
"Наибольшая ценность — доверие читателей": как журналисты Восточного Варианта создают новости во время войны
Они не спали по ночам в первые дни полномасштабного вторжения, чтобы информировать людей о воздушных тревогах. Они работали в блокадном Мариуполе и окруженном Бахмуте, только чтобы мир знал правду. Они вместе с ГСЧС и военными одними из первых входили в деоккупированные города и села. Они — журналисты “Восточного Варианта”. В День украинского журналиста “Восточный Вариант” рассказывает, что происходит за кулисами информационного производства и каково это — быть голосом востока Украины
24 февраля 2022 для журналистов Украины начался новый этап развития. Полномасштабная война с россией заставила многих пересмотреть свои ценности и принципы организации работы. Выпускающая редакторка “Восточного Варианта” Александра Ярлыкова говорит, что после начала вторжения медиа предстало перед выбором: минимизировать свою работу или искать возможности. Выбрали второе. О том, как сохраняли команду журналистов, готовили новости и ездили на прифронтовые территории, читайте дальше в материале.
Двое журналистов пошли воевать, а собственная корреспондентка из Мариуполя пережила блокаду
Почти вся команда “Восточного Варианта” с Донетчины или Луганщины, поэтому каждого полномасштабное вторжение задело лично. Кто-то уже во второй раз стал переселенцем, кто-то потерял все имущество и нажитое, кто-то потерял близких и родных людей.
Журналисты медиа не остались в стороне от всего, что происходило. С первых дней все работали в режиме нон-стоп и 24/7, чтобы успевать обрабатывать все события и чрезвычайные случаи.
“Именно в это время мы почувствовали, насколько важна наша работа для читателей. Вы знаете, когда происходит что-то плохое, люди идут к тем, кому доверяют. И в этот период мы поняли, насколько читатели с Донетчины и Луганщины нам доверяют. С первого дня вторжения нашу страницу Facebook засыпали сообщения от наших читателей: как записаться на эвакуацию? Что происходит в том или ином населённом пункте? Где искать помощь переселенцам? Где искать списки эвакуированных и т.д. Мы старались максимально реагировать на все запросы и предоставлять им информацию”, — говорит выпускающая редакторка Александра.

В первые месяцы вторжения ежемесячный трафик просмотров на сайте пересек отметку в 600 тысяч просмотров, говорит Александра. Люди постоянно приходили искать информацию. После периода всеобщей растерянности, когда уже были понятны ответы на типичные вопросы, читатели стали обращаться не с вопросами, а с собственными историями. Одной из первых была Дарья Гуртовая, жена погибшего пограничника из Луганской области. Эта сильная духом женщина хотела, чтобы историю жизни ее мужа, до последнего защищавшего Родину, услышала вся Украина. И “Восточный Вариант” стал ее голосом.
Через некоторое время после начала полномасштабного вторжения, двое журналистов “Восточного Варианта”, Дмитрий и Павел (отец и сын), отправились на защиту Украины. На протяжении всего времени родное медиа держит с ними связь и пытается поддерживать во всем. К примеру, сейчас защитники объявили сбор на внедорожник. Ко сбору можете присоединиться и вы.

Еще двое новостников “Восточного Варианта” из Лимана успели выехать до оккупации города российскими захватчиками. Но во время оккупации российские войска разрушили и ограбили их дома.
Журналистка, SMM-специалистка и дизайнерка Татьяна Жук не успела эвакуироваться из Мариуполя после начала вторжения. Под российскими бомбами и в окружении горящих домов девушка провела более двух месяцев.
Татьяна — дважды переселенка. В 2013 году она приехала из Донецка в Мариуполь, чтобы поступить в университет. Но уже в следующем году из-за начала российской агрессии вернуться домой не было возможности. В “Восточном Варианте” Татьяна начала работать собственной корреспонденткой из Мариуполя в 2020 году. В обязанности входило освещать актуальные события города и его жителей.
“Восточный Вариант — это медиа с четкой проукраинской позицией. Поэтому после начала вторжения и когда Мариуполь оказался в осаде, я была в смертельной опасности не только потому, что могла погибнуть от снаряда или бомбы, но и потому, что российским войскам не известна свобода слова. Они могли искать проукраинский актив города или просто активных людей. Сразу для себя в блокаде я определила, что “я не журналистка”. Я притворялась графическим дизайнером”, — вспоминает Татьяна адскую весну 2022 года.

