«Операторы БПЛА — всегда приоритет для врага»: защитник «Фермер» с Луганщины о заключении в «лнр» и службе в ВСУ

<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Обложка: Восточный Вариант

Военнослужащий “Фермер” мобилизовался в ряды Вооруженных сил в 2023 году. Более двух лет пробыл оператором БПЛА, а недавно стал старшим сержантом взвода. Он рассказал для Восточного Варианта о событиях в Луганске в 2014 году, пережитом заключении у боевиков “лнр” и защите страны


Задержала “дружина лнр” и три дня продержала “в подвале”

“Фермер” родился в Станице Луганской, а затем с семьей переехал в Луганск. Здесь окончил школу, учился сначала в Луганском железнодорожном колледже, а затем — в национальном аграрном институте на строителя.

“Фермер” во время службы. Фото из его личного архива

Он описывает Луганск как тихий и уютный город, в котором всегда кипела жизнь. Добрыми словами вспоминает главную площадь города, которую местные жители называли “Дураковка”. Там проходили праздники в День города и День независимости, собиралась молодежь, гуляли семьи с детьми. А весной 2014 года эта площадь стала эпицентром событий, связанных с поддержкой луганчанами неразделимой единой Украины.

Помню, на «Дураковке» был массовый митинг в поддержку Украины. Вышло очень много людей. Помню захват здания СБУ в Луганске, фактически мы были свидетелями, как все это происходило. Когда 30 мужчин с палками захватили здание, в котором было около 200 вооруженных профильных сотрудников. Я могу сказать, что тогда нас просто кинули. Если бы это сделали так, как было в 2022 году: приехал грузовик с оружием и всем раздали, то все бы закончилось через два-три дня”, — рассказывает “Фермер”.

Он говорит: сразу было понятно, что за якобы “народной инициативой” отделения Луганской области от Украины стояла россия. Несмотря на промышленные мощности и экономические показатели, Луганщина все же получала значительные средства от Украины на свое развитие. А местные жители не имели желания быть отдельной “республикой”.

Митинг в поддержку единой Украины в Луганске. Фото: Александр Волчанский

Последний раз “Фермер” был в Луганске зимой 2014 года. Тогда, вспоминает он, сюда еще курсировал поезд из Киева. Планировал забрать некоторые вещи и вывезти автомобили, которые там оставались. Однажды, прогуливаясь по центру города, “Фермера” остановила так называемая “дружина лнр”. У мужчины не было с собой документов, удостоверяющих личность, из-за чего его задержали и несколько дней держали “в подвале”.

“У нас там был институт, в подвале которого держали людей. Я пробыл там три дня. Отношение было, как в плену. Нас сидело в комнате 4х4 32 человека: 8 женщин и 24 мужчины. Иногда нас по одному выпускали на какие-то допросы, физических вмешательств не было. Мужчин тогда еще брали на разграбление магазинов, таких как «Метро», «Эпицентр». Ездили туда, грузили фуры награбленным, то есть использовали задержанных в качестве рабочей силы. Через три дня меня выпустили”, — вспоминает “Фермер” те события.

В ту поездку ему удалось вывезти один автомобиль и некоторые вещи. Еще раз посетить Луганск он уже не отважился.

“Самое сложное — не спалить позицию, где ты находишься”

После оккупации Луганска “Фермер” окончательно переехал в Киев. Работал на одном из энергетических предприятий. Когда началось полномасштабное вторжение россии, мужчина сразу принял решение идти в территориальную оборону. Но на следующий день, как он присоединился к подразделению, их отпустили домой. Сказали, что они пока не нужны.

Еще год “Фермер” работал и жил в Киеве, а когда закончилось бронирование на работе, то самостоятельно выбрал бригаду, получил отношение и принял сознательное решение мобилизоваться. Так попал в 31-ю отдельную механизированную бригаду на должность оператора БПЛА. Признается, что такое направление работы выбрал сразу.

Так получилось, что почти без всяких обучений попал к нормальным ребятам. И все как-то легко пошло и легко далось. Мы занимались легкими бомберами и разведкой. Помню, мой первый полет случился тогда, когда напарник отлучился и пошел готовить еду. Сказал: «На тебе пульт — лети». И это было одно из лучших обучений, когда никто с тобой не сидит и ты начинаешь сам разбираться, входить в курс дела и уже понимаешь, как это использовать”, — делится “Фермер”.
Фото: armyinform.com.ua

Такой дрон, как “Mavic”, освоить легко, делится военнослужащий. С “FPV” нужно больше тренировок и практики. Но в целом, любой может со временем научиться мастерски владеть БПЛА. Главное — желание и практика.

Дроны в современной российско-украинской войне играют чрезвычайно важную роль. Это не только способ поражения, но и разведка, наведение, способ доставить груз на позиции, куда военнослужащие не могут добраться самостоятельно. Наряду с БПЛА в украинской армии активно развиваются наземные роботы. Они также доставляют грузы, а также могут эвакуировать раненых бойцов с линии боя. В современных условиях, когда противник активно применяет ударные дроны поражения, благодаря дистанционным технологиям удается выполнять сверхсложные задачи.

Самое сложное для операторов — не спалить позицию, где вы находитесь. Потому что если враг увидит, то тебя уже просто так не отпустят. Будет лететь все, что возможно. Если найдут вход в вашу позицию, то будет лететь все, что у них есть. Иногда это длится 10–12 часов. Первые часы очень активно — прилет каждую минуту. Затем еще некоторое время наблюдают, чтобы никто не вышел. У нас были такие случаи, когда нас обнаруживали. К счастью, такие ситуации заканчивались более или менее хорошо для наших бойцов. Поэтому самая главная задача — хорошо замаскироваться”, — делится защитник.

Существует мнение, что операторы БПЛА — это “современная пехота”. “Фермер” соглашается с ним. На некоторых участках плотность обстрелов может быть такой, что пехотинцы туда просто не доходят. Или их не хватает, чтобы покрыть всю линию фронта. Поэтому операторы дронов иногда работают в нескольких километрах от врага. Бывает, что приходится вступать и в ближние бои.

Дрон — это основное средство поражения, разведки, снабжения. Они сейчас активно развиваются, и многое сейчас в боях делается именно благодаря дронам. К сожалению, это делаем не только мы, но и противник”.

Некоторое время назад “Фермер” перешел на должность главного сержанта взвода. Обязанности теперь несколько другие, но он по-прежнему постоянно участвует в боевых действиях и почти все время находится на позициях.

Тем, кто только планирует присоединиться к армии, “Фермер” советует не бояться и самостоятельно выбирать профессию, которая больше соответствует навыкам и предпочтениям. Для человека со способностями в армии всегда найдется хорошее место и возможности для развития.

Узнать больше о службе с беспилотными системами можно на сайте Центра рекрутинга и подготовки специалистов беспилотных систем спутниковых войск.

***

«Передвижной мемориал, который путешествует по миру»: в Киеве презентовали книгу-хронику об обороне Луганского аэропорта
11 ноября в Киеве представили англоязычную книгу-хронику “В огненном кольце. Оборона Луганского аэропорта”. Издание планируется распространять за рубежом, чтобы как можно больше людей узнали о битве за Луганский аэропорт, которая продолжалась весной-летом 2014 года. Мероприятие посетили авторы книги, ветераны российско-украинской войны и участники обороны Луганского аэропорта. Восточный Вариант посетил мероприятие и узнал подробности. Одна из самых героических и трагических операций начала ро
І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку