Война на фронте и в тылу. Разговор с защитником Украины из Славянска
Подпольная деятельность под носом террористов и защита родной земли с оружием в руках
Ко Дню защитника Украины «Восточный вариант» пообщался с ветераном АТО, военнослужащим и активистом из Славянска Сергеем Лилеевым.
Быть националистом на востоке Украины не так просто
Сергей Лилеев уже 10 лет активно занимается общественно-политической деятельностью. Интерес к украинской истории у него появился с подросткового возраста. С тех пор внимательно следит за всеми событиями в стране.
С 2010 года начал свой путь развития национализма на востоке Украины. На одном из многих тогдашних акций и митингов познакомился с единомышленниками и вступил в ряды партии ВО «Свобода».
К тому времени к гражданам с активной патриотической позицией со стороны власти относились враждебно. Сергей впервые столкнулся с преследованиями.
"На режим Януковича произвели огромное впечатление марш УПА. Когда мы выезжали славянской организацией на донецкий митинг, нас останавливало ГАИ — потому что в окнах нашего автобуса развевались государственные флаги. А по дороге на киевский марш УПА нашему автобусу разбили лобовое стекло. Подрезала жигули, на дорогу выбежал молодой человек в балаклаве, который бросил в стекло мешок с гирей. Понятно, что это результат слаженной работы милиции и титушек", — рассказывает Сергей.
Тогда Сергея открыто преследовали работники силовых структур.
Когда началась Революция Достоинства, Сергей отправился в Киев. Вступил в отряд самообороны Майдана, участвовал в нескольких горячих схватках с «беркутом», дежурил на баррикадах и противостоял провокациям.
В Славянске на тот момент тоже организовывали акции в поддержку Евромайдана.
В то время в городе появилось много патриотически настроенной молодежи.
Несмотря на первые убийства в Донецке и осуждение в школе и университете, они выходили и даже сами организовывали митинги в поддержку единой Украины.
«Вторжение России в Крым стал прогнозировать после нападения на Грузию в 2008 году. С появлением так называемых зеленых человечков на полуострове было понятно, что это уже война. Развитие событий в Донецкой области для меня было в определенной степени сюрпризом. У меня не укладывалось в голове как российские военные могли проехать от границы в Славянск и захватить город. Думаю, выбор пал на мой город из-за того, что это граница трех областей, узловая железнодорожная станция и через Славянск проходят трассы в направлении Донецка и Бахмута. В планы россиян входило оккупировать Луганскую и Донецкую области», — считает Сергей.
Во время оккупации Сергей вместе с молодежью-единомышленниками, которые остались в городе, разрисовывал улицы сине-желтыми флагами. Всю оккупацию он оставался в городе.
В начале мая в его родительский дом приходили русские террористы. Тогда повезло что «пожаловали» московские наемники, которые не знали в лицо Сергея. В результате «случая судьбы» удалось не попасть в подвал СБУ, где тогда держали заложников.
«Было впечатление, что нас просто бросили. Я не видел такой военной силы, которую невозможно выбить из города. Их можно было не только выбить, а арестовать. Московские наемники были, но немного. Обычно они выходили дежурить на блокпосты только ночью. Днем стояли местные, а также те, кого за деньги свозили из Донецкой и Луганской областей.
До конца мая мы выходили и рисовали сине-желтые флажки на столбах и домах. Кстати, среди тех, кто это делал, был и Роман Напрягло, погибший на фронте в феврале 2017 года от выстрела снайпера. Он был среди тех, кто инициировал проведение митингов в марте-апреле в Славянске. Несмотря на то, что происходит в Донецке, он не выдержал и спросил, сколько мы будем сидеть — надо выходить на улицы. Также он был постоянным участником силовых адреналиновых акций, был сокольцем», — рассказывает Лилеев.
По словам Сергея, они пытались показать, что Славянск — это Украина, чтобы жители чувствовали: они не оставлены на произвол судьбы, здесь много украинцев. Во время оккупации он не мог передвигаться по городу, так как на каждом шагу стояли блокпосты.
«Российско-террористическая база была в Святогорской лавре, которая до сих пор принадлежит РПЦ. В городе также есть Вилла Мария — арендованное российской церковью здание, где была создана секция рукопашного боя. Те, кто захватывал отделение милиции — направлялись именно с Виллы Марии.
Подготовка велась в местах, принадлежащих РПЦ-ФСБ. Это не тайные факты, но реакции государства на них нет. Вилла Мария до сих пор находится в долгосрочной аренде российской церкви — даже после журналистских расследований и обысков СБУ, которые обнаружили там наличие антиукраинской пропаганды», — говорит Лилеев.
После освобождения города Сергей ездил добровольцем в «Карпатскую Сечь». На тот момент со стороны власти были обещания оставить добровольческое подразделение в том составе, в котором оно получило свой боевой опыт в российско-украинской войне.
Затем состоялась реинтеграция добровольческих подразделений в вооруженные силы Украины. С 2016 года Сергей подписал контракт на вступление в 93-ю бригаду. Тогда отслужил в Луганской области, в поселке Крымское, стал командиром механизированного отделения.
Сергей отслужил именно в той части на границе линии соприкосновения, где властвует стихия огня.
В тех местах пока не осталось живого места — деревья и посадки в частности уничтожено пожарами.
Когда меня назначили командиром боевой машины БМП-2, мне пришлось научиться и водить ее, и стрелять. Потому что сегодня личный состав есть, а завтра его состояние здоровья не позволяет выполнять обязанности. Или просто недокомплектация. Поэтому мне грустно слушать с телевизора о том, что “армия достигла своего максимального уровня наполненности”. Мол, теперь нужно менять закон для увеличения численности армии. Мне интересно, где эти люди, которые “заполнили все должности”? Где-то в тылу или на бумаге?», — говорит Сергей.
Сергею, как и другим военнослужащим из Славянска, существенно помогали местные волонтеры. Именно они обеспечивали жизнедеятельность Вооруженных сил Украины в тот момент.
Славянск никак не изменится, просто изменится лицо при власти
По мнению Сергея, город как оставался, так и до сих пор остается интегрированным в Украину. Сейчас наблюдается оставление Славянская в пророссийской орбите.
На этих местных выборах в мэры баллотируется как скандально известная Неля Штепа, так и ее приспешники — нынешний мэр, который баллотировался под лозунгом «Любить Славянск как Неля» Вадим Лях и представитель пророссийской партии «Оппозиционная платформа за жизнь» Павел Придворов. Эти трое кандидатов пока противники, но совсем недавно были одной общей командой бывших регионалов.
«К сожалению, судебная система в Украине за прошедшие 6 лет так и не смогла доказать свою эффективность. Члены территориальной избирательной комиссии от так называемых патриотических партий могли проголосовать против регистрации Нели Штепы в мэры Славянска. Как и других пророссийских кандидатов.
Мы и в дальнейшем продолжим свою борьбу за украинский Славянск. Мы придем к власти в своем городе и сделаем его украинским», — отмечает Сергей Лилеев.
Сейчас Сергей остается военнослужащим — служит в составе государственной пограничной службы Украины, и готовится возглавить борьбу за украинский Славянск на следующих выборах.