
Первая смерть за украинский Донбасс. Памяти Дмитрия Чернявского
Сегодня — восьмая годовщина как на Донбассе пролилась первая кровь вследствие кремлевской агрессии. Это произошло 13 марта 2014 на площади Ленина в Донецке. Тогда на митинге за единую Украину погиб Дмитрий Чернявский. Он стал первой жертвой российско-украинской войны.
13 марта 2014 стал черным днем в современной истории борьбы за единство нашей страны. Тогда в украинском Донецке состоялся один из самых массовых митингов. Тогда же «русская весна» забрала первую жертву. Именно этот день для многих стал переломным. Противостояние с пророссийскими митингующими переросли в кровавое побоище.
Мало кто тогда представлял какими будут последствия, но после первой смерти стало понятно — все серьезно. С того дня и до сих пор в Донецке можно поплатиться жизнью за свои политические взгляды. После убийства Дмитрия проукраинские активисты начали выезжать из города.
5 марта ему могло бы исполниться 30 лет, но навсегда осталось 22
Дмитрий родом из-под Бахмута, был единственным ребенком в семье. Хорошо разбирался в истории Украины. Даже ВНО по этому предмету сдал на 200 баллов.

В 2013 году окончил Донецкий национальный университет и поступил на магистратуру экономического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко на заочную форму обучения.
В 18 лет Дмитрий вступил в ряды националистической партии «Свобода». Своими воспоминаниями поделился глава городской партийной ячейки, друг Дмитрия — Артур Шевцов.

«С Дмитрием я познакомился в начале сентября 2010 года. Это было около фонтана, на центральной площади Донецка. “Свободой” тогда интересовалась националистически настроенная молодежь Донецка, и я встречался с теми людьми, которые изъявляли желание присоединиться к нашей организации. Одним из таких молодых ребят был и Дмитрий. С первого же общения почувствовалось, что на многие вещи, связанные с жизнью Донетчины и Украины мы смотрим одинаково», — вспоминает Артур.

Уже через месяц после встречи Дмитрий решает окончательно связать свою деятельность с партией. Как вспоминает Шевцов, в партийной работе он проявил себя как честный, порядочный парень, преданный украинскому делу. Демонстрируя склонность к медийной работе, в марте 2011 года был назначен руководителем пресс-службы Донецкого городского центра, а через два года, в марте 2013 года — руководителем пресс-службы Донецкого областного отделения партии.
«При назначении руководителем городской прессовой службы случилось интересное совпадение, которое выяснилось только через год. Приказ о назначении я подписал пятого марта, в день его рождения, но тогда на это никто не обратил внимания», — вспоминает Артур Шевцов.

Свободовец рассказывает: Дмитрий также был одним из организаторов ряда различных культурных и партийных акций. Считал, что Донбассу нужно вернуть его настоящее, украинское лицо. Мечтал, что рано или поздно его родной город Артемовск вернет себе свое историческое название. К сожалению, Дмитрий не дожил до этого момента. В феврале 2016 Артемовску было возвращено его историческое имя — Бахмут.
«Начало российского вторжения Дмитрий, как и все мы, воспринял крайне негативно. А потому и не мог остаться в стороне. Он сразу включился в состав силового блока, 13 марта 2014 обеспечивал безопасность участников митинга. Самая, на мой взгляд, ирония судьбы в этой ситуации заключается в том, что Дмитрий пришел в бронежилете, который перед началом митинга отдал другому собрату», — говорит Артур.
Артур, как и Дмитрий, был среди организаторов самообороны. Тот страшный день помнит до мелочей. Далее приводим его воспоминания прямой речью:
«В тот вечер в центре Донецка собрались люди, которым была небезразлична судьба их земли и их страны. Центральная площадь был разделен на две части. С одной стороны был проукраинский митинг, с другой — пророссийский. Толпа пророссийских сепаратистов вела себя крайне агрессивно. В нас полетели яйца, камни, бутылки, петарды. Самооборона заняла позиции по периметру митинга, закрывая собой других участников мероприятия.
После митинга, который продолжался около полутора часов, его участники начали расходиться. В этот момент пророссийские активисты, которые были преимущественно завезены из российского Ростова-на-Дону, атаковали проукраинских активистов с двух сторон — с фронта и с тыла. Самооборона приняла удар на себя.

