Заграница нам поможет
В Луганской область есть ряд показательных примеров удачного сотрудничества властей с международными донорскими организациями, которые вкладывают деньги в развитие объектов инфраструктуры. Но в большей степени известны грантовые проекты, которые направлены на развитие гражданского общества. «Восточный вариант» разбирался, в какие проекты в Луганской области европейские и мировые доноры вкладывают деньги.
С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ
Средства от международных доноров поступают в Украину и в Луганскую область достаточно давно. Так, в рамках проекта «Социально-экономическое возрождение Донбасса» (DFID, Министерство международного развития Великобритании – ред. «ВВ») в течение 2003-2007 гг. на территории гг. Кранодона и Северодонецка, Кременского и Перевальского районов работали Центры поддержки бизнеса, проект содействовал возникновению бизнес-ассоциаций и развитию Единых разрешительных центров.
В рамках совместного проекта Всемирного банка «Реструктуризация к рыночным условиям 20 предприятий Харьковской и Луганской областей» поддержку получили 3 предприятия луганского региона: СП «Британника» (коммунальные услуги и переработка отходов), ООО «Дон-ест-плюс» (переработка и дистрибуция морепродуктов), ООО «Система» (изготовление мебели и операции с недвижимостью).
Постоянно реализуются проекты, финансируемые Агентством международного развития США (USAID – региональная миссия по Украине, Беларуси и Молдове). Органы местного самоуправления сотрудничают с Агентством в части разработки различных стратегий социально-экономического развития и привлечения инвестиций.
В рамках проекта «BIZPRO» в 2004-2005 гг. в Луганской области велась работа по внедрению государственной регуляторной политики в деятельность органов местного самоуправления Луганской области. Основными партнерами были гг. Луганск, Стаханов, Красный Луч, Ровеньки, Рубежное.
TACIS: 12 МЛН. ЕВРО СВЕРДЛОВСКУ
Сейчас в рамках политики «Восточного партнерства», а также узкопрофильных отраслевых программ так называемую техническую помощь выделяет Украине Европейская комиссия.
По этим программам можно получать финансирование как непосредственно от Еврокомиссии (на сайте периодически объявляются конкурсы с минимальным бюджетом от 300 тыс. евро), так и через субгрантеров (о них ниже).
Наиболее яркий пример на Луганщине – это город Свердловск. За счет двух грантов проекта «Устойчивое местное развитие в Украине» TACIS в сумме 5 и 7 млн. евро была осуществлена работа по улучшению всей социальной сферы города. Первая очередь проекта касалась модернизации 26 общественных зданий города, в которых были сделаны ремонты, произведена теплоизоляция стен реконструкция систем отопления и центрального водоснабжения, заменены окна, двери, кровли, установлены противопожарные системы.
Фактически это позволило компенсировать наиболее дефицитную составляющую бюджета любого города – нехватку капитальных затрат на ремонты и строительство. Самостоятельно городу было бы сложно изыскать средства на ремонт лицея №1, СШ №№ 6,8,9,11, Центра детско-юношеского творчества «Мрія», городской поликлиники и центра профосмотра, а также неврологического, хирургического, кардиологического, акушерского, терапевтического, административного и главного корпусов городской больницы, станции скорой помощи и дневного стационара, и 7 детских садов.
Возможно, в общем это была и не самая крупная программа, однако она оказалась наиболее показательной для других городов Луганщины. Команда мэра Свердловска Александра Шмальца практически заканчивает ремонтно-строительные работы по этим двум грантам и активно сотрудничает с другими проектами.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН: ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ
По словам координатора Программы развития Организации Объединенных Наций (ЕС-ПРООН) «Местное развитие, ориентированное на громаду» в Луганской области Анны Боровой, проект работает с 46 сельскими громадами в разных районах Луганской области. Схема софинансирования такова: громада должна определить наиболее важную проблему и изыскать частичное финансирование на ее решение. Это может быть установка уличного освещения, ремонт школы, амбулатории, детского сада, клуба и другие вопросы.
В качестве примера можно привести историю Бобриковского сельского совета Антрацитовского района Луганской области. Пять сел - Бобриково, Новокрасновка, Клунниково, Егоровка и Вишневое составляют территориальную громаду с 1920 жителями. После расформирования КСП «Россия» в громаде осталось по 4 фельдшерско-акушерских пункта (ФАПа) и сельских клуба, 2 библиотеки, дом культуры, детский сад «Солнышко», школа, пожарная сторожевая охрана, столовая, объекты инфраструктуры (водопровод, мосты, дороги). Жители создали общественную организацию «Вектор», которая и стала партнером Проекта ПРООН. Первоочередной проблемой было определено уличное освещение. Провели осмотр, составили дефектный акт и заявку на софинансирование, передав ее в феврале 2009 координатору проекта. Общая сумма затрат должна была составить 170 тыс. грн. - 9 тыс. из них собрали местные жители, часть выделила райгосадминистрация, ООО «Донецкий кряж» и ЧАФ «Восток». Большую же часть затрат профинансировал Проект ЕС-ПРООН. В результате в конце октября 2009 года все 5 сел получили ночное уличное освещение.
Этот первый успешный микро-проект убедил членов громады, что необходимо продолжать работу и далее. Сейчас общественная организация «Вектор» реализует 3-4 микропроекта в год, что постепенно повышает качество жизни в этой сельской громаде. Численность членов организации выросла с 35 инициаторов создания до нескольких сотен человек. Реализованы проекты по ремонту дома культуры, энергосбережению в помещении школы, модернизации водопроводной системы, ремонту и приобретению оборудования для двух ФАПов, реставрации обелисков, ремонту коммунальных дорог и другое.
Всего по ПРООН в Луганской области уже освоено более 8 миллионов гривен в рамках 56 проектов. Самое главное в том, что громады учатся привлекать средства разных доноров. Например, того же Украинского фонда социальных инвестиций (УФСИ), который с 2003 года работает в Луганской области по такой же схеме, получая средства от различных доноров – Всемирного Банка, правительств Германии и Японии. И отличие по «масштабности» от Свердловска состоит лишь в том, что эти средства направляются в десятки сельских громад, а не в один населенный пункт.
GТZ:«НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»
«Немецкое общество технического сотрудничества» инициировало создание в Луганской области Центров административных услуг, которые бы работали по принципу «единого окна». На первом этапе эти центры будут создаваться в Свердловске, Алчевске, Рубежном, Краснодоне и Стаханове. В рамках этого проекта также будет получена международная техническая помощь на миллионы евро. Об этом проекте «Восточный вариант» подробно уже писал.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Джордж Сорос является одним из крупнейших западных частных доноров. Репутация этого финансиста неоднозначна и вызывает негатив у некоторых политиков из команды Виктора Януковича. Однако международный фонд «Возрождение» финансирует множество небольших проектов, в рамках которых в сотрудничестве с общественными организациями местная власть может получить необходимую экспертную поддержку для решения различных проблем. Например, в 2010 году было выделено 37 грантов организациям из Луганской области на сумму свыше 2,6 млн. грн.
В 2010 году наибольшее финансирование на реализацию проектов в рамках программной деятельности международного фонда «Возрождение» в Луганской области получили 10 общественных организаций. Так, наибольшую сумму – 457 тыс. 960 грн. - получила общественная организация «Общественный комитет защиты конституционных прав и свобод граждан» для реализации проектов «Усиление правовых возможностей оказания помощи беднейшим слоям населения в Луганской области», «Введение институциональных предпосылок развития громад в Луганской области».
«Агентство устойчивого развития Луганского региона» получило 366 тыс. 890 грн. на проекты «Предоставление сельским жителям Свердловского района доступа к качественным административным услугам», «Улучшение условий воспитания детей в с. Чмыревка и с. Бобриково Луганской области», «Партнерство во имя развития: формирование устойчивого партнерского круга Луганского ЦЕИ и проевропейских общественных объединений Луганщины», «Я разделяю европейские ценности».
344 тыс. 220 грн. было выделено для реализации проекта «Повышение правовых возможностей малообеспеченных слоев населения в Луганской области» Луганскому областному отделению Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины».
Общественная организация «Правозащитный центр Поступ» получила 299 тыс. 200 грн. на проекты «Социальная сеть активистов-правозащитников», «Роль журналистики в поддержке и защите прав человека: усиление влияния журналистского сообщества на ситуацию с соблюдением прав человека в Украине».
Далее в рейтинге - «Восточноукраинский центр общественных инициатив». Общественники получили 193 тыс. 500 грн. на проекты «Через доступ к генеральным планам – к градостроительству без коррупции», «Распространение адаптированного польского опыта для сохранения образовательных услуг в сельской местности».
Луганский благотворительный фонд «Шаг в будущее» использовал 184 тыс. грн. в рамках проекта «Бюджетный мониторинг расходов на заместительную терапию в Луганской области».
