Выдающиеся женщины Донетчины. Конспект онлайн-мероприятия от Восточного Варианта
7 марта Восточный Вариант вместе с историкинями ДонНУ им. Василия Стуса Надеждой Темировой и Ириной Пятницковой провели онлайн-событие “Выдающиеся женщины Донетчины: лекция от ученых”. По запросу участников мероприятия собрали конспект этой лекции. В нем рассказываем о женщинах Донетчины, о которых стоит знать.
На мероприятии говорили о женщинах-труженицах, которые работали на шахтах и о тех, кто творил украинскую культуру на Донетчине.
Женщины на тракторах и в забое
Женщины вносили вклад в развитие Донецкого региона в разных сферах. В частности, трудом на шахтах и предприятиях тяжелой промышленности.
“Мы говорим о Донбассе, который с конца 19 века набирал промышленные обороты. А в водовороте советской индустриализации межвоенного времени регион окончательно сформировался как промышленный, где доминирующей стала тяжелая промышленность. И в течение 20 века эксплуатировались не только природные ресурсы, но и физические силы местных жителей. И это в полной мере касается и женщин”, — рассказывает докторка исторических наук Надежда Темирова.
Одной из известных женщин Донетчины является Прасковья Ангелина. Ее фигура стала олицетворением женской победы. Женщина являлась бригадиром тракторной бригады машинно-тракторной станции. За свою работу была награждена тремя орденами Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени, Сталинской премией третьей степени.
Надежда Темирова отмечает: “Кажется, она была одарена советской властью со всех сторон. Но если снять пропагандистский глянец, фигура этой женщины становится еще более значимой”.
Прасковья Ангелина родилась в семье крестьянина-батрака, который происходил из приазовских греков. С 7-летнего возраста девочка работала у зажиточных крестьян, а с 8-9 лет работала на шахте разносчицей угля.
В 16-летнем возрасте Прасковья окончила курсы трактористов и после этого стала трактористкой Старобешевской машинно-тракторной станции. С 1939 года Прасковья Ангелина стала во главе женской тракторной бригады на этой же МТС и возглавляла ее до конца 1950-х годов.
Практически до конца жизни женщина проработала на Старобешевской МТС, ее сознательная жизнь была связана с трактором и его обслуживанием. Прасковья Ангелина внесла весомый вклад в развитие технологизации тогдашнего сельского хозяйства.
“Всю жизнь она работала. И вот эту трудолюбивую женщину советская пропаганда в полной мере использовала. Даже если мы посмотрим на фотографии в кругу детей, то такие фото преимущественно постановочные. Образ Прасковии Ангелиной эксплуатировали в полной мере для пропаганды в достижении социалистического строя”, — отмечает Надежда Темирова.
Но судьба этой женщины не была легкой. Она выходила замуж, имея на руках ребенка. Прасковья Ангелина опекала племянника Геннадия, потому что ее брат погиб, и женщина взялась за воспитание мальчика. Также женщина родила троих детей.
Прасковья Ангелина заболела циррозом печени. Эта болезнь была распространена среди трактористов из-за того, что часто приходилось подтягивать ртом горючее через шланг. Попадание ядовитых веществ в организм спровоцировало заболевание. Сначала Прасковью Ангелину забрали в больницу в Донецк, оттуда направили в Москву. Там женщина пробыла три месяца и скончалась в возрасте 46 лет. За несколько дней до смерти ей вручили вторую звезду Героя Социалистического Труда.
Еще одной женщиной, которая работала в тяжелой промышленности, является Евдокия Королева. Женщина работала шахтеркой, ее называли “шахтерской матерью” или “бабой Королихой”. Работать девочка начала с 11-летнего возраста после смерти отца-горняка, который был кормильцем семьи. Тогда она спустилась в забой шахты №30 поселка Рутченково Донецкого района. Евдокия работала выборщицей породы, плитовщицей, лампоноской, откатницей.
После начала Второй Мировой войны женщина эвакуировалась в Караганду, где продолжала работать на шахте. Тогда в 60-летнем возрасте Евдокия Королева создавала женские батальоны для работы на шахтах и добывала уголь.
“Только своими руками она добыла до 9 эшелонов угля. Очевидно, что такая цифра очень превышена. Очевидно, под ее руководством эта цифра была дана, но в любом случае, даже если она превышена, то все равно видим, что женщина не останавливалась и сколько могла столько работала”, — рассказывает Надежда Темирова.
Евдокия Королева прославилась как большая труженица на шахтах. Она организовала в селе Рутченково отряды женщин-домохозяек, которые занимались погрузкой угля, леса, строительными и ремонтными работами. Они построили общежитие, ремонтировали разрушенный дом культуры, больницу. Этим всем занимались женщины. Также Евдокия Королева инициировала открытие трамвайного маршрута №8, который соединял поселок Рутченково и центр Донецка. И благодаря усилиям шахтерки был построен детский дом в городе Чистяково Донецкой области.
