
"Нелояльные жители" и беспредельные задержания. Как россия совершает очередное преступление против человечности в оккупации на востоке Украины
Оккупанты осуществляют жестокую политику репрессий, направленную против мирного населения на временно оккупированных территориях. Их цель — подавить любое сопротивление и непокорность. Массовые похищения, списки “нелояльных жителей” к захватнической власти и безосновательные задержания стали страшной реальностью для украинцев. Подробнее об этом читайте далее в статье.
Начиная с 2014 года российская федерация систематически похищает граждан Украины, которые проживают на временно оккупированных территориях. После полномасштабного вторжения ситуация еще больше обострилась, а украинцы подвергаются различным формам насилия.
По данным Единого реестра лиц, пропавших при особых обстоятельствах, более 37 тысяч человек включены в этот реестр. Из этого количества только 1686 человек идентифицированы как незаконно лишенные свободы, любая информация об остальных гражданах полностью отсутствует.
Оккупанты не предоставляют никакой информации о состоянии и месте содержания пропавших лиц, усложняя процесс их поиска.
Юрист ОО “Региональный центр прав человека” Никита Петровец рассказал в комментарии Восточному Варианту, что около 31 тысячи запросов было зарегистрировано по пропавшим военнослужащим и гражданским в Международном комитете Красного Креста (МККК). Из них 23 тысячи человек, семьи которых не имеют никаких сведений.
При каких обстоятельствах оккупанты могут задерживать украинцев?
Согласно последнему отчету Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) выявлено, что причины лишения свободы украинцев часто остаются неизвестными.
Международное гуманитарное право и международное право прав человека устанавливают основания, по которым можно задерживать гражданских лиц во время вооруженного конфликта, но по результатам исследования миссии ОБСЕ, большинство украинских гражданских, которые попали в руки оккупантов, были задержаны без причин, что делает их удержание незаконным, а следовательно, их лишение свободы было незаконным.
После общения Миссии со свидетелями, были выделены следующие основания для задержания:
- сознательная поддержка украинских вооруженных сил и/или принадлежность к вооруженным силам;
- сознательная поддержка Украины и/или неприятие “специальной военной операции” россии;
- сознательное участие или поддержка международного терроризма и/или экстремизма;
- намерение принудить к сотрудничеству;
- намерение распространить страх среди населения временно оккупированных территорий.

Правозащитник Никита Петровец отмечает, что бывших военных ВСУ или их родственников действительно задерживают на оккупированной территории.
Также, наличие украинской символики, в частности государственного флага, красно-черного флага, книг или подписок на украинские каналы в социальных сетях, может восприниматься как проявление нацизма, что часто приводит к уголовным производствам по обвинению в экстремизме или терроризме и дальнейшему задержанию лица.

В то же время оккупанты и сами признают массовые задержания граждан Украины в своих пропагандистских каналах. Причинами незаконного лишения свободы называют подозрения в государственной измене (под “государством” они обычно имеют в виду россию), передачу данных о передвижении техники рф в пользу “киевского режима” и “оправдание терроризма”.

Кроме этого, российские захватчики проверяют жителей временно оккупированных территорий на “лояльность” российскому режиму, а тех, кого подозревают, добавляют в специальную базу “нелояльных жителей”.
По информации Центра национального сопротивления, эту базу наполняют сотрудники Главного разведывательного управления и ФСБ, при поддержке местных оккупационных администраций. Сейчас в базе находится более 100 тысяч жителей. В будущем доступ к этой базе будут иметь оккупанты на блокпостах.
В частности, такие мероприятия происходят на временно захваченной части Луганщины.
“Фактически, рф превращает захваченные земли в тюрьму под открытым небом, где быть украинцем преступление. Это является сознательной политикой кремля, который пытается уничтожить нас на нашей родной земле”, — пишут в Центре национального сопротивления (ЦНС).

Места содержания
Никита Петровец указывает, что миссия ОБСЕ идентифицировала 28 мест содержания в Донецкой области и 19 в Луганской. В этих местах содержатся пленные, гражданские лица, а также осужденные за обычные преступления.
По словам правозащитника, на территории рф существует 45 мест лишения свободы, где удерживают наших гражданских лиц.
Обычно, процесс начинается с их содержания во временных изоляторах, а позже их переводят в СИЗО. Основания для этого часто размыты или просто отсутствуют. В зависимости от того, какая информация касается конкретного лица или что оно сообщило, его могут отпустить, или же направить в оккупированный Крым, где сейчас активно строят еще одно СИЗО.
После временного содержания в СИЗО может наступать перевод в колонии.

