«Идею снарядом не разрушишь»: как известный донецкий бренд открыл шоурум в Краматорске

В июне 2025 года донецкий бренд одежды “Забой” открыл кофейню-шоурум в Краматорске. Восточный Вариант пообщался с основателем бренда Максимом Лысенко и узнал больше о новом заведении и об особенностях работы в прифронтовом городе
Восточный Вариант ранее уже писал об истории бренда “Забой”. Его основатель и владелец Максим Лысенко в далеком 2008 году присоединился к болельщикам футбольного клуба “Шахтер”, а вскоре начал работать над первым магазином с атрибутикой для фанатов, который назвали “ZaBoysultra shop”.
В 2014 году, когда началось российско-украинское противостояние, “ZaBoysultra shop” первыми выпустили футболку с надписью “Донецьк. Сонце України встає на Донбасі”. Через несколько лет, когда бренд вышел за пределы фанатского движения и стал патриотическим символом области, его переименовали в “Забой”, а магазин переориентировали на жителей востока и всех, чье сердце принадлежит Донетчине.

Название выбрано неслучайно. Ведь “забой” — это профессиональный шахтерский термин, который означает поверхность добычи в шахте.
После начала полномасштабного вторжения россии “Забой” вынужденно остановил все продажи интернет-магазина и открыл свой крупнейший гуманитарный штаб в Донецкой области. Вскоре Максим с командой открыли кофейню-магазин “Забой” в Днепре, которая проработала почти 2 года.
В июне этого года кофейню-шоурум “Забой” открыли в Краматорске.
“Бренд о Донетчине должен быть на Донетчине”
Неоднократно Максим получал предложения открыть “Забой” в Киеве или других крупных городах Украины. Но он говорит: “Бренд о Донетчине должен быть на Донетчине”.
“Даже несмотря на войну, несмотря на близость к фронту Краматорска. Мы хотели не лозунгами, а делом поддержать родной край. Показать, что мы верим — Донетчина будет свободной. Даже несмотря на сегодняшние реалии, когда враг ежедневно продвигается”, — говорит Максим Лысенко.

В магазине в Краматорске можно увидеть всю известную продукцию “Забоя”: футболки, кулоны, толстовки, худи, кепки и панамы, патчи и пины. Раньше бренд в основном был представлен в онлайне, теперь все желающие могут прийти и примерить что-то лично.
Настоящая визитная карточка шоурума, говорит Максим, баннер “Донеччина — це Україна”, который принадлежал еще ультрас сообществу “Шахтера”.
“Это легендарный баннер. Он был разработан еще в 2014 году с целью показать позицию ультрас футбольного клуба. Он прошел очень много горячих точек, побывал на многих выездах сборной Украины за донецкий «Шахтер». А сейчас он висит в нашем шоуруме в Краматорске. Это такая себе реликвия”, — улыбается Максим.

На открытие магазина пришло много людей, говорит Максим. Сейчас продажи в магазине уже превышают количество заказов в интернете. В “Забой” приходят не только местные, но и гости Краматорска, которые приезжают из Днепра, Запорожья, Киева и других городов. Максим рассказывает, что чуть ли не самой популярной в магазине является футболка с надписью “І зійде сонце над вільним Донбасом”. Ее раскупают практически сразу после пополнения размеров.
В помещении шоурума также работает кофейня. Поэтому во время выбора одежды посетители могут выпить чай или кофе.

“Это не о бизнесе. Это об идее”
Открытие магазина в прифронтовом городе имеет свои особенности. Максим говорит, что есть полное осознание того, что рядом может прилететь вражеский снаряд. Но главное для “Забоя” — продвигать идеи об украинской Донетчине, а не прибыль.
“Если бы мы все эти годы считали «Забой» бизнесом, то мы бы уже давно закрылись. Но мы продолжаем работать над собой. Мы не считаем это бизнесом, это проект. И поэтому в Краматорск мы пришли не с бизнесом, а с идеей. А идею снарядом не разрушишь. Да, мы понимаем, что шоурум могут разбить, вещи все сгорят. В 2022 году, когда началась полномасштабная российская агрессия, все вещи со складов мы раздали переселенцам, которые выезжали из Мариуполя или Волновахи. Мы все отдали под ноль и полтора года работали исключительно на фронт, о восстановлении магазина не шло и речи. А когда стали получать много запросов, уже тогда возобновили работу магазина. Поэтому у нас есть опыт восстановления работы с нуля”, — делится Максим Лысенко.

Во время открытия магазина удалось быстро найти персонал, с чем в прифронтовых городах бывает трудно. Еще одним вызовом является логистика. Даже в почтовые терминалы, которыми рассылают продукцию, может прилететь вражеский снаряд или ракета. В таком случае посылки теряются, а срок ожидания заказов увеличивается.
Максим искренне благодарит команду “Забоя” в Краматорске, которая работает ежедневно, несмотря на угрозу обстрелов в любой момент. Безопасность в прифронтовом городе — понятие относительное, ведь прилететь может даже без объявления воздушной тревоги. В случае повышенной угрозы Максим просит работников уходить в укрытие и при необходимости пускать туда прохожих, которых обстрел застал на улице.
Несмотря на четвертый год полномасштабной войны, интерес украинцев к донецкому бренду не уменьшается, а наоборот — растет. С каждым месяцем все больше людей выезжают с Донетчины, покидают родной дом и не знают, когда вернутся. Поэтому заказывают что-то на память в “Забое”, чтобы сохранить связь с домом.

В то же время Максим понимает, что со временем интерес к атрибутике Донетчины может угаснуть. Поэтому вместе с командой они обдумывают проекты, с помощью которых можно сохранить и поддержать этот интерес.
Шоурум “Забой” в Краматорске находится по адресу улица Леонтовича (прежнее название — Марата), 6.
Официальный сайт: https://забой.укр/shop
***
Читайте также: От руководительницы коммунального предприятия до новой жизни в эвакуации: история переселенки из Бахмута