«ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА В ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НЕТ. ПУСТЬ ЭТО ЗВУЧИТ РАДИКАЛЬНО, НО ЭТО ПРАВДА»
В этом году конкурс на специальность «Туризм» в Луганске составил 33 человека на место. С каждым годом популярность этой специальности, а также специальности «Гостиничное и ресторанное дело» в регионе растет. Растет ли теми же темпами региональный отраслевой рынок и где есть спрос на наших молодых специалистов, мы беседуем директором Института торговли, обслуживающих технологий и туризма ЛНУ им. Т.Шевченко Виктором Дрелем.
- Виктор Федорович, в каком состоянии сегодня на Луганщине отрасли, для которых вы готовите кадры?
- Что касается ресторанного бизнеса, то на сегодняшний день этот рынок почти не растет. Скорее это среднее стабильное состояние с положительной динамикой. Постепенно открываются новые площадки, новые кафе, но в то же время какие-то предприниматели закрывают дело по разным причинам. На мой взгляд, количество посетителей в этих кафе снижается. И дальше будет снижаться, потому что растут цены. Пользуются спросом специфические рестораны, со своей стилистикой, национальным колоритом. Как, например, армянские дворики, где разнообразная кухня, приемлемые цены, атмосфера незнакомой, но интересной многим культуры другого народа. Но, посмотрим на крупные заведения: вы когда-нибудь видели аншлаг в «Пернике»? А ведь в советское время там не было свободных мест. В «Короне», например? Нет. Есть люди, которые могут позволить себе отдых таком заведении. Но рестораны такого формата никогда не получат в нашем городе 100% спрос. Для хозяев такого ресторана это дорогая игрушка, как правило, убыточная. Есть в Луганске рестораны с недоступными для широкого круга посетителе ценами. В них за день бывает по 1-3 посетителя. Возникает вопрос, за какой счет они существуют?
Все еще слаборазвита система общественного питания, хотя в последние годы мы увидели рост в сегменте фаст-фуда. Но до сих пор большинство тех, кого на западе называют «клерков» (у нас «офисников») отдают предпочтение бутербродному питанию. В первую очередь из-за недоступности (территориальной, ценовой) полноценного обеда.
- Кризис, пережитый Украиной, многих луганчан заставил отказаться от привычки кушать в ресторанах и кафе. Сейчас ситуация немного выровнялась. Вернутся ли клиенты в свои любимые заведения?
- Думаю, будет продолжаться спад. Новые тарифы усугубят ситуацию, вне всякого сомнения, люди начнут серьезно экономить, в кафе станут ходить реже. Эта тенденция прослеживается с тех пор, как растут тарифы. Цены растут, а зарплаты остаются в общей сложности на прежнем уровне. Люди отказывают себе в дорогой пище.
- Значит, это вернет бабушек с пирожками на улицы городов?
- Они и не исчезали. «Бабушки» - явление неистребимое. Стихийной торговли продуктами питания стало меньше в центре. Но это не результат работы властей. Их вытеснила оттуда система фаст-фуда. Они выигрывают конкуренцию - вроде бы там чище, качественнее, вкуснее. Но не стоит запоминать, что это тоже весьма относительное понятие. А «бабушки» процветают на периферии. В спальных районах и кукуруза в кастрюлях, и пирожки с чебуреками. Все это реализуется успешно. Они не платят налогов, не проверены санстанцией. Это вечный выбор, который делаю люди, питающиеся «на ходу», - между качеством и своевременным утолением голода.
- Почему так слабо развивается гостиничный бизнес?
