
Жертвы советского тоталитаризма: кто из жителей Донетчины похоронен на Быковнянских могилах
Ежегодно в третье воскресенье мая в Украине отмечают День памяти жертв политических репрессий. Советский тоталитарный режим десятилетиями уничтожал украинцев и украинок, иногда — целыми семьями и поколениями. Восточный Вариант рассказывает о трагедии Быковнянских могил и представителей Донетчины, которые навсегда нашли там свой покой
“Пролетарии всех стран — объединяйтесь!”, “Крепнет дружба во имя мира и счастья”, “Вперед к победе коммунизма” — такие лозунги заполонили города и села после провозглашения Советского Союза. Новая красная партия, которая пришла на смену империи, обещала процветание, равные условия для всех, а главное — мир и счастье. Вместо этого 20-30-е годы, первые десятилетия Союза, оказались самыми кровопролитными, без учета Второй мировой войны.
Красный режим “убирал” всех, кто им не нравился. Рабочих, крестьян и тех, кто имел хоть какое-то имущество. Даже самих большевиков. Сегодня ты — коммунист, а завтра тебя арестовывают, “двойки” или “тройки” объявляют вымышленный приговор, после — расстрел.

“Двойки” и “тройки” — чрезвычайные внесудебные органы СССР, которые рассматривали уголовные дела и выносили приговоры граждан с 1920-х и до начала 1950-х годов. Называли их так из-за количества людей в составе.
Апогей сталинских репрессий — Большой террор, который пришелся на 1937–1938 годы. Время, когда расстрелы были настолько массовыми, что людей уже негде было хоронить. В Киеве людей расстреливали в подвалах Октябрьского дворца, Лукьяновской тюрьмы, в зданиях по адресу Липский, 16 и Владимирская, 33. А когда закончилось место для массовых захоронений на кладбищах, тела вывозили за город на окраину современного поселка Быковня. Сейчас на мемориальных плитах выбиты имена 18,5 тысяч человек, похороненных на Быковнянских могилах. Большинство участков до сих пор не исследованы.

О массовых захоронениях расстрелянных в Быковне стало известно еще в 1960-х годах, когда шестидесятники Лесь Танюк, Алла Горская и Василий Симоненко начали расследовать сталинские преступления. Горская и Симоненко вскоре после попытки огласки были убиты. Несмотря на оттепель, большевики и дальше скрывали самые большие преступления сталинского режима. Ведь понимали, если об этом станет известно народу и тем более другим странам, существование СССР окажется под угрозой.
В 1994 году на месте массовых захоронений открыли Национальный историко-мемориальный заповедник “Быковнянские могилы”.
На Быковнянских могилах похоронены и представители Донецкой области. Культурные деятели, работники партии, директора Мариупольского и Макеевского металлургических заводов...
Быковня — место, где нашли свой покой десятки тысяч Сегодня Быковня — это поселок в составе Киева, который располагается на востоке, ближе к выезду в Бровары. Раньше здесь был козацкий хутор, потом военные казармы, а впоследствии сюда приходили селиться уже обычные люди. В начале 1930-х годов хутор входил в состав Киевской пригородной полосы, а в 1938 году — в Дарницкий район столицы.
30 марта 1937 года решением Киевского городского совета на территории Быковни создали спецучасток НКВД для “спецнужд”. Какие именно это были “спецнужды” — уже неизвестно, ведь приложение к решению так и не нашли. Об этом Восточному Варианту рассказывает доктор философии, начальник отдела научно-образовательной, организационной и памятникоохранной работы Национального историко-мемориального заповедника “Быковнянские могилы” Николай Брывко.
Николай Брывко родом из Снежного. В Донецкой области он изучал темы Голодомора и ликвидаторов Чернобыльской трагедии, а после 2014 года — переехал в Киев и начал работать в Национальном историко-мемориальном заповеднике “Быковнянские могилы”. Здесь, как оказалось, тоже похоронены представители с Донетчины, которых расстреливали по указаниям большевиков.

На Быковнянских могилах хоронили всех: гражданских, военнослужащих, госслужащих. Это были украинцы, поляки, немцы, евреи, греки и т. д.
“Почему появился этот участок? Потому что на Лукьяновском кладбище закончилось место. На Лукьяновском кладбище они хоронили под центральной аллеей, а когда и там закончилось место, встал вопрос: куда же хоронить тела? На февральско-мартовском пленуме в Москве Сталин объявил о новом этапе борьбы с «врагами народа»: троцкистами, националистами и т.д. При этом, как он сказал, «не языком договоренностей, а более жестоко и целенаправленно». Это был сигнал НКВД, что надо готовиться к массовым операциям. Политбюро принимает решение о начале фактически массовых операций, в частности Кулацкой операции. 30 июля 1937 года принимается оперативный приказ НКВД о начале репрессирования уголовных преступлений кулаков и антисоветских элементов. А к «антисоветскому элементу» фактически могли приписать кого угодно”, — рассказывает Николай Брывко.