Девушка считает, что именно это помогло ей проехать блокпосты с российскими оккупантами. Александра Ярлыкова рассказывает, что команда медиа каждый день пыталась связаться с Татьяной, чтобы помочь ей эвакуироваться. В конце концов это удалось сделать через чат дома, где проживала журналистка. С помощью партнеров удалось оплатить выезд Татьяны с оккупированной территории в Запорожье, а затем во Львов.
После выезда Татьяна вернулась к работе. Однако теперь она писала не об актуальных событиях из Мариуполя, а об историях людей, переживших ад.
“Я собирала истории людей, переживших мариупольский ад, это были гражданские жители. Со временем, когда защитники «Азовстали» выполнили приказ и вышли с территории завода, началась активная артикуляция в обществе темы освобождения и темы пленных. И все прошлое лето я много писала о пленниках, о погибших защитниках. И эта тема действительно очень медленно убивает. Каждый день с тобой связываются люди и хотят рассказать свою историю, но они находятся в очень тяжелом положении. Я до сих пор помню имена и даты гибели украинских защитников, чьи истории рассказывали их жены, матери или родственники. Я до сих пор помню имена пленных, некоторые из них до сих пор в неволе. Помню обстоятельства, при которых некоторые погибли, а некоторые попали в плен. Я поняла, что эти темы очень тяжело влияют на меня”, — признается Татьяна.
Татьяна считает, что с полномасштабным вторжением давление украинского общества на журналистику увеличилось. С одной стороны, это хорошо, ведь люди стали больше верить в возможности СМИ, но с другой — у журналистов нет сверхспособностей для непосредственного решения сложных ситуаций, особенно, когда речь идет о россии.

“Надо постоянно описывать горе и горе, и оно вроде как разное, но и одинаковое. Журналисты — это люди, много работающие с человеческим горем или человеческими проблемами. Это не просто. И именно потому, что журналисты видят много плохого и пытаются найти решение этого плохого или просто осветить это плохое, журналисты стараются и в своей обычной жизни тоже как-то помогать своей стране и своему обществу”, — рассказывает Татьяна Жук.
Из-за этого давления и из-за трудности работы с историями людей Татьяна приняла решение временно покинуть журналистику. Сейчас девушка работает SMM-специалисткой и дизайнеркой “Восточного Варианта”.
“Важно, чтобы все это было зафиксировано и показано”
Фотожурналист Николай Тимченко готовит для “Восточного Варианта” лучшие фотографии с мест событий. Он не раз побывал в прифронтовых зонах Донетчины и Луганщины, в частности в Бахмуте или в Часов Яре. Прошлой осенью Николай вместе с военными посетил деоккупированные Лиман и Святогорск.
Свои поездки на восток Николай начал еще в 2014 году, когда работал для всеукраинской газеты “День”. Тогда ему удалось побывать в только что освобожденной от “днровцев” Авдеевке, а также в Лисичанске.
“Это очень сильные впечатления, когда ты возвращаешься с войны в Киев. Потому что вроде как война, а потом едешь домой — и совсем другой мир. Он сильно отличался от того, что мы видели. Это очень поражало. Казалось, что мой мир опять спокойный и мирный, а там остаются наши военные и обычные люди”, — вспоминает Николай Тимченко.

В деоккупированных городах Николай видел, как люди продолжают жить в подвалах их разрушенных домов, как получают помощь, как переживают новые обстрелы врага. Это бывает трудно осознать, но фотограф хочет показать правду всему миру через свои фотографии.
“Не раз уже бывало, когда прибывали в подвалы жителей Лимана, а они тебя встречают и в первую очередь пытаются накормить, — улыбается Николай, — казалось бы, им больше нужно, но они вот такие. И нельзя отказываться, потому что человек обидится”.
Во время пребывания в деоккупированном Святогорске, военные показали Николаю путь, которым форсировали Северский Донец во время деоккупации. В одной из лодок фотограф проплыл вместе с защитниками мимо города, Святогорской лавры и природного парка “Святые горы”.

Недавно, во время очередной поездки на восток, Николай вместе с военными попал под минометный обстрел врага. К счастью, все уцелели и смогли вовремя покинуть прифронтовую зону. Это очередное напоминание, что сегодня профессия журналиста чрезвычайно опасна, особенно на Донетчине, но новостники продолжают работать для своих читателей.
“Обществу обязательно нужно показывать, что происходит. Война, не война — журналист документирует. Особенно сейчас. Это история, которая происходит на наших глазах, и впоследствии будет в наших учебниках. Важно, чтобы все это было зафиксировано и показано. Очень быстро меняется время и память об этих событиях. Это преступление, которое совершается на наших глазах. Преступление российской агрессии. И его нужно документировать”, — говорит Николай.
“Восточный Вариант” продолжает развиваться и начинает новые проекты
Несмотря на войну, первое независимое медиа Донетчины и Луганщины продолжает идти вперед и использует новые возможности для развития. Работа с партнерами и коллегами позволяет делать новые проекты. Недавно в “Восточном Варианте” начала работать руководительница партнерств Ольга Гах, которая отныне будет искать новые возможности сотрудничества для медиа.
Ольга родом с Тернопольщины, и уже более двух месяцев работает в региональном медиа Донетчины и Луганщины. Она говорит, что благодаря “Восточному Варианту” получила возможность приносить пользу обществу — собирать и рассказывать истории несокрушимых людей с востока.
Сейчас “Восточный Вариант” реализует новый проект — “Спільнота Відновлення”. Его цель — создать комьюнити и рассказать истории несокрушимых людей украинского востока, которые смогли поставить на рельсы свое собственное дело на новом месте. Истории несокрушимых на сайте медиа можно прочитать уже сейчас.

“Я увидела, что это будет прекрасным способом творить эту пользу, собирая и рассказывая истории о несокрушимых с востока. Откровенно, я ими восхищаюсь! Эти истории мотивируют, вдохновляют и показывают, что восстановление востока начинается с каждого человека. Скоро читатели все увидят сами и, думаю, тоже влюбятся в героев этих историй”, — говорит Ольга.
Впереди у журналистов “Восточного Варианта” еще больше работы. Ведь после деоккупации Донетчины и Луганщины мы будем на местах, чтобы вы первые обо всем услышали и все увидели. После победы Украину, в частности ее восточные регионы, ждет долговременное восстановление. Здесь журналисты нашего медиа тоже будут рядом, чтобы за всем следить и находить решения. А некоторые из них мы освещаем уже сейчас.
Но пока мы продолжаем быть свидетелями истории и сохранять память о событиях, происходящих вокруг нас. Мы продолжаем освещать истории вашей жизни, испытаний и обновлений. Мы верим, что наши материалы станут источником информации для будущих поколений, позволят понять и оценить последствия российско-украинской войны.
***
Поддержать работу “Восточного Варианта” можно по ссылке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Оккупанты изменили правила пересечения границ так называемых "днр" и "лнр" с Ростовской областью рф
Жителям прифронтовой Дружковки спасатели привезли техническую воду
Ветераны и их семьи Северскодонецкой громады могут получить деньги на собственное дело: детали
С начала суток уже произошло 112 боевых столкновений: подробности от Генштаба ВСУ
В оккупированном Мариуполе появились листовки с призывом вступать в ряды сопротивления (фото)
Россияне не способны организовать прорыв на Новопавловском направлении, — "Доцент" из 71-й егерской бригады
В оккупированной россиянами Горловке погибла женщина
Беспилотные комплексы на оптоволокне с дистанцией поражения 20 км уже работают на фронте, — Сырский
В оккупированном Мариуполе остро не хватает врачей, особенно детского профиля — горсовет
Защитники Украины из Горской громады и их семьи уже получили 1,4 млн грн помощи
Армия рф снова продвинулась в Торецке на Донетчине
Зеленский назвал имена и возраст детей, погибших вчера от российской баллистической ракеты в Кривом Роге (фото, видео)
