Закон о военных преступлениях: почему Зеленский затягивает подписание и есть ли риск преследования украинских военных?
В мае этого года Верховная Рада приняла во втором чтении закон о военных преступлениях. Но до сих пор президент Владимир Зеленский не подписал его. Юристы и правозащитники выразили свое мнение по поводу закона и того, что может пугать президента.
Миф о том, что пророссийские силы могут использовать закон о военных преступлениях против украинских военных, довольно быстро распространился в информационном пространстве. Большинство экспертов называют это одной из причин того, что документ до сих пор лежит на Банковой без подписи гаранта.
Мы опросили правозащитника, политолога, депутата и юристов о том, следует ли ожидать использования закона пророссийскими силами для дискредитации украинских военных, и почему, по их мнению, тянет президент.
Что такое военные преступления?
Сам факт участия в боевых действиях в соответствии с международным правом не является военным преступлением.
То же международное гуманитарное право принимает факты вооруженного конфликта и боевых действий как данность. Его задача — минимизировать страдания людей в таких условиях. И даже если человек принимает участие в боевых действиях противоправно, это не может считаться военным преступлением.
«Военные преступления — это серьезные нарушения норм международного гуманитарного права, которые часто называют законами и обычаями войны. Эти нормы регулируют ряд аспектов вооруженного конфликта: гарантии личной безопасности для так называемых защищенных групп лиц (в частности, военнопленных, больных и раненых, гражданских лиц), требования по обращению с культурными ценностями во время вооруженного конфликта, требования методов и средств ведения боевых действий и т.д.», — отметил доцент кафедры уголовного права и криминологии КНУ имени Тараса Шевченко, кандидат юридических наук, эксперт Правозащитной Повестки Дня Константин Задоя.
Поэтому есть три категории военных преступлений:
- убийства, пытки, изнасилования людей, принадлежащих к защищенным группам,
- разрушение исторических памятников, зданий и т. д.;
- использование запрещенного оружия.
Военные преступления отличаются от воинских преступлений. Например, невыполнение приказа командира или дезертирство являются воинскими, а не военными преступлениями. Это важно понимать для разрушения мифов, которые существуют вокруг закона.
За закон боролись 5 лет
Юрист Центра гражданских свобод, адвокат Марина Лиличенко — одна из тех, кто длительное время борется за закон о военных преступлениях. Она рассказывает, что правозащитники и эксперты работали над законопроектом долгие 5 лет. Предыдущий парламент принял его еще в июне 2019 года. Однако, с изменением состава парламента законопроект также претерпел значительные изменения.
«В течение двух лет велись глубокие экспертные дискуссии вокруг текста проекта закона, проводились консультации с представителями Офиса генерального прокурора, международными экспертами и учеными. Парадоксально, но бывшие сторонники проекта, которые отдали свои голоса за принятие в первом чтении в 2019 году, резко изменили свою позицию и, руководствуясь исключительно политическими мотивами, стали главными оппонентами. Несмотря на это, мы провели ряд встреч с представителями нынешней оппозиции и нашли компромиссное решение для текста законопроекта», — отметила Марина Лиличенко.
По ее словам, закон рассчитан на защиту двух категорий людей: гражданского населения и военнопленных.
Марина Лиличенко считает, что подписание закона даст сигнал тем, кто продолжает совершать преступления, что у Украины есть действенные механизмы наказания. Амнистия за военные преступления не предусмотрена. А потому вряд ли осужденного военного преступника украинская правоохранительная система отпустит на обмен.
«Кроме того, этот закон повысит эффективность действующего уголовного законодательства и предоставит все инструменты правильной и полной квалификации преступлений. В качестве примера, действующий Уголовный кодекс Украины содержит только одну статью, которая касается действий Российской Федерации в Крыму и на Донбассе. Но она достаточно размыта и не содержит конкретных составов преступлений, предусмотренных в международном праве», — отметила Марина Лиличенко.
С чем могут быть связаны страхи Зеленского
Политолог Олег Саакян говорит, что в Украине практически все президенты грешили тем, что задерживали подписания принятых законов. Иногда, по его словам, это связано с пиар составляющей и приурочением этих законопроектов к определенным датам. Другая часть — это важные законопроекты, принятия которых требовало общество, однако после принятия их пытаются спустить на тормозах.