Один из первых, кто похоронен на Быковнянских могилах, украинский художник Михаил Бойчук. Одним из самых известных украинцев, которые здесь покоятся, является Андрей Бандера, отец Степана Бандеры. Его арестовали и расстреляли за “преступления сына”. А перед этим — беспощадно допрашивали и пытали.
Николай Брывко рассказывает, почти все, кто похоронен в Быковне, имели сфабрикованные дела, специально приписанные им для вынесения уголовного приговора.
Арестовать и расстрелять человека могли за что угодно: за национальность, за хранение иностранных газет или книг, за родственников в европейских странах. Все это расценивалось, как “шпионаж за Советским Союзом” или “угроза национальной безопасности”.

Расстреливали и тех, кто сам занимался расстрелами. Но имя таких людей, говорит Николай Брывко, принципиально не добавили на памятную плиту.
«Мне как-то попало дело, где мужчина сдал свою жену. Он был военным. А у нее мать жила в Риге, и она к ней ездила. Их предупреждали, что ездить не стоит. Но жена все равно ездила. Ну вот он ее и сдал. А потом его и самого арестовали. Много таких историй есть, когда людей арестовывали и расстреливали за то, что они просто выполняли свои профессиональные обязанности. У нас здесь похоронен украинский микробиолог Игнат Ручко. Он разработал вакцину, за которую его арестовали и убили, обвинив в «разработке биологического оружия». А потом в 1950-х его же вакциной вакцинировали военнослужащих”, — рассказывает Николай Брывко.

Несмотря на “хрущевскую оттепель” в 1950-х годах, преступление Быковнянских могил скрывали. Шестидесятники Лесь Танюк, Алла Горская и Василий Симоненко приезжали сюда и расследовали тайны здешних могил. Ведь местные знали, что здесь есть захоронения. Нередко из-под земли выходили кости и черепа людей, которые находили дети и играли с ними. Шестидесятники хотели дать огласку делу. Однако не получилось. Горская и Симоненко вскоре после этого погибли.
Интересно, что раньше на территории Быковни большого леса не было. Он появился уже после Второй мировой войны, когда расстрелы людей и захоронения еще продолжались. Не исключено, что лес создали с целью скрыть место преступления. А если спрашивали, то советская власть всеми силами отвергала обвинения. Так государственные комиссии 1971 и 1987 годов объявили, что в Быковне захоронены жертвы фашизма.

“Впервые о массовых захоронениях в Быковне узнали немцы. Когда они заняли Киев в 1941 году, то посетили местность и обо всем догадались. Они использовали это для своей антисоветской пропаганды. Правда, потом, когда были расстрелы в Бабьем Яру, немцы уже не вспоминали Быковню. Потому что, как говорится, и сами делали то же самое”, — делится ученый.
Только в 1988 году четвертая комиссия УССР провела исследование и признала, что похороненные — это советские граждане, жертвы сталинских репрессий.


30 апреля 1994 года, уже при независимой Украине, открыли Быковнянский комплекс в память жертв политических репрессий 1930-х годов, который сейчас является частью Национального историко-мемориального заповедника “Быковнянские могилы”. Здесь установлены мемориальные плиты с именами погибших, которым нет конца-края. Отдельно размещены польские мемориальные плиты с именами польских военнослужащих, которых большевики расстреливали после 1939 года.


Жители Донетчины, которые нашли свой покой в Быковне
Дмитрий Погорелов — поэт и эсперантист (владел международным языком эсперанто). Родился в селе Стародубовка Мариупольского района 8 сентября 1883 года. Был заведующим сектором рабочих авторов в издательстве ЦК КП(б) У и уполномоченным Главлита при Наркомате образования УССР. Дмитрия Ипатовича арестовали 1 февраля 1937 года, первый допрос состоялся 10 февраля. Его обвинили в участии в антисоветской немецкой организации эсперантистов “САТ”. В материалах дела писали: “... занимался просмотром полученной из-за границы литературы на языке эсперанто, допуская контрреволюционную троцкистскую литературу, и собирал возле себя антисоветские элементы”.

В обвинительном заключении 31 августа 1937 года обвинен в том, что “... является одним из руководителей контрреволюционной троцкистской организации среди эсперантистов, [...] лично или через членов организации сообщал в зарубежный троцкистский центр о негативной стороне жизни в СССР; [...] распространял за границей контрреволюционную эсперантистскую литературу”.