Общественная организация «Луганская областная организация Центр европейских инициатив Луганщины» получила от фонда «Возрождение» 156 тыс. 940 грн. для реализации проектов «Улучшение состояния санитарно-бытовых условий и возобновление работы групп продленного дня в средней школе № 4 пгт. Михайловка и средней школе № 8 с. Сокологоровка Луганской области», «Общественная кампания «Повышение эффективности деятельности органов самоорганизации населения Луганской области».
«Луганский областной центр политических и социологических исследований «Политсоциум» получил финансирование в сумме 142 тыс. грн. на проекты «Общественный мониторинг управления энергосбережением органами местного самоуправления Луганской области», «Мониторинг публичных отчетов об исполнении бюджета органами местного самоуправления Луганской области».
Луганская областная организация «Общественная служба правовой помощи» использовала 133 тыс. 940 грн. в рамках реализации проектов «Улучшение состояния санитарно-бытовых условий и материально-технического оснащения детских садов «Колобок» и «Березка» г. Первомайск», «Проведение палаточного лагеря «Веселое лето» для детей из социально незащищенных семей маленького шахтерского города Брянка Луганской области».
Кроме того, общественная организация «Луганская областная фундация Регион и Громада» получила 110 тысяч гривен на проект «Создание Луганского городского ресурсного центра для развития ОСМД «Хозяйничаем вместе!»
РОЗЫСК ВОЛОНТЕРОВ
Впрочем, иногда власти и правоохранителные органы вмешиваются в вопросы выделения донорских средств. Так, алчевскую детскую общественную организацию «Театр эстрады «КЛАСС» уже два месяца проверяют государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями и прокуратура г. Алчевска.
Детская общественная организация «Театр эстрады «КЛАСС» была основана 1 апреля 1998 года. Уставные цели организации - объединение детей, подростков, взрослых в воспитательных и правозащитных целях. Первое время организация была активна в сфере культуры – ее участники занимали призовые места на конкурсах украинской песни, фестивалях искусств, детского, молодежного кино и телевидения, конкурсах игровых программ для детей, подростков и юношества в гг. Луганск, Алчевск, Стаханов (Луганская область), Красноармейск (Донецкая область), Харьков. На протяжении 1998-2001 годов организация ежегодно проводила конкурс эстрадной песни «III тысячелетие». С 1999 года члены организации занимаются разработкой игровых программ для детей.
2009 год стал поворотным для «КЛАССА» - было привлечено долгосрочное (на 2 года) финансирование для открытия и работы детской правозащитной приемной в городе Алчевске. Средства Европейского Союза поступали в рамках Детской правозащитной сети Донбасса, созданной общественной организацией «МАРТИН-клуб» (г. Макеевка, Донецкая область). Также в 2009 году за средства Антикризисной программы Фонда Джорджа Сороса «Возрождение» был организован летний отдых у берегов Азовского моря детей-сирот и летний пришкольный лагерь для детей-инвалидов. Эти 3 последних проекта и вызвали повышенное внимание сначала оперуполномоченных Государственной службы по борьбе с экономическим преступлениями (ГСБЭП), а затем и прокуратуры города Алчевск. Исходя из того, что проверка затягивается, вероятность того, что летом-2011 также будет организован отдых для детей будет равна нулю.
Запрос от начальника Алчевского отделения ГО УМВД Украины в Луганской области А. Федотова «Класс» получил 25 февраля 2011 года. Милиция требовала документы, касающиеся работников организации, социальных проектов, в которых она принимала участие (в том числе и по Детской правозащитной сети Донбасса, финансируемой напрямую «Мартин-клубом»), а также подтверждающие документы о получении средств. Аналогичный запрос пришел и в Алчевский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ), вместе с которым была создана правозащитная приемная и возглавлял который один из создателей и руководителей Алчевской детской общественной организации «Театр эстрады «КЛАСС» Сергей Зуев. Запрос милиции был подан по инициативе Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями.
2 марта 2011 состоялась встреча директора центра соцслужб для семьи, детей и молодежи и основателя «Класса» Сергея Зуева с оперативниками ГСБЭП, которые хотели провести проверку организаций. Милиционер С.Чурилов утверждал, что проверка проводиться в из-за постоянных устных жалоб какой-то женщины пожилого возраста (фамилию женщины не назвал) начальнику Алчевского горотдела УМВД об экономических преступлениях, совершаемых директором Алчевского ЦСССДМ С.Зуевым, который одновременно является руководителем детской общественной организации «Театр эстрады «КЛАСС». Письменного заявления от этой гражданки не было, и просьбы милиции выдать документы никто не удовлетворил – чтобы что-то истребовать, необходимо возбудить уголовное дело или хотя бы проводить добровольный опрос в рамках оперативно-розыскного дела. Реквизиты таких дел оперативник тоже не назвал – думал, видимо, что правозащитники законов не знают и дадут документы без какого-либо правового основания. На запрос милиции 3 марта 2011 года был дан ответ с просьбой разъяснить, что является основанием для проверки. Ответ так получен не был.
