Уборочная кампания по "лнровски": без денег и выбора
Представители так называемой «луганской народной республики» регулярно хвастаются в социальных сетях якобы быстрыми темпами уборочной кампании на временно оккупированных территориях Луганщины. Но они не говорят правды о том, что происходит в аграрном секторе этой местности. Постоянная ложь, неконкурентоспособность, притеснения мелких аграриев, запугивание обычных жителей — обо всем этом в нашем материале.
В то время, когда люди на оккупированных территориях ищут возможность заработать хоть какие-то копейки, чтобы прокормить семью, коллаборанты-фермеры продолжают наживаться на войне и на обычных людях.
Например, на Старобельщине оккупанты еще не успели зайти в город, как большинство крупных фермеров с подачи “нового руководства” уже начали деребанить земли — коммунальные и таких же земледелов, как они сами.
Коалиция коллаборантов и угрозы несговорчивым
После создания так называемой коалиции, в которую вошли успешные бизнесмены в этой области — Сергей Девизоров, Максим Клок, Николай Живага, Юрий Кулачко, Виктор Молоток, Александр Коломецкий, обычные индивидуалы или мелкие фермеры потеряли возможность зарабатывать. К слову, Николай Живага является действующим депутатом Старобельского городского совета, который давал клятву верности украинскому народу.
“Дело в том, что в настоящее время закупка зерна на оккупированной Старобельщине централизована. У россии есть два закупщика, которые сами диктуют условия “сотрудничества”. Одно из основных — покупают урожай только огромными партиями. Конечно, мелкий фермер не может продать урожай ни за какие деньги вообще”, — рассказал предприниматель со Старобельщины, имя которого мы не будем указывать в целях безопасности.
И здесь, по его словам, им на “помощь” приходят старобельские кулаки-фермеры. За грабительский процент от продажи последние могут забрать зерно на продажу. С такой “сделки” индивидуальщикам почти ничего не остается.
Некоторые крупные землевладельцы пошли еще дальше в целях собственной наживы. По информации нашего источника, они начали заставлять мелких фермеров или обычных людей, имеющих земельные паи, продавать их по дешевке.
“У них есть железный аргумент — ты не сможешь продать свой урожай. Так и есть. Конечно, пока, но факт остается фактом. Знаю человека, которого едва не запугивали, чтобы получить лакомый кусок земли. Предприниматель сдался, потому что живет не один. Такие “добродетели” страшнее предателей-мэров, потому что они вкладывают миллионы в землю. И этими же миллионами финансируют войну в Украине”, — сообщил мужчина.
На фоне этого в Старобельске начали ходить разговоры о создании колхозов для мелких фермеров. Но кто в этой истории будет получать наибольшую часть дохода — оккупационные власти или все те же миллионеры-фермеры — вопрос.
Арестовывают или национализируют
Без копейки и с большим ущербом остаются и те земледелы, которые решили не перерегистрировать свою предпринимательскую деятельность на так называемую “луганскую народную республику”, но и от мысли посеять и продать урожай россии не отказались.
Так, нам точно известно о случае ареста всего урожая в одном из старостатов Старобельского района. Сам руководитель организации выехал на подконтрольную Украине территорию. На месте посевной кампанией руководил его знакомый. Как только машины с зерном загрузили, а одна даже успела выехать из тока, приехали представители так называемого “КГБ” и арестовали весь урожай.
Более того, оккупанты на несколько дней забрали этого “управляющего” на допрос. Теперь ему инкриминируют “кражу государственной собственности луганской народной республики”.
Арендная плата: кому как повезет
Во всей этой истории есть еще третья сторона — обычные пайщики, ожидающие арендную плату. По информации, которую удалось собрать, ситуация неутешительная. У кого-то из фермеров есть капля совести — и они обещают выплатить деньги согласно договору аренды. В Беловодщине уже есть примеры таких выплат.
Однако в Старобельском районе царят другие настроения. Один из местных жителей поделился интересной историей.
“До войны моя земля находилась в аренде в обществе с ограниченной ответственностью сельскохозяйственного предприятия “Нибулон”. Когда район оккупировали, почему-то все арендованные земли перешли к Сергею Девизорову. Мы начали узнавать по поводу денег за землю. Нам сообщили, что, скорее всего, оплату будут выдавать зерном. И это станет ясно в октябре-ноябре. Оплата будет такой, как в 2014 году. Это фактически в два раза меньше. Те, кто покинул свои дома, возможно, получат деньги при открытии счета в “сбербанке лнр”. И то, если они сочтут тебя благонадежным”, — рассказывает житель Старобельского района.
Как оказалось, некоторые фермеры хотели бы заплатить людям, но не знают, когда и как это можно будет сделать. По информации одного из таких земледелов, на Старобельском элеваторе принимают зерно, но денег не дают.
“Как они сами говорят, пишут “на карандаш”. Когда эти деньги дадут, а главное сколько — неизвестно”, — объясняет он.
Возможности релокации для бизнеса
Эта история является наглядным примером того, что может произойти, когда вы сотрудничаете с оккупантами. Да, не все отрицательные герои материала выглядят ярыми преступниками, но все они являются экономическими коллаборантами и обязательно понесут за это ответственность. Кто-то скажет: “не было выбора»”, “не было возможности”, но это отговорки.
Украинское правительство разработало специальную программу релокации и эвакуации бизнесов, находящихся в зоне активных боевых действий. Бизнес может получить помощь в перемещении своего оборудования на безопасные территории, поиске производственных помещений и расселении работников.
Десятки предприятий воспользовались такой возможностью и продолжают работать в Украине.
Всю необходимую информацию о релокации можно узнать по ссылке.
Ксения Новицкая
***