Евдокии Королевой насчитали 75 лет трудового стажа, из них 50 женщина провела, работая под землей.
Еще одной известной шахтеркой и забойщицей одной из шахт Горловки является Мария Ломонос-Гришутина. За свою трудовую деятельность женщина получила звание почетной гражданки города Горловка. Юная Мария призвала женщин заменить мужчин под землей во время Второй Мировой войны. На призыв женщины “Девушки в забой” было создано 20 женских бригад забойщиц.
“Говорят, что она повторила рекорд Алексея Стаханова, нарубив кайлом, то есть вручную за смену более 40 тонн угля. В то время это составляло превышение мужской нормы более чем в 11 раз”, — отмечает Надежда Темирова.
Однажды Марию вместе с другими женщинами засыпало породой в шахте. Тогда она пробыла под землей трое суток. Женщины стучали под землей, чтобы их откопали. Мария вспоминала, что после этого случая поседела, оказавшись в такой безвыходной ситуации.
Надежда Темирова рассказывает, что на шахте выдавали карточки на питание. Тем, кто работал на поверхности выдавали 700 граммов хлеба в день, а тем, кто под землей — 1 200 граммов. Женщины находили одежду себе сами, шили перчатки, без которых работать было невозможно, особенно зимой, потому что руки примерзали к металлу. Галоши, которые выдавали, были мужского размера, поэтому их приходилось подрезать, подшивать и подвязывать веревками. Баню построили не сразу, поэтому мылись дома в корыте по очереди.
С 1943 по 1947 год на подземных работах в шахтах Донбасса работало около 80% женщин. Медалью “За восстановление угольных шахт Донбасса” награждены 463 тыс. человек, из них более половины — женщины.
Женщины, которые развивали культуру на Донетчине
Среди выдающихся женщин Донетчины были и те, кто работал в культуре и усиливал украинскую составляющую культурного пространства Донетчины.
На Донетчине работали известные диссидентки-художницы, среди которых едва ли не самой известной является Алла Горская. Она стала одной из фундаторок клуба творческой молодежи “Современник” в Киеве, который положил начало украинскому диссидентству.
“Несмотря на все попытки уничтожить Аллу Горскую, уничтожить произведения, которые она сделала при жизни, она стала символом этой эпохи и той борьбы. Ее жизнь напрямую была связана с Донетчиной. Начиная с 1965 года, она начинает работать в Донецке”, — рассказывает кандидатка исторических наук Ирина Пятницкова.
Художница работала над украшением школ, торговых заведений, которые строились в городе. Алла Горская работала в коллективе других женщин-диссиденток, среди которых была Галина Зубченко. Вместе женщины работали в Донецке и Мариуполе, создавали там мозаичные панно.
Галина Зубченко была вынуждена уволиться из Академии архитектуры из-за того, что их проекты с Аллой Горской не утверждали и их поддавали цензуре. Поэтому она вынуждена была уволиться, чтобы иметь возможность создавать мозаичные панно в Донецке с другой художницей — Надеждой Светличной, которая также работала с Аллой Горской.
Вместе с Аллой Горской работал ее муж Виктор Зарецкий. Они создали серию мозаичных панно в Донецке для 5-й школы. Она состояла из девяти зданий, которые должны были составляться в один комплекс.
Каждое здание должно быть украшено монументальным изобразительным артобъектом. Коллектив разработал девять мозаик с такими названиями: “Космос”, “Вода”, “Огонь”, “Земля, “Жизнь”, “Надра”, “Солнце”, “Воздух” или “Верба” и “Прометеи”. Все они были связаны конкретно с регионом. Потому что сами названия — “Вода”, “Огонь”, “Земля”, “Надра” — это то, что репрезентирует Донетчину.
“Панно были выполнены в стиле, который носил сугубо украинский народный характер. Это образы, цвет. Если мы посмотрим на мозаику “Космос”, то очевидно, что советские заказчики хотели там увидеть что-то такое космическое. Алла Горская с художниками подала это в виде двух птиц и доминирующими цветами в этом артобъекте являются желтый и синий. Желтый цвет передает огонь, характерный для Донетчины, поскольку здесь уголь. Синий цвет — это вода, Азовское море и близость к нему. Все панно очень нагруженны смыслом”, — отмечает Ирина Пятникова.
В этом комплексе панно художница планировала, чтобы центральное место заняла работа “Украина”, но эта мозаика не прошла цензуру. Ее заменили на “Прометеи”, где изображены металлург и шахтер, которые держат костер, символизирующий уголь и металл.
Алла Горская создала еще артобъекты для донецких торговых заведений. Одна из мозаик получила название “Украина”. Но в 2000-м году при строительстве магазина “Марина” эта мозаика была уничтожена.
“Никто не выступил в защиту этой работы. Этот художественный объект был утрачен”, — говорит Ирина Пятникова.