Юристка Правозащитной группы “СИЧ” Юлия Полехина отмечает в комментарии Восточному Варианту, что места незаконного содержания украинцев могут быть очень разнообразными. Кроме временных изоляторов и СИЗО, это могут быть и подвалы, гаражи или даже старые районные отделения полиции.
Важно отметить, что ни в одном из этих мест не созданы надлежащие условия для пребывания людей. Также, задержанных часто перевозят с места на место по неизвестным причинам.
Для чего оккупанты это делают?
Захватчики похищают украинцев по разным мотивам, но главной целью этой практики является подчинение и запугивание местного населения. Во-первых, это помогает заставить жителей признать легитимность оккупационной власти, оправдывая ее присутствие на этих территориях.
В то же время это позволяет принудительно мобилизовать боеспособных мужчин и заставить их воевать на стороне оккупантов, что увеличивает их военный потенциал. Также, похищение используется для принуждения людей к пособнической деятельности в интересах оккупантов, путем шантажа, психологического и физического насилия.

В частности, гражданские лица, которые были незаконно лишены свободы, могут использоваться для увеличения собственного обменного фонда. По словам правозащитников, есть зафиксированные случаи, когда гражданских лиц специально признавали военнопленными на территории рф и просили потом обменивать на российских военнослужащих.
Никита Петровец отмечает, что фактически требование выкупа или обмена гражданских лиц как военнопленных считается заложничеством.
“Если их обменивают, как пленных, но мы знаем, что они гражданские, и причин считать их пленными нет, это фактически заложничество. Потому что для того, чтобы их освободить, российская федерация требует освободить кого-то из их военнопленных или выкуп. Гражданских должны освобождать без каких-либо требований”, — говорит правозащитник.
Считается ли похищение гражданских лиц военным преступлением и какими нормами регламентируется?
Похищение граждан на временно оккупированных территориях Украины квалифицируется как военное преступление и преступление против человечности.
“Преступления против человечности — если упростить, это тогда, когда преступления совершаются на широкомасштабной или систематической основе против гражданского населения, в том числе в условиях вооруженного конфликта. У нас происходит именно это. Потому что незаконные лишения свободы, пытки, перемещения происходит повсюду на оккупированной территории в большом количестве”, — объясняет Никита Петровец.
Нарушения включают пытки, ненадлежащие условия содержания, ограниченный доступ к медицинским услугам и т.п.
К этому может добавляться депортация или перемещение. Например, помимо задержания и лишения свободы, людей могут принудительно перемещать в Крым или из Крыма в Ростов или Астрахань. Это составляет отдельное преступление, поскольку гражданских лиц нельзя перемещать за пределы оккупированной территории, а также нельзя перемещать на оккупированной территории, кроме случаев, когда существует риск для их жизни.

В международном законодательстве эти преступления регламентируются 4 Женевской конвенцией о защите гражданского населения, в частности статьей 147.
“Умышленное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, в частности биологические эксперименты, которые умышленно вызывают большие страдания или серьезные травмы телу или здоровью, нелегальная депортация или перевод или нелегальное заключение лица, находящегося под защитой, принуждение лица, находящегося под защитой, служить в вооруженных силах враждебного государства, или умышленное отбирание у лица, находящегося под защитой, прав на справедливый и официальный судебный процесс, рекомендованный настоящей Конвенцией, захват пленных и широкомасштабное разрушение и присвоение собственности, не оправданное военной необходимостью, и осуществляемое незаконным образом и бесцельно”, — говорится в статье.
Также можно говорить о 1 Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям, статье 85, которая касается и гражданских лиц и военных и Римский статут Международного уголовного суда.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию “HelpPrint” для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, которые нуждаются в поддержке, помощи или те, кто желают безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, который обходит блокировку российских оккупантов без VPN.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Силы обороны заманили в ловушку россиян на Покровском направлении
На передовой вблизи Торецка погиб полицейский из Донецкой области
Глава ГПСУ посетил боевые подразделения на Донетчине Луганщине (видео)
Последствия принудительной мобилизации на оккупированной Луганщине — 12 тысяч свободных рабочих "вакансий"
На Конгрессе местных и региональных властей обсудили фокус властей Украины, направленный на прифронтовые громады

Захватчики намеревались продвинуться в Белогоровке на Луганщине
Краматорск попал под обстрел вражеского БПЛА: известные последствия
Россияне обстреляли Константиновку авиабомбами и беспилотниками
В Покровске россияне ударом авиабомбы разрушили дом
За неделю спасатели на Донетчине ликвидировали 15 пожаров, возникших из-за обстрелов
На Донетчине россияне повредили более полусотни домов обстрелами