1 сентября 1937 года выездная сессия Военной Коллегии Верховного Суда СССР приговорила Дмитрия Погорелова к расстрелу. Приговор исполнили на следующий день в Октябрьском дворце Киева.
Георгий Гвахария — первый директор Макеевского металлургического комбината. Родился в 1901 году в Грузии. Учился в Московском университете, был в 1920-х годах в троцкистской организации, за что был сослан в Казахстан. По возвращении он заявляет о разрыве связей с троцкизмом и восстанавливается в коммунистической партии.
В 1933 году Георгий Виссарионович становится первым директором Макеевского металлургического завода. При его руководстве внедрен внутризаводской госхозрасчет, разработана система материального стимулирования рационального использования техники, оплата труда зависела от технико-экономических достижений, повышалась культура производства. Завод стал рентабельным и давал прибыль.
Был обвинен в принадлежности к троцкистской террористической организации, которая якобы действовала на Донетчине. Расстрелян 1 сентября 1937 года. Реабилитирован 26 мая 1956 года.
Яков Гугель — директор мариупольского завода “Азовсталь”. Родился в 1895 году в Могилевской губернии. Работал на Петровском металлургическом заводе, затем — на Таганрогском металлургическом заводе. В 1923-1924 годах был заместителем директора Юзовского (Донецкого) металлургического завода, после — директором Константиновского металлургического завода имени Фрунзе.

С августа 1926 года работал директором Мариупольского металлургического комбината имени Ильича. С февраля 1930 по январь 1931 года — начальник “Азовстальстроя”. С февраля 1933 года — начальник строительства и директор мариупольского завода “Азовсталь”.
Арестован в июле 1933 года и обвинен в принадлежности к “троцкистско-террористической организации в Украине”. Поводом для ареста, как пишет исследовательница Зоя Лихолобова, стал конфликт с местным компартийным руководством и критическое отношение к командным методам над подчиненными.
Расстрелян 15 октября 1937 года. Реабилитирован 8 сентября 1956 года.
Георгий Богатырев родился 15 ноября 1896 года в Славянске. Был председателем Черниговского областного исполнительного комитета и Наркомом внутренней торговли УССР. Обвинялся в участии в антисоветской правотроцкистской организации и осуществлении “вредительской деятельности” в области торговли и строительства. Его арестовали 13 июля 1937 года.

В обвинительном заключении от 31 августа 1937 года обвинен в том, что он “... активно проводил контрреволюционную вредительскую работу в области торговли”, “вербовал новых участников”, “знал и разделял террористические принципы троцкистской организации в борьбе с партией и правительством…”. Расстрелян 3 сентября 1937 года в Октябрьском дворце.
Леонид Ильховский родился 15 ноября 1896 года в Мариуполе. Работал начальником Управления строительства фабрики игрушек в Киеве и секретарем Дарницкого райпарткома. Его обвинили в контрреволюционной троцкистской организации и арестовали в июле 1937 года.

В обвинительном заключении от 29 августа 1937 года обвинен в том, что он “... был активным участником контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации”, “полностью разделял террористические установки троцкистской организации”, “сохранял троцкистов в партии и расставлял их на важных участках партийного и советского аппарата с целью борьбы с партией”.
Расстрелян 10 сентября 1937 года в Октябрьском дворце.
Трофим Торянник родился в 1894 году в Донецке (тогда — Сталино). Работал заведующим Киевского областного отдела внутренней торговли при Киевском облисполкоме. Был председателем Коростенского районного и окружного исполкома.

Торянника обвинили в контрреволюционной троцкистской организации и арестовали 16 июля 1937 года. В обвинительном заключении от 31 августа 1937 года обвинен в том, что он “... был участником контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации”, “проводил вредительскую деятельность”, “работая председателем Коростенского окружного исполкома провел конкретную вредительскую деятельность, в результате чего в колхозах округа погибло около 4000 га основной технической культуры в округе — льна”.
Расстрелян в Октябрьском дворце 9 сентября 1937 года.
Дмитрий Зимма родился 21 сентября 1903 года в Доброполье. Военный летчик, полковник. Командир 54-й авиационной бригады в Белой Церкви. Обвинен фактически в том, что выполнял свои должностные обязанности. Его допрашивали о том, как он подготовил 12 экипажей по бомбометанию. Это подали как “организацию боевого мятежа”, а Дмитрия назвали “участником антисоветского военно-фашистского мятежа”.

Расстрелян 10 сентября 1937 года в Октябрьском дворце.
Иван Мирошниченко родился 24 мая 1899 года в селе Артемовка Константиновского района. Второй секретарь Киевского обкома ЦК КП (б) У. Арестовали 17 июля 1937 года за якобы привлечение к троцкистской организации партийных представителей.

Расстрелян 15 октября 1937 года в Октябрьском дворце.
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.