Краденые таксофоны вместо интернета и связи. Как оккупанты изолируют жителей востока Украины от внешнего мира
На временно оккупированных территориях доступ к мобильной связи превратился из простой потребности в вопрос жизни и смерти. Отсутствие возможности вызвать скорую помощь приводит к трагическим последствиям. Таксофоны стали последней связью с реальным миром для жителей, а интернет — привилегией только для тех, кто имеет российский паспорт.
Как цифровая изоляция влияет на повседневную жизнь людей в оккупации — расскажет Восточный Вариант.
Местные жители временно оккупированных территорий Луганщины и Донетчины уже второй год подряд жалуются на отсутствие каких-либо коммуникационных возможностей.
Людям не остается другого выхода, как идти непосредственно в больницу, если возникает необходимость вызвать скорую помощь. Порой, это приводит к летальным случаям.
“А что нужно, чтобы заполнить дома людьми? Нужно включить связь и интернет, чтобы люди вернулись в город в массовом порядке. Связи и интернета, как говорят, не будет еще очень долго. Мне местные рассказывали случаи, когда люди умирали от приступа, пока соседи бегали на станцию скорой помощи, чтобы вызвать карету. Говорят, будут ставить несколько таксофонов по городу. Уже сейчас жители проводят стационарные телефоны в квартиры, поскольку так дальше жить невыносимо”, — пишет северодончанин в одном из местных чатов.
Еще один случай был зафиксирован в городе Рубежное, где больная женщина умерла так и не дождавшись медиков. Об этом сообщила Луганская областная военная администрация (ОВА).
“При отсутствии мобильной связи в оккупированном Рубежном для вызова машины скорой помощи надо идти в больницу. Учитывая протяженность города, это занимает значительное время. Неделю назад больная женщина так и не дождалась врачей. Горожане жалуются, что скорая добирается к больным более трех часов”, — говорят в Луганской ОВА.
Зато оккупанты предложили свою альтернативу — таксофоны, которые когда-то были установлены “Укртелекомом”, но впоследствии демонтированы с наступлением мобильной эры и отправлены на склад. Для россиян все новое — это хорошо забытое старое.
По словам главы Луганской ОВА Артема Лысогора, таких таксофонов установили около десяти на четыре города — Северодонецк, Лисичанск, Кременную и Рубежное. На мобильные номера оттуда звонить нельзя. Как и на проводные телефоны в других городах. Но по крайней мере повезет, если можно будет дозвониться в скорую, и она окажется свободной.
Перед так называемыми “президентскими выборами”, оккупационная власть в “лнр в рамках предвыборной кампании таки возобновила мобильный интернет, который отсутствовал почти в течение года, за исключением нескольких недель в апреле и мае 2023 года.
Но со своими нюансами — работает он далеко не так, как у украинских мобильных операторов и “ловит” не везде. В частности, в новооккупированных регионах (Северодонецке, Лисичанске, Рубежном, населенных пунктах Сватовщины, Кременщины, Троицком и вокруг) его так и не дождались.
Проводной интернет можно получить только по паспорту рф. Так, в оккупированном Старобельске обещают предоставлять доступ только при наличии “аусвайса” и документов на квартиру или дом. Об этом рассказывает Артем Лысогор.
Ранее, Центр национального сопротивления уже сообщал, что для усиления паспортизации на временно оккупированных территориях и обновления списков нелояльных граждан, все пользователи должны пройти верификацию с паспортом рф, чтобы иметь возможность и в дальнейшем получать услуги провайдеров.
На оккупированной части Донецкой области жители постоянно жалуются на перебои в работе мобильных операторов, из-за чего люди не могут элементарно позвонить родным.
“Нет связи совсем! Пишет, что мобильная сеть недоступна. Да она у феникса чаще не доступна, чем доступна. Дозвониться больной маме нет возможности. Как они достали”, — возмущается жительница Донетчины в местном сообществе.
“Когда это закончится? Денег не дают, света нет, воды тоже, интернет тоже отсутствует, связь вообще — плохая. Макеевка, Горняцкий район — это что, край географии?”, — пишет жительница Макеевки.
“Доброго всем дня, кроме сотрудников оператора “Феникс”. Потому, что у меня уже год в квартире нет связи; без моего согласия мне сменили номер, при том, что это мой единственный номер с 2017 г.; отключили уведомления в Телеграм; перестали приходить сообщения о том, что мне звонили. В общем желаю, чтобы всем сотрудникам оператора мобильной связи “Феникс” жилось так же с их мобильной связью как мне в 2022-2023 годах”, — выражает свое недовольство дончанин.
Во временно оккупированном Мариуполе жители некоторых домов без интернета уже почти два года. Они рассказывают, что все призывы о помощи и принятии мер игнорируются, а сроки проведения интернет-кабеля откладываются на неопределенный период.
“Улица Олимпийская, дом 73. У людей уже почти два года нет интернета в доме. Обещали сделать в марте, потом июнь, затем август. В итоге сказали, что не могут открыть двери, которые ведут на крышу, чтобы провести кабель. Главная по “дому”, женщина в возрасте и говорит прямым текстом жильцам — что ей интернет не нужен, а значит и у других его не будет. Не дает открыть эту дверь, препятствует всячески тому, чтобы там велись какие-либо работы. Это уже не укладывается в голове, если честно. Два года бедные люди без возможности посмотреть что-то дома через интернет или пообщаться с родными! Очень прошу — примите какие-то меры, такое ощущение, что этот дом забросили и никто не хочет им заниматься! А люди, которые там живут, брошены на произвол судьбы”, — пишет жительница Мариуполя в чате.
Истории, которые были описаны, являются лишь одними из многочисленных свидетельств того, как украинцы и украинки должны выживать на временно оккупированных территориях. Захватническая власть не собирается принимать меры для улучшения ситуации со связью и интернетом, даже имея для этого соответствующие ресурсы.
По данным ЦНС, За ЦНС, россияне специально глушат мобильную связь на ВОТ, потому что боятся, чтобы местные не передавали Силам Обороны информацию в реальном времени о перемещении техники рф. Это свидетельствует о мощном движении сопротивления в оккупации и о том, что украинский народ продолжает проявлять свою мощь и несокрушимость, несмотря на все издевательства врага.
***
Напомним, что Восточный Вариант запустил горячую линию HelpPrint для жителей прифронтовых и временно оккупированных территорий. На этот канал связи могут обратиться люди, нуждающиеся в поддержке, помощи или желающие безопасно поделиться информацией или своей историей. Также у Восточного Варианта работает сайт-зеркало, обходящее блокировку российских оккупантов без VPN.