«Очевидно, что этот закон был принят в свое время под медийным и общественным давлением. Он содержит в себе как нужные, важные нормы, так и противоречивые. В частности, с точки зрения будущего участников добровольческого движения, которые в свое время спасли государство. Есть опасения применения этого закона против них пророссийскими силами в условиях недоверия к правоохранительной и судебной системе. Мы же понимаем, что для возбуждения уголовного дела требуется только заявление в правоохранительные органы и тогда люди будут вынуждены оправдываться», — отметил Олег Саакян.
Он добавил, что речь идет скорее о боязни, чем об обоснованных претензиях добровольцев.
«Политическая цена неподписания закона — выйдут статьи, немного поговорят и покритикуют, а цена подписания — трибуна для оппозиции с возможностью критиковать власть и говорить о давлении на добровольцев», — отметил политолог.
Глава комитета Верховной Рады по правам человека, деоккупации и реинтеграции оккупированных территорий Дмитрий Лубинец не верит в то, что принятый парламентом закон может доставить проблемы украинским военным.
«Я не знаю, кто что советует президенту, но я в это не верю.
Если за него проголосовала Верховная Рада, то есть два пути у президента: либо подписать, либо наложить вето и вернуть в парламент со своими оговорками. Ни первое, ни второе пока не сделано», — отметил Лубинец.
Марина Лиличенко в свою очередь отметила, что на самом деле военные поддерживают закон, а главное — не боятся распространенного мифа.
Применяется ли закон к событиям, которые уже состоялись?
Согласно Конституции, законы в Украине не имеют обратной силы. То есть то, что произошло до принятия закона, не может подпадать под его действие. Однако, закон о военных преступлениях является определенным исключением.
В нем прописали необходимость применения его норм к событиям, начиная с 2014 года. Авторы закона аргументировали это тем, что действия, о которых говорится в законе, уже давно признаны преступлениями согласно международному праву.
Поэтому, когда закон вступит в действие, правоохранители смогут расследовать военные преступления, совершенные в течение всего периода российско-украинской войны.
Тезисы о преследовании украинских военных — миф?
Одним из главных оппонентов этого законопроекта был бывший Министр внутренних дел Арсен Аваков, который видел в этих изменениях угрозу для добробатов.
Так можно ли использовать закон о военных преступлениях против украинских добровольцев?
«Необходимо определиться с тем, что понимается под «использованием» закона. Если речь идет о применении его положений к тем, кто объективно совершал военные преступления, то да, гипотетически он может быть применен и к украинским военным. Иначе и не может быть, поскольку международное гуманитарное право требует соблюдения своих норм со всех сторон вооруженного конфликта и, как следствие, требует преследования всех военных преступлений независимо от того, кем они были совершены», — отметил Константин Задоя.
Он при этом отметил, что Украина ведет оборонительную войну против Российской Федерации на собственной территории, а это автоматически уменьшает количество положений о военных преступлениях, которые гипотетически могут быть применены к украинским военным. Значительная часть этих положений касается действий на оккупированных территориях представителями государства-оккупанта.
«Если под «использованием» закона имеются в виду возможные злоупотребления его положениями в целях искусственных преследований, то закон не создает в этом аспекте каких-то новых особых рисков для украинских военных. К сожалению, гипотетически злоупотреблять можно любым положением Уголовного кодекса. Поэтому, если у кого-то есть желание безосновательно обвинять украинских военных в надуманных преступлениях, ему не было смысла ждать принятия закона и вступления его в силу», — пояснил Константин Задоя.
Эксперт утверждает, что доказать факт военного преступления гораздо сложнее, чем факт «общекриминального» преступления. И вероятным пророссийским манипуляторам было бы проще инициировать дела против военных по привычным статьям.
Директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Александр Павличенко отметил, что сейчас нет никаких оснований говорить о преследовании украинских военных по надуманным делам.
«Мы занимаемся вопросом участников боевых действий со стороны Украины, которые находятся в местах несвободы. И я с уверенностью могу сказать: тезис о том, что в Украине осуждают украинских военных за участие в боевых действиях на востоке — это абсолютный миф. Эти мифы нужно развеивать и не бояться законодательных изменений», — отметил Александр Павличенко.
Вместе с тем срок на подписание закона президентом уже давно истек. В таком случае право ввести закон в действие имеет глава парламента — Дмитрий Разумков. Или же президент может ветировать закон. Тогда депутатам нужно собрать две трети голосов, чтобы преодолеть вето.