Крики, взрывы петард, металлические прутья, газ из газовых баллончиков, куски оранжевого скотча и оранжевые строительные рукавицы, которые мы в самообороне тогда использовали как опознавательные знаки, все это перемешалось.
Центральная площадь Донецка в тот вечер превратилась в настоящее поле боя. Враг окружил часть бойцов самообороны, среди которых был и Дмитрий.
На улице Постышева, напротив места проведения нашего митинга, были припаркованы три милицейских автобуса и кто-то из работников милиции призвал наших самооборонцев занять их для того, чтобы наших бойцов можно было оттуда вывезти. Когда самооборонцам удалось зайти в один из автобусов, двери закрылись, но автобус никуда не поехал. Это была ловушка.
Пророссийская толпа окружила автобус и разбив окна, начала просто градом засыпать бойцов камнями, петардами и различными металлическими предметами. Поняв, что оставаться в автобусе нельзя, ребята начали выбираться из него через разбитые окна на проезжую часть улицы Постышева.
Милиция, пытаясь сдержать обезумевшую сепаратистскую толпу смогла оставить несколько квадратных метров перед автобусом свободными, и бойцы смогли выбраться.
Но покинуть это место ребята уже не могли, ведь отовсюду были окружены. В них продолжали лететь различные тяжелые травмирующие предметы.
В один из моментов ближнего боя, Дмитрий получил коварное ножевое ранение, защищая отход мирных демонстрантов. Он умер в карете скорой помощи по дороге в больницу.

Сразу после оккупации Донецка стал модным дискурс о том, что якобы участники проукраинских акций, кроме махания флагами, не оказывали никакого силового сопротивления на улицах города и не ожидали нападения на себя со стороны вооруженной толпы “орков”.
Это абсолютно не соответствует действительности. Само понимание того, что силовое решение очень вероятно и подтолкнуло к созданию самообороны и вооружению ее различными средствами защиты в уличных условиях».

Вот что вспоминает о том дне еще один из членов самообороны Юрий Кондратьев:
«Я знал Дмитрия при жизни не очень хорошо. Да, мы были в одной организации ВО “Свобода” в Донецкой области. Да, было много вопросов, но все ответы я получил, когда оказался 13 марта 2014 в автобусе. Кто знает, тот поймет. Там нас было много для пазика, но очень мало для Донецка. Честно, я не видел Дмитрия в автобусе, не до того было. Когда на нас начали ссать с крыши автобуса и начали вопить “на колени”. Менты в принципе держали нейтралитет и не хотели бойни. Кое-кто начал садиться, не буду врать, мысли были разные. И в этот момент передо мной упал парень, я узнал Дмитрия. Грешен, в тот момент почувствовал зависть и подумал, что братан легко отмазался.

Дмитрия вынесли из круга, который нас окружил, и мы продолжили наше не очень приятное общение. Хочу обязательно добавить, что тогда в прекрасном автобусе подавляющее большинство было фанов ФК “Шахтер”. Пацаны, каждому из Вас респект и благодарность. И вот менты на пару секунд разорвали круг сепаров и мы побежали по проспекту Ильича вниз. Позже, возле Центрального рынка, нашел собрата, слава Богу, и поехал домой. А через несколько часов позвонил Артур Шевцов и сообщил, что Дмитрия зарезали. Это был шок и понимание, что все очень серьезно. Прости побратим! Вечная Слава Тебе и всем павшим за свободу Украины!», — пишет Юрий.

Участники тех событий утверждают, что в тот день погибли три человека. Но родственники других погибших побоялись открыто говорить об обстоятельствах убийства из соображений безопасности. Известно, что вечером 13 марта в больницу обратилось 22 пострадавших.


Мать Дмитрия, Людмила Чернявская вспоминает: были плохие предчувствия. Женщина не хотела отпускать сына на площадь, хотя и часто сама ходила на митинги.
«Я что-то предчувствовала, и сон мне очень странный приснился. Якобы мы с Димой идем по какому-то рынку, людей много, вокруг сильный шум, какие-то звонки звенят. А впереди — огромный лифт и свет в нем. Мы спешим, а Димка (он высокий был), идет очень быстро, я за ним не успеваю. Он зашел в тот лифт. Я подбегаю к нему, но двери закрываются, и лифт идет вверх. Я стою, плачу, и понимаю, что все кончено. На этом и проснулась. Чтобы развеять предчувствие, вышла прогуляться на местный рынок. А там уже были в камуфляже зарубежные корреспонденты, опрашивали людей. Всем раздавали листовки за Губарева, а я отказалась их взять. Так помню, один из них на меня так посмотрел, что аж страшно стало. Видно было, что они неадекватные люди…», — приводит воспоминания матери пресс-служба ВО «Свобода».

В тот день Дмитрий не говорил куда именно собирается уйти. Дома не знали что вечером состоится митинг. После гибели Дмитрия были изъяты компьютеры и флешки с фотографиями.
«Так называемые милиционеры забрали все записи, блокноты. Куда оно делось? Думаю, сознательно уничтожили. Потому что не выгодно было расследовать это преступление. Как говорил мой Дима, войну в Донецке начала местная власть, она ей способствовала. Он больше знал, больше слышал. А я только беспокоилась за своего ребенка. Думала, как что-то начнется — убедить его куда-то уехать. А оказалось, что все началось именно с него…», — говорит мать павшего Героя.