Другой артобъект назывался “Женщина-птица”, был расположен в магазине “Рубин”. В начале 2000-х его тоже пытались уничтожить, но местные активисты подняли этот вопрос во всеуслышание и мозаику удалось сохранить. Среди активистов активно выступала Людмила Огнева.
Алла Горская вместе с мужем Виктором Зарецким работали в Мариуполе. Женщину вдохновляли природные ландшафты, сочетание степи и моря ей очень нравились. Также в городе Марии формировалась целая школа монументалистов, в кругу которых хотела работать Горская.
В Мариуполе Горская с Зарецким создают две работы — “Бориветер” и “Дерево жизни”. Ирина Пятницкова говорит:
“Это исключительные художественные работы. “Бориветер” должен был воплощать соцреализм и должен был на заказ показывать движение к светлому будущему. Но Алла Горская это так обыграла, что “Бориветер” получился очень символическим объектом, который воплощает природу края, ветер, Азовское море и доминирование различных оттенков синего цвета”.
“Дерево жизни” — это полотно 35 кв. м, в котором воплощен миф о мироздания. Корни дерева символизируют прошлое, а раскидистая крона — будущее. В 1970 году, после того, как Аллу Горскую убили, власти решили замуровать “Дерево жизни”. В 2008 году благодаря Людмиле Огневой работу удалось открыть.
После начала полномасштабного вторжения мозаики Аллы Горской в Мариуполе были уничтожены из-за бомбардировок и обстрелов российской армией.
Еще одной выдающейся женщиной для Донетчине является писательница Галина Гордасевич. Она родилась на Тернопольщине, детство провела на Волыни. Ее отец был репрессирован советской властью. В возрасте 16 лет Галина пишет листовку в тетради. Это послужило поводом к тому, что ее приговорили к 10 годам принудительных работ.
В 1954 году ее уволили, но до конца советской власти она находилась под постоянным наблюдением. Ей не разрешили вернуться в Ровно, поэтому девушка поехала на Донетчину, где определенное время работала строительницей. Затем она начала заниматься литературой и выпускать публикации и сборники. Первый сборник назывался “Радуги на тротуарах”. Она становится участницей литературного объединения “Обрій”, которое действовало в Донецке. Там знакомится с Василием Стусом и другими представителями диссидентства.
“Когда началась Перестройка, Гордасевич одной из первых начинает активно включаться в общественную жизнь. Она стала основательницей Общества украинского языка на Донбассе в 1989 году, была активной участницей общества “Мемориал”, которое также было создано в этот период в Украине. Она становится одной из первых участниц Народного Руха Украины и до конца своей жизни ведет такую активную общественную и литературную деятельность”, — рассказывает Ирина Пятницкова.
Мы уже упоминали о Людмиле Огневой выше. Ее фигура тоже важна для Донетчины. Женщина родилась на Виннитчине, но в детстве с семьей переехала в Донецк. По образованию она была радиофизиком и на протяжении жизни работала в научных учреждениях по специальности и на предприятиях. Но делом ее жизни стало не это. Она увлекалась историей Донетчины и активно ее распространяла.
Она на широкую общественность рассказывала о диссиденте Олексе Тихом, который погиб в лагерях в 1984 году. Она нашла документы о нем и основала Общество Олексы Тихого и пишет о нем произведения. Благодаря усилиям Людмилы Огневой в украинскую литературу возвращается Василий Гайворонский. В 1933 году советская власть выслала его за пределы Украины и его творчество было в забвении. Благодаря публикациям о нем Людмила Огнева вернула Гайворонского в литературу.
Людмила Огнева исследовала историю Донетчины, организовывала тематические мероприятия, писала публикации об этом. Один из сборников, который собрала Людмила, назывался “Что мы знаем о Донбассе”. Там были собраны разведки, которые иллюстрировали украинский характер Донетчины. Сборник показывал в очередной раз, что российские претензии на регион не имеют под собой никакой почвы.
Много времени Огнева посвятила исследованию монументального искусства региона. Она искала документы, авторов и их работы на Донетчине. Она раскрывала Аллу Горскую и ее работы на Донетчине. И она боролась за то, чтобы эти работы были сохранены. Людмила Огнева составила сборник “Алла Горская. Душа украинского шестидесятничества”, где изложила материалы, которые собирала о художнице всю жизнь.
Также Людмила собирала вышиванки на Донетчине, чем хотела показать, что регион ничем не отличается от других.
Людмила Огнева активно занималась общественной деятельностью. Она возглавляла Союз украинок, это Донецкая областная организация. Долгое время она была ее фундаторкой. Кроме этого она создала уникальный не только в регионе, а в мире музей “Смолоскип”. Он был посвящен людям, которые совершили акт самосожжения как протест против советской власти.
***
Об этих выдающихся женщинах поговорили во время онлайн события вместе с историкинями Надеждой Темировой и Ириной Пятницковой. Подписывайтесь на социальные сети Восточного Варианта, чтобы не пропустить будущие события!