Все, кто хотели, уехали? О жителях оккупированного Донбасса расскажут языком мультипликации
Работа Алевтины Кахидзе
От пенсионерки до врача скорой помощи. Представители Центра прав человека ZMINA собирают 10 историй людей, которые по разным причинам остались жить в “ЛДНР” или оккупированном Крыму
На их основе создадут рисованную анимацию, чтобы доказать — по ту сторону линии разграничения не только боевики и сепаратисты, но и заложники ситуации.
Ежедневное проукраинское сопротивление
С идеей проекта правозащитники совместно со студией Real Stories Production победили в конкурсе PITCH UA 2, получили финансирование и экспертную поддержку. Главная цель — развенчать стереотип о том, что якобы все, кто не покинули свои дома с началом войны или оккупации, поддерживают оккупантов, имеют пророссийские взгляды, а значит, являются предателями Украины.
“В глобальном смысле мы хотели бы содействовать взаимопониманию между разными частями Украины, которые разделены конфликтом и пропагандой. С одной стороны, мы хотим, чтобы те, кто остался жить на подконтрольной территории, поняли или вспомнили, что в оккупации тоже украинцы, а оккупированные территории — это Украина. Это очень важно для возвращения Донбасса и Крыма. Мы хотим показать ежедневное маленькое сопротивление на уровне личности: как наши герои надевают вишиванку в праздники, как учат детей украинскому языку. Это очень смело. С другой стороны, страшно возвращаться туда, где, как ты думаешь, тебя заклеймили “сепаратистом” или “коллаборантом”. Мы хотим показать, что это не так, что так думает все меньше людей, и в том, что происходит, виноваты не те, кто остался жить в оккупации, а Россия и ее политика”, — говорит продюсер проекта Елизавета Сокуренко.
Продюсер проекта Елизавета Сокуренко
Недавнее исследование Центра прав человека ZMINA, который в том числе занимается вопросами прав жителей оккупированных территорий, показывает, что в вопросах того, какой должна быть политика государства касательно временно оккупированных территорий, 53 процента опрошенных высказались за восстановление транспортного сообщения и полноценных связей с населением неподконтрольных правительству Украины территорий.
Простые люди в сложных обстоятельствах
Рассказанные искренние истории жителей того же Луганска или Донецка, говорит Елизавета, будут способствовать реинтеграции. Несколько примеров историй, которые лягут в основу видео, уже есть:
“Это будут как истории о тех, кто активно занимается общественной и правозащитной деятельностью, например, крымской татарки, жены политзаключенного. Так и истории обычных людей, например, женщины, которая работает на скорой помощи в Донбассе. Когда началась война, она понимала, что у нее есть определенные обязательства перед собой, перед жителями своего города — остаться и помогать им, — делится Елизавета и продолжает: Или история о крымчанке, которая старается оградить маленькую дочку от пророссийских милитаристских мероприятий и взглядов. Это истории простых людей в сложных обстоятельствах, об их причинах остаться и том, почему они важны там, где находятся сейчас”.
Язык мультипликации выбрали не случайно, когда искали возможность рассказать о проукраинских жителях оккупированных городов. Это позволяет сохранить анонимность героев для их же безопасности, а некоторые истории объединить. Студия Real Stories Production, которая будет заниматься реализацией проекта, как раз специализируется на производстве документальных и анимационных фильмов в теме защиты прав человека.
“Хотя в основу всех видео лягут реальные истории, нельзя сказать, что проект будет однозначно документальным. Мы выбрали формат анимации, поскольку он позволит использовать определенные художественные инструменты, которые помогут улучшить восприятие, сделать работы более интересными, динамичными и глубокими”, — объясняет Елизавета.
Сперва речь шла о трех историях. Но во время обсуждения проекта авторы решили, что смогут воплотить на экране 10. Каждая будет длиться три минуты. Некоторые из историй еще ищут. Для этого общаются с представителями общественных организаций, которые работают на оккупированной территории и знакомы с потенциальными героями. Также желающие могут заполнить анкету. Авторы гарантируют анонимность.
О Клубнике Андреевне и не только
Над созданием образов героев работает художница Алевтина Кахидзе. Серия ее трогательных, искренних и пронзительных рисунков о маме Клубнике Андреевне (Людмила Кахидзе), ее жизни в оккупации станут основой для одной из историй. В ней Алевтина будет и соавтором текста:
“Моя мама почти 5 лет прожила в оккупированном Донбассе, решила остаться. Тут, в Киеве, это может показаться странным или непонятным. У нее были проукраинские взгляды, но она решила остаться в так называемой “ДНР”. Мама говорила: почему я должна бежать, разве я сделала что-то плохое?”.
“Моя мама — не мебель”
Тезис общий — в оккупации остались абсолютно разные люди со своей болью и причиной остаться.
“Мы также говорим о выборе, о праве сделать выбор. Мне много говорили, что я “плохая дочь”. Что я должна свою маму оттуда вывезти, словно она какая-то мебель. Я отвечала, что условия для переселенцев у нас не такие и радужные — сумма на компенсацию по съемке жилья не покрывает компенсацию жилья. Но им не нужно ездить на КПВВ. А моя мама умерла как раз там — на КПВВ, когда ехала за пенсией. Возможно, потому что там были огромные очереди”, — рассказывает Алевтина.
Алевтина Кахидзе
“Делаем то, во что верим”
И сейчас в 2020 такой проект актуален, уверена художница.
"Для этого не может быть поздно. У нас накопилась большая проблема за 6 лет — мы так и не сделали домашку — каждый для себя не выработал определенной позиции по Донбассу. А чтобы сформировать такую позицию, нужно знать немного больше про жизнь в оккупации. А я знаю очень много. В прошлую пятницу была на КПВВ в Станице Луганской", — говорит она.
С начала августа авторы активно включились в работу. Планируют, что к концу осени все истории уже будут готовы. Их опубликуют на странице Центра прав человека ZMINA, и дружественных организаций в соцсетях. Запланированы и оффлайн показы. Правозащитники хотят, чтобы как можно больше зрителей смогли услышать истории своих соотечественников и увидеть в них людей, а не условную “вату”, “сепаратистов”, “коллаборантов”. Для этого ищут разнообразные площадки — от камерных показов до телеканалов.
Анастасия Дашко, Восточный вариант. Работы Алевтины Кахидзе