На церемонию прощания с Дмитрием, которая состоялась 15 марта, пришло несколько сотен людей — друзей, идейных собратьев, участников донецкого Майдана и так далее. На место гибели и на площадь Донецка несли цветы, но тогда адепты сепаратизма их убирали и отслеживали всех, кто пришел почтить память павшего. Впоследствии, как пишут в соцсетях, на том месте сделали «иконостас погибших в Киеве беркутовцев».
Прошло уже 7 лет, а виновные до сих пор не наказаны. По словам Артура Шевцова, все дела начального периода следствия, в том числе и экспертизы, остались в Донецке. Их эвакуировали перед оккупацией. Поэтому в конце 2014 года в Киеве дело фактически начали заново.
«Меня по этому делу опросили один раз еще в декабре 2014 года. И тогда следователь мне сказал, что поскольку все материалы остались в Донецке, у них нет ничего кроме показаний нескольких свидетелей. Я заметил, что в интернете есть много видеоматериалов за тот день. Кажется, даже предоставлял ссылки, но использовали ли их в деле мне неизвестно», — говорит Артур.

14 марта 2014 новый министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что подозреваемый в убийстве Дмитрия человек по прозвищу «Палач». Через год нардеп Антон Геращенко сообщит те же данные, но добавит имя подозреваемого — Виталий Кикоть.
3 года назад издание «Новости Донбасса» опубликовало имена подозреваемых в убийстве Чернявского. Как говорится в материале, в апреле 2014 года милиция Донецкой области указала на еще одного подозреваемого. Правоохранители руководствовались видеозаписью, на которой увидели, как от Чернявского с ножом отходит человек в черной шапке. Его по-прежнему разыскивают по фотографии. Личность мужчины не установлена.

Тогда же 13 человек получили от полиции подозрения об участии в массовых беспорядках в рамках уголовного дела об убийстве Дмитрия Чернявского.
По данным источника «Новости Донбасса», упомянутый Виталий Кикоть — уроженец Донецка. Ему 31 год. Разыскивается Покровским отделом полиции. Имеет два паспорта, второй выданный на имя Виталия Радевича. В конце 2015 сепаратистский канал «Первый республиканский» общался с ним как с «замминистром транспорта ДНР» и членом жюри конкурса «Леди Донецкой народной республики».

Следующий в списке подозреваемых уроженец Донецкой области Леонид Денисенко. Ему 31 год. Подозревается в массовых беспорядках. Разыскивается Селидовским отделом полиции. В 2014 году участвовал в пророссийских митингах в Донецке. Его данные есть в базе «миротворца».

Уроженец Макеевки Дмитрий Луговской, 36 лет. По данным полиции на 2018 год, он находится в рядах боевиков «ДНР».

Дончанин Олег Галан, 43 года. По данным источника «Новостей Донбасса», на 2018 год служит дальномерщиком-оператором в военной части №08805 «ДНР».

Житель Донецка Иван Шестопал, которому 32 года. Есть дочь.

Все они часто бывают в России. Есть в списке подозреваемых те, о ком в публичном доступе нет информации. Это 27-летний Антон Павлюченко и 45-летний Сергей Бабенко из Донецка, а также 34-летний уроженец Димитрова Артем Христенко. Последний, по данным источника, воюет в рядах боевиков «ДНР».
Что касается митинга 13 марта 2014, то кроме 8 основных подозреваемых, еще 16 человек получили заочные подозрения. Они объявлены в розыск: Константин Артеменко, Сергей Кушпита, Даниил Смолянинов, Александр Орлов, Валерий Скороходов, Роберт Доня, Анатолий Уваров, Алексей Шевченко, Александр Гурба, Вячеслав Бельский, Михаил Чумаченко.

Каждый год, 13 марта, в Киеве на Майдане Независимости собратья Дмитрия Чернявского проводят вечер его памяти и всех тех, кто положил свою жизнь за свободу Украины, за свободу украинского Донбасса.
Именем Дмитрия названо родную школу №18 в г. Бахмуте, в которой он учился, а в Бахмутском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Дмитрию. Также было предложение назвать одну из улиц Бахмута именем Дмитрия, но местные власти саботировали это решение.
Кроме того, как рассказывает Артур Шевцов, 29 марта 2014 года, во время XXVIII всеукраинского съезда ВО «Свобода», Дмитрий был посмертно удостоен высшей партийной награды «Золотой знак Свободы». 20 февраля 2015 Дмитрий Чернявский получил звание Герой Украины с вручением ордена «Золотая Звезда» (посмертно).

Кабинет Министров Украины учредил в числе стипендий имени Героев Небесной Сотни для студентов и курсантов стипендию имени Дмитрия Чернявского по специальности «Экономика». Также мемориальную доску в честь погибшего Героя Украины разместили на фасаде экономического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко, где учился парень.


Имя Дмитрия Чернявского зачислено к Героям Небесной Сотни. Но по факту он первая жертва войны в Донбассе.

Читайте также:
"Для нас война началась уже тогда": 7 лет назад Донецк объединился против "русского мира"
"Хотел защищать Украину": 4 года назад от вражеской пули погиб 20-летний защитник из Славянска
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.