- Я бы не сказал, что этот рынок у нас не развивается. Он растет, но в основном за счет маленьких гостиниц в частном секторе. В последнее время в Луганске открылась только одна крупная гостиница («Славянская»). Луганскую область много лет пытаются сделать инвестиционно привлекательной, но пока безуспешно. Любой бизнес, если бы в центре его оказался Луганск, спровоцировал рост спроса на «постоялые дворы» для командированных. Также наука, культура. Это тянет а собой серьезные проблемы в целом развития региона. Вариант обеспечить гостиницы клиентами - создать приток туристов. У нас очень много интересных объектов, но ими не занимаются. В решении этой проблемы нельзя надеяться только на частный бизнес, это должно стать прерогативой государственной политики. Если частник сейчас начнет полностью брать под себя всю систему туристического пакета, а это не только гостиница, но и дорога, трансфер, и сам туробъект, инфраструктура возле него, то рано или поздно мы рискуем потерять те объекты, к которым привозят туристов - госдостояние, оно в нашей стране станет частным. Представьте, что частник построит дорогу к конезаводу. Она станет платной? А если он потом захочет ее вообще закрыть для проезда, кто сможет повлиять? Абсурд!
Пытаются госпрограммой создать систему сельского туризма. Хорошая вещь, теоретически. А что на деле? По идее люди из Америки, Японии, Канады должны ехать к нам отдыхать, чтоб полюбоваться нашим селом. Но к нему же даже не подъедешь, не говоря уже о том, что для отдыха там нет практически никакой инфраструктуры. И таких вопросов везде масса. Может, я ошибаюсь, но, на мой взгляд, самый лучший вариант был бы выбрать туристически привлекательные объекты, которые надо развивать, создать всю необходимую инфраструктуру, определить правила игры, провести ряд конкурсов, отобрать предпринимателей, которые будут работать с трансфером, сувениркой т.д. и начинать раскручивать эти проекты.
- Из сказанного, выходит, что найти работу вашим выпускникам в Луганской области достаточно сложно, чем же объясняется традиционно высокий конкурс в вашем Институте?
- На сегодняшний день инфраструктуры туризма в Луганской области нет. Пусть это звучит радикально, но это правда. В регионе проблемы не только с трудоустройством, но и с практиками студентов. Подавляющее большинство ресторанов, гостиниц - частные структуры. Хозяева заинтересованы брать только сильных выпускников. Не каждый хозяин ресторана или отеля захочет брать студента к себе на практику, бесплатно делиться профессиональными секретами, доверять студенту обслуживание клиентов, от которых зависит его доход. С трудоустройством проблемы другого плана. Большинство частных предпринимателей платят зарплаты в конвертах, без записи в трудовой, без соцпакета.
Мы были вынуждены искать выход, чтобы наши студенты могли пройти хорошую качественную практику. Для младших курсов организовали практику на собственной базе, хотя это весьма дорогое удовольствие. Требуется закупка дорогого оборудования. Ищем варианты. Например, для пищевиков мы благодаря австрийским партнерам бесплатно установили оборудование фирмы «Рациональ» стоимостью 50 тыс. евро. У нас оборудованы ряд лабораторий, а также учебная гостиница и учебная туристическая фирма, где обслуживаются реальные клиенты.
Старшекурсников отправляем зарубеж. В отличие от луганского бизнесмена, иностранцы заинтересованы в том, чтобы выращивать себе кадры самостоятельно. Те, кто проходит практику в США, КНР, Турции, ежегодно получают приглашения и работают потом в иностранных компаниях. Те, кто возвращается, с легкостью выигрывают конкуренцию при трудоустройстве, потому что они проходят там обучение на новейшем оборудовании, изучают потребности современных клиентов. Кроме того, наши иностранные партнеры не ставят вопрос об оплате услуг за прохождение практики студентов. В большинстве случаев наши студенты еще и зарабатывают. В среднем по Турции заплата составляет 250 долларов в месяц.
К сожалению таких условий на территории Украины мы получить пока нигде не можем.
- Почему иностранцы согласны растить себе кадры, а наши нет?
- Причины – в формате бизнеса. Китай, Турция – крупные центры туризма.
