка ПриватБанка 5168 7451 1525 1099
Выслать помощь в виде постельного белья или покрывал можно на Новую почту № 1 в Доброполье Донецкой области в Украине.
Номер телефона Виктории: 050 676 63 68.
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Силы обороны заманили в ловушку россиян на Покровском направлении
На передовой вблизи Торецка погиб полицейский из Донецкой области
Глава ГПСУ посетил боевые подразделения на Донетчине Луганщине (видео)
Последствия принудительной мобилизации на оккупированной Луганщине — 12 тысяч свободных рабочих "вакансий"
На Конгрессе местных и региональных властей обсудили фокус властей Украины, направленный на прифронтовые громады

Захватчики намеревались продвинуться в Белогоровке на Луганщине
Краматорск попал под обстрел вражеского БПЛА: известные последствия
Россияне обстреляли Константиновку авиабомбами и беспилотниками
В Покровске россияне ударом авиабомбы разрушили дом
За неделю спасатели на Донетчине ликвидировали 15 пожаров, возникших из-за обстрелов
На Донетчине россияне повредили более полусотни домов обстрелами
