В разных странах и регионах существуют свои традиции употребления горячительных напитков – французы считаются ценителями вина, немцы предпочитают шнапс, грузины – чачу, мексиканцы пьют текилу, а японцы – сакэ. «Восточный вариант» узнавал о традициях питья на востоке Украины.
Для начала мы побывали в музее истории предприятия «Луга– Нова», или как прозвали его в народе – музее водки. Сейчас тут собрано более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением и употреблением традиционного славянского напитка. Это разнообразные исторические документы, рюмки, старые бутылки необычной формы и даже самогонный аппарат.
На востоке издавна пили водку и все, что изготавливалось на ее основе – наливки и настойки. Пили много – ведрами и бидонами, пропивали в «царских» кабаках даже нательные кресты. А величайшее изобретение человечества здесь любя называли «огненным вином».
ТАЩИЛИ В КАБАКИ
ЗА РУКАВА
Историки говорят, что пик пьянства на востоке Украины приходится на XVII век. Тогда государство начинает свободно торговать водкой, и по всей стране просто-таки как грибы открываются «царевы» кабаки. «В восточных губерниях водка продавалась на разлив, была очень дешевой, а наливалась небольшими чарками «мерниками», – рассказывает нам историк и хранитель «музея водки» при Луганском ликеро-водочном заводе Елена Тананакина. В кабаках была интересная особенность – можно было пить вволю, а наливали даже в долг, заложить разрешалось все, что угодно – рубаху, будущий урожай, корову, свинью, и даже жену с детьми. Если должник не расплачивался вовремя, его вылавливали и избивали. «Люди пропивали все, вплоть до нательного креста», – добавляет историк. При этих кабаках были так называемые «зазывалы», «записные пьяницы». Они стояли у входа в заведение и старательно расхваливали водку, кричали о ее дешевизне и тащили прямо за рукав в кабак всех случайных прохожих. У зазывал была огромная привилегия, свой процент: им полагалась бесплатно десятая чарка любой пьющей компании. Напивались крестьяне в основном по воскресным дням. Экономические последствия таких пьянок были экстраординарными – в среднем из 10 рублей 7 оставались в кабаках.
ВОДКУ ПИЛИ ВЕДРАМИ,
А ВИНО – БИДОНАМИ
В 1900–е годы наш народ не мелочился «чарками» и выстраивался в очередь за любимым напитком с ведрами в руках. Как рассказывает Елена Тананакина, в то время ведро было единицей измерения и отпуска водки. За вином люди шли с бидонами, а в фигурные бутылки тогда разливали только настойки. «На Луганском ликеро-водочном заводе в 1900 году разлив «пшеничного вина» составлял 400 ведер, а сбыт – 350 ведер в день. В то время наш завод выпускал в день 160 ведер рябиновой наливки и 120 ведер горьких настоек», – рассказывает хранитель «музея водки» Елена Тананакина.
По сотне старых водочных емкостей разных эпох, что хранятся в музее, можно проследить целую историю. Самые первые водочные бутыли укупоривали смолой или сургучом. На горлышко бутылки вручную лили горячую смолу. Сургуч сменила мягкая крышечка из алюминия с небольшим ушком для удобства открытия бутылки. В народе такую крышку обозвали «бескозыркой». Она применялась десятки лет, а потом ее заменили современные винтовые крышки. Рядом с бутылками – коллекция уникальных рюмок. Есть экспонаты 1890 года, чарки и бражницы конца ХІХ века и знаменитый фронтовой стакан «Марусин поясок», с которого на фронте «по каемочку» на стакане наливали положенные солдату сто грамм водки для снятия стресса. Закуска не предусматривалась.
ЗА ТРЕЗВОСТЬ
ДОПЛАЧИВАЛИ
На ликеро-водочном заводе, что был единственным в восточной губернии, всерьез начали бороться за трезвость накануне первой мировой. Если рабочий в течение месяца ни разу не был замечен пьяным, к основному заработку доплачивалось 3 рубля. С началом войны был введен «сухой закон». Результаты этой акции настолько поразили всех в Донбассе, что шахтовладельцы под впечатлением от подъема производства обратились к правительству с просьбой не отменять «сухого закона» и после войны.