Тогда оперативники ГСБЭПа пошли другим путем – обратились за помощью к прокурорским коллегам. Ведь они имеют право и по своей инициативе проводить проверки и требовать документы. 5 апреля 2011 года пришло прокурорское требование о предоставлении документов (с тем же перечнем, что и от Алчевского ГО УМВД), которые 8 апреля и были предоставлены органам прокуратуры на 49 листах.
С 8 апреля два опера ГСБЭПа - С.И. Чурилов и С.В. Сафонов - начали вызвать и выезжать на дом ко всем работникам Алчевской детской общественной организации Театр эстрады «КЛАСС» и проводить «беседы». При этом 4 волонтера, работавших в детском лагере у моря якобы дали показания, что С.Зуев платил им заработную плату наличными. Где он взял эти деньги для оплаты и почему волонтеры стали считать, что за работу с детьми у моря (когда оплачивают проезд, обеспечивают проживание и питание) нужно получать зарплату, никто объяснять не стал.
Последняя серия допросов работников была проведена 16 мая 2011 года. По сути, проверка длится уже больше месяца, но нет информации ни о ее реальных причинах, ни о том, будут ли предприняты какие-то действия после нее.
В пресс-службе прокуратуры Луганской области утверждают, что общественную организацию «Театр эстрады «КЛАСС» проверяют на предмет целевого использования средств. «Прокуратура проверяет законность и целевое использование 100 тысяч гривен», - сказал «Восточному варианту» пресс-секретарь Прокуратуры Луганской области Александр Зайцев. На вопрос о том, идет ли речь о проверке использования бюджетных денег он ответил отрицательно. «Нет, это деньги не из бюджета, но прокуратура все равно может проверить их использование», - сказал Зайцев.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ
Выделенные донорские средства – отнюдь не «потолок» возможностей. Однако мешает отсутствие нормального сотрудничества между Фондом и властями.
Украинские политики уже не раз высказывались насчет того, что международные доноры своими проектами влияют и на политическую ситуацию в стране. Нардеп от ПР Елена Бондаренко и вовсе намекала на то, что деятельность иностранных фондов плохо отражается на украинских журналистах.
«Очевидно следующее: когда какое-то государство открывает в Украине фонды, организации, движения, начинает раздачу грантов, то оно, прежде всего, преследует свои цели... Все эти душещипательные декларации о якобы бескорыстной помощи в развитии украинской демократии со стороны многочисленных грантоедов и их покровителей — лишь маскировка истинного желания контролировать Украину», — отметила Бондаренко в интервью «Киевскому телеграфу».
Не так давно сделал провокационное заявление на эту тему и глава луганских регионалов Александр Ефремов, заявив, что фонд Сороса выделили средства «на подготовку событий по варианту Северной Африки» в Украине. Впрочем, фонд «Возрождение» потребовал каких-то подтверждений, и это требование Ефремов проигнорировал. Дело пока ничем не закончилось – но судом лидеру фракции ПР уже пригрозили.
В то время, как Донецкая ОГА подписала договор о сотрудничестве и добилась «бронирования» средств на проекты по Донецкой области, Луганская ОГА только готовила проект соответствующего соглашения. А теперь в контексте выступления Александра Ефремова и внесения законопроекта о запрете грантового финансирования за счет иностранных граждан переговорный процесс остановился.
Мешает эффективному привлечению средств международной технической помощи и специфическая позиция многих местных чиновников: им хочется, чтобы средства поступали напрямую громаде, а не через общественные организации. Между тем любой вменяемый сотрудник донорской организации понимает, что в условиях тотальной коррупции и безответственности передавать средства местным бюджетам нельзя – вероятность их эффективного использования крайне мала (в лучшем случае распределят подряды с откатами между близкими бизнес-структурами). Поэтому общественным организациям сложно получить письма поддержки от органов власти (которые требуются при реализации подобных проектов) и наладить эффективное сотрудничество с чиновниками, а передавать деньги напрямую органам местного самоуправления многие доноры не готовы.
Скорее всего, количество мэров, избравших приоритетным привлечение средств международной технической помощи, будет расти, ведь сохранить популярность у избирателей в условиях множества проблем и скудного бюджета невозможно. А успешная реализация проекта, даже за счет донорских средств, создает для любого политика удобный политический плацдарм для дальнейшей карьеры.