
Репортаж
«Учимся жить в блэкауте»: жители Краматорска о буднях прифронтового города
Из-за постоянных атак россиян по энергоструктуре последняя агломерация Донетчины — Краматорск, Славянск и Дружковка — все чаще остаются без электроснабжения, соответственно впоследствии — и без воды и связи.

Генераторы, которые бизнес и коммунальные предприятия запускают, не выдерживают нагрузки. Постоянные и немедленные ремонты Николаевской ТЭЦ, которые коммунальщики пытаются проводить сразу же после обесточивания области, обычно заканчиваются повторными поломками из-за огромного количества абонентов, которые одномоментно пытаются зарядить гаджеты, постирать одежду или включить обогреватели.

Жители Краматорска говорят, что к таким условиям невозможно подготовиться. По их словам, не хватает даже кофеен и пунктов несокрушимости, чтобы зарядиться и дольше продержаться. О том, где расположены последние, они иногда даже не знают. Несмотря на это, люди готовятся пережить очередную зиму военного положения в Краматорске. Некоторые настроены настолько упрямо по отношению к зимовке, потому что опасаются, что эта зима в родном городе — последняя.
Поэтому как люди планируют зимовать, ищут ли альтернативы жилью и к каким худшим сценариям готовятся — узнали журналисты Восточного Варианта.
“Старенькие, когда залетают дроны в город, молятся, чтобы не мучиться, если что-то прилетит”
Начальник Краматорской ГВА Александр Гончаренко 22 ноября сообщил, что на сегодняшний день в Краматорске повреждена половина всех многоэтажек, то есть более 400. Несмотря на это, около 80 тысяч человек до сих пор остаются в городе. Среди них несколько тысяч — несовершеннолетние, принудительная эвакуация которых началась только в прилегающих и присоединенных к городу поселках.

Обстрелы города происходят каждые несколько часов. Громады — продолжаются постоянно. К сожалению, раненые и убитые рядом с Краматорском есть почти ежедневно. Из-за того, что в домах недавно все-таки появилось теплоснабжение, условный процент тех, кто был готов к эвакуации, снова уменьшился.
“Я сама здесь уже не живу, только приезжаю смотреть за квартирой, потому что вещи из нее еще некуда вывозить. С мужем и детьми переехали в Кропивницкий, сейчас живем в арендованной квартире, поэтому очень места мало. Еще думаем, что при следующем переезде, уже в большую квартиру, сможем постепенно вывозить все, что здесь осталось. Однако за знакомых и соседей страшно, так как в дом уже прилетал дрон, окна повыбивало. И когда все летит со стороны захваченных территорий, то все эти рои всегда над нашим домом кружат. Жить очень страшно, особенно пожилым людям — у них скачет давление, сердце «хватает». Никто же не спускается никуда, одна бабушка постоянно мне жалуется, что только молится в постели, чтобы хоть не мучиться”, — рассказывает Людмила Соловей, жительница Краматорска.

Рядом с городом, в котором она поселилась, она узнала о нескольких домах, которые готовы отдать почти бесплатно переселенцам. Условия в основном не слишком комфортные: туалет на улице, печь, которую необходимо топить дровами, двор, за которым тоже нужно следить. Однако, учитывая условия безопасности, желающих жить даже так хватает.
“Я предложила забрать в ту хату двух соседок из своего дома. Они подружки, им было бы легче вместе. Где-то до начала ноября они сомневались, а когда похолодало и в квартирах стало холодно, а отопления не было – согласились. В прошлые выходные даже собирались паковать вещи, чтобы я их забрала. Но дали тепло — и все, они уже никуда не едут. Купили свечи, чтобы не сидеть в темноте. Ехать отказываются”, — рассказывает женщина.
В то же время более уверены в своем решении Максим и Оксана Маковы, которые живут в Краматорске после переезда из Донецка в 2017 году. Супруги улыбаются: у них уже есть опыт жизни без света, тепла и даже водоснабжения. Поэтому выезжать пока не планируют, хотя дома и нет тепла, а потому квартиру приходится отапливать газом (на кухне) и “дуйкой” в спальне.

“Наш дом по Богдана Хмельницкого якобы должны были подключить к отоплению еще 7 ноября, тогда батареи ровно 4 часа были теплые – и все. Сейчас в квартире дубак, батареи ледяные. Уезжать некуда – мы уже здесь квартиру купили, сделали ремонт. Сейчас собираем на зарядную станцию, а дальше будет видно. Эту зиму мы здесь проведем, если ничего не произойдет. Разве что если что-то такое, что уже невозможно будет жить... Оккупация там или прилет” — говорят супруги, одновременно “плюя” через плечо.
“Любая неизвестность лучше смерти под завалами своего дома”

Чтобы избежать наиболее худших сценариев и начать эвакуацию населения вовремя, Краматорская ГВА начала предварительный сбор информации о маломобильных жителях громады. По крайней мере, на это надеются горожане в ответ на сбор адресов, где проживают маломобильные люди, которым необходима социальная помощь или подгузники.
“Над городом постоянно висят дроны. Вопрос в том, сколько времени город продержится без эвакуации?.. При таких обстрелах ежедневных, при том, что каждую неделю хоронят гражданских... Эвакуация уже давно объявлена, есть пункты для выезда. Я лично видел пункты сбора, к людям там готовы. Особенно если им нужно немного времени, чтобы «встать на ноги». Таким людям очень рады в громадах, потому что это человеческий потенциал, ресурс для развития”, — говорит о своих опасениях Виталий Сосновский, местный житель.
Сейчас эвакуация, говорит мужчина, может быть немного усложнена из-за логистики. Некоторые из его соседей наоборот ускорили по сроку свой выезд, пока поезда еще курсируют хотя бы в Барвенково. Люди волнуются, что уже через несколько недель или месяцев поезда вообще будут обходить Донецкую область, а выезжать придется только с самого Павлограда или Днепра, или Харькова. Однако часть тех, кто был почти готов эвакуироваться, планы пока что отложили на ближайшее время.
“Раньше люди еще как-то планировали, что погрузят часть вещей в поезд, заберут с собой. А сейчас доезжать нужно на автобусе, куда многое не возьмешь, потом нужно это нести в поезд. И когда люди думают, что и как придется делать, сколько времени это займет, сколько дополнительных усилий — они не хотят таких проблем. И потому ждут, когда ситуация станет совсем плохая. Когда будет не до вещей”, — объясняет Виталий Сосновский.

Краматорчанин добавляет: тех же “ждунов”, которые встречались в Покровске перед тем, как в город вошли россияне, сейчас уже нет. По крайней мере, он их не встречает, поскольку пример последних оккупированных населенных пунктов показывает, что россия так же “перемалывает” ждунов, как и проукраинских граждан, делая жизнь и выживание невыносимыми. Поэтому сейчас горожане просто хотят, чтобы война остановилась на этом этапе и хотя бы на тех границах, которые пока удерживают Силы обороны.
“Краматорск будет в такой же опасности, как Покровск полгода назад, еще очень нескоро. Поэтому люди пока что ждут. Но если взрослые могут выехать сейчас, то лучше сейчас. Чем быстрее — тем лучше, и тем больше гарантий, что можно будет найти жилье. Но многие, кто будет ждать именно той опасности. Это их выбор. Но если в семье есть дети, им уже не место в Краматорске”, — говорит мужчина.





