Кроме того, в Украине нет никаких экономических условий для развития этой отрасли. На сегодня при всех декларациях о том, что у нас все делается для развития малого и среднего бизнеса, его уничтожают. В первую очередь – несовершенная, по сути своей грабящая и заставляющая переводить бизнес в тень система налогообложения. В той же Турции, чтобы получить документ, разрешающий заниматься предпринимательской деятельностью, достаточно иметь паспорт, быть жителем страны и потратить 20 минут. При этом ты четко получаешь разумный налог, который ежемесячно должен платить, а все остальное ты можешь зарабатывать. Чем больше ты работаешь, не нарушая закона, тем больше зарабатываешь. У нас, открывая дело, надо не только заплатить массу официальных платежей, надо еще и коррупционные схемы пройти, иначе ты будешь открываться очень долго и очень сложно. А потом предпринимателю еще надо вернуть эти деньги. И человек живет и действует уже не по закону, а по правилам игры. В этом вся проблема. В Турции за выделение земли отвечает один человек и ставит подпись один человек, который в случае нарушения получит 25 лет тюрьмы.
У нас эта ответственность «коллективно размазана» между горсоветом, мэром, землеустроителями. Есть лазейки для «конвертов». Так что у нас и за рубежом бизнес в совершенно разных условиях, там рынок построен по правилам здоровой конкуренции.
- Вы сказали, что работаете с целым рядом турфирм. Не заставила ли пересмотеть правила партнерства ситуация с «Кария Тур»?
- Нет. Это вполне естественное явление, когда одни компании в турбизнесе сворачивают свою деятельность, закрываются, а другие выходят на рынок. Мы работаем в этой отрасли уже восьмой год, могу сказать, что за это время на моей памяти были взлеты и падения целого ряда компаний. С «Кария Тур» мы также работали в этом году. Восемь наших студентов проходили там практику. Все они вернулись, все получили зарплату, кроме одной студентки, у которой частный вопрос по выплате небольшого остатка денег. Но это не форс-мажор и все вопросы были улажены в рабочем порядке.
Надо понимать, что в туристическом бизнесе всегда шла очень жесткая конкуренция. Только мизерную часть проблем видят клиенты через СМИ. Остальное – внутренняя конкуренция между такими крупными компаниями, как «Трек Тревел Интернешнл», «Пегас», «Анекс тур» и т.д. Она была, есть и будет. Видимо, в «Каиря Тур» либо не рассчитали что-то, либо их подставили партнеры, что не исключено. Думаю, на следующий год фирма встанет на ноги, будет развиваться. Подобные периоды были и у других наших партнеров. У нас существует договоренность – если сезон фирмы не идет, если возникают финансовые проблемы, то студенты сразу возвращаются в Украину. Так в позапрошлом году раньше срока пришлось вернуться тем, кого забирал на практику «Трек Тревел Интенешнл». У них не пошел сезон, они сворачивались.
- Насколько застрахованы студенты от банкротства тех турфирм, которые их принимают на практику?
- Дефолт «Кария Тур» никак не сказался на наших студентах. Все обговаривается. Мы трепетно подходим к вопросу выбора партнеров, чтобы избежать опасности для студентов, проверяем, в каких условиях они там находятся, предпочитаем работать с постоянными партнерами. И они нас не подводят. Со своей стороны мы тоже выполняем все условия - отправляем только лучших студентов, которые соответствуют по уровню подготовки требованиям иностранных фирм.
Кроме того, в ситуации, как с «Кария Тур» в пользу студентов сыграют законы бизнеса – ни одна компания не будет держать практикантов, платить им зарплату, видя, что у них начинаются финансовые проблемы. Они сразу сворачиваются. Максимальный срок практики - 30 дней. То, что они хотят остаться после, чтоб подработать, это уже дополнительная возможность, как повезет. В ситуации с «Кария Тур» все вернулись, просто не смогли заработать дополнительно.