САМОГОН
Несмотря на правительственные ограничения, народ умудрялся пить – люди гнали самогон, готовили ликеры и настойки. Народная фантазия в этом вопросе неисчерпаема. Специалисты говорят, что сейчас есть более 300 рецептов самогона. Самый популярный на востоке – «хлебный». Еще наши предки готовили березовую водку. Жидкость использовали как лекарство от простуды и лихорадки, а страдающие от болей в животе, особенно от язвы желудка, лечились березовой водкой, ежедневно выпивая рюмку на голодный желудок.
Сегодня экскурсовод по «музею водки» советует людям «не напиваться, а наслаждаться». Сначала нужно определиться с поводом встречи, исходя из этого сделать выбор: или легкий напиток, или крепкий. За полчаса до пития не курить и не мыть руки ароматным мылом, чтобы не забить запаха дорогой водки. Из закуски рекомендуют – хлеб и сыр, больше ничего не должно перебивать вкус напитка.
Мы спросили у известных людей, выходцев с востока Украины, как и что они пьют.
Писатель Сергей Жадан долгое время прожил на востоке Украины и признался, что его всегда привлекали отвага и самоотверженность здешних людей, которые вливают в себя все, что содержит градус – водку мешают с коньяком и все это запивают самогоном с пивом. «Еще интересно – наш народ перенял у европейцев традицию делать домашние настойки. Но это производство в славянском контексте носит другой характер – наши люди делают столько самогона и настоек, что просто подрывают экономический уровень производителей алкоголя. Еще меня привлекают в Донбассе отважные экспериментаторы – люди пьют одеколон, лосьоны всякие и даже не думают о последствиях», – поделился Сергей Жадан. «Культуры питья нет в Украине. Вспомните, как пролетариат устраивал целые пивные бунты, громили винные лавки. Это очень интересный исторический опыт, правда, его мало кто исследует», – говорит писатель. «Когда–то я выпил с приятелем за минуту до отправления поезда бутылку водки на двоих. А вообще я не люблю водку и против алкоголя в принципе. Это уже не модно, не актуальная штука. В Украине сегодня пьют много, это как спорт – кто больше, непонятно для чего», – говорит Сергей Жадан.
Скандально известный скульптор Николай Шматько уверен, что культуры питья на востоке не будет никогда. «Тут трудовые люди и от тяжелой работы напиваются и валяются на лавках – вот это вся культура. Элита, которая сейчас выбралась наверх, напивается, и там морды набивают друг другу. Это же хохлы, а не украинцы. У всех на уме напиться, поесть, и хорошо, если на шару. Нашим людям не известно слово «дегустация». Вот я люблю вино, но не упиваться ним, а смаковать. Предпочитаю сухие вина и водку хорошую. Обязательно пью в честь окончания работы. Единственный секрет, чтобы не пьянеть – контролировать себя, хорошая закуска и собеседники», – поделился скульптор.
Наталья Волкова
На временно оккупированных территориях остаются люди, которым сложно преодолеть долгий путь к подконтрольной части Украины… Read More
Александр Волчанский — активист, фотограф-анималист из Луганска. Известен своими фотографиями, на которых запечатлел начало войны… Read More
Уже полтора года в столице работает Гуманитарный центр поддержки ВПЛ “Соледар: дорога домой”. Здесь переселенцы… Read More
Военный Дмитрий Хоменко из Ивано-Франковска во время службы на Донетчине получил не только новых друзей,… Read More
Каждый третий четверг мая весь мир отмечает День вышиванки. Начатый как студенческая инициатива, сейчас этот… Read More
Какая сейчас ситуация с безопасностью в Селидово? Где можно получить гуманитарную и медицинскую помощь? Как… Read More
This website uses cookies.