ВРАЧЕЙ НЕ ХВАТАЕТ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ НЕ НУЖНЫ ЧИНОВНИКАМ?
Большая часть руководителей городов и районов до сих пор не поняли, что проблему недостатка медиков на территориях им нужно решать самостоятельно. Ректор Луганского медуниверситета говорит: хотите, чтобы в городах и районах были педиатры - направляйте заинтересованных детей на обучение в вуз. И платите за них. Благо, контрактников вуз готов обучать в три раза больше, чем сейчас.
Бюджет сферы здравоохранения растет из года в год - в прошлом году на луганскую медицину было выделено почти 1,4 млрд. грн., однако структурно ситуация с заболеваемостью и смертностью в регионе практически не изменилась, хотя общие цифры радуют чиновников.
На итоговой коллегии Главного управления здравоохранения говорили о недостатках администрирования медицины – хотя статистика чиновников от медицины позитивна, (Луганская область в рейтинге регионов Украины поднялась на 14-е место с 26-го в 2008 году), но в некоторых конкретных случаях система управления медициной дает откровенные сбои.
В конце прошлого года – 3 декабря – депутаты Луганского областного совета утвердили «Приоритетные направления развития системы здравоохранения Луганской области». В приоритеты вынесли решение проблем, которые приводят к высокой смертности – кардиологические, онкологические и неврологические заболевания, родовспоможение и туберкулез.
«Положение катастрофическое»
Областными властями принято решение о строительстве блока интенсивной терапии областного кардиологического диспансера. Уже в этом году планируется введение его в эксплуатацию, он готов практически полностью. По статистике, смертность от заболеваний системы кровообращения снизилась на 5% в прошлом году, на 6% меньше произошло инсультов, на 8% меньше людей умерли от них. Это 1,5 тысячи сохраненных жизней, поспешили подсчитать чиновники.
Однако, несмотря на эти показатели, говорить о том, что работа кардиологической службы налажена, нет оснований: порой в городах и районах при наличии у человека боли в области сердца не выполняются элементарные диагностические электрокардиологические обследования на уровне скорой медицинской помощи - и это при том, что в год область получает 300 новых электрокардиографов. Наихудшая ситуация в службах Свердловска, Брянки, Первомайска, Стаханова, Троицке, Лутугинском и Сватовском районах.
Фактически нет в регионе и кардиохирургической помощи – ежегодно жители области нуждаются приблизительно в 1 тысяче операций на сердце, однако, к примеру, в прошлом году провели всего 84 . А операции на коронарных сосудах у нас вообще не проводятся.
- В области нет единой стратегии развития службы по оказанию кардиопомощи, и мне стыдно об этом говорить, – «похвалил» себя начальник Главного управления здравоохранения ЛОГА Павел Малыш.
В структуре всех неврологических заболеваний сосудисто-мозговые занимают почти 50%. В 2009 году с мозговыми инсультами зарегистрировано более 7 тысяч больных. Каждый второй из них умирает. Ситуацию в этой сфере Малыш охарактеризовал как «катастрофическую» - показатель смертности почти в два раза превышает среднеукраинский.
- У меня сложилось впечатление, что алгоритм оказания кардиологической и неврологической помощи в большей степени зависит от бизнес-планов отдельных коммерческих фармацевтических предприятий. Учитывая высокий показатель смертности, порядок в этой службе будет наведен, – заявил первый медицинский чиновник региона.
Те же проблемы и в онкологии, хотя в прошлом году там провели «зачистку», в том числе кадровую, в том числе в Луганском областном онкологическом диспансере.
Ежегодно от злокачественных новообразований в Луганской области умирает 4,5 тысяч человек и регистрируется около 7 тысяч новых заболеваний. По-прежнему остается высокий уровень онкологической заболеваемости при высоких показателях запущенных визуальных форм рака. Онкобольных, как выразился Малыш, «оперирует кто попало», хотя имеют на это право только «узкие» специалисты. Причем нарисовалась явная тенденция – наибольшее число обнаружения запущенных форма рака в Юго-Западном регионе Луганской области, там, где работают специализированные онкологические диспансеры.
Отдельно статистика ведет учет умерших детей. По данным Малыша, в 2009 году удалось снизить уровень смертности среди детей первого года жизни на 22%, не было ни одного случая гибели беременных от гриппа или пневмонии. В 2010 году за счет бюджета приобретен акушерский реанимобиль, оснащенный дыхательными аппаратами и другой медтехникой для младенцев и рожениц.
Также в системе грядет реорганизация - известно, что областные власти настроены на централизацию родовспоможения, маломощные отделения будут закрыты, а в райцентрах или при крупных больницах будут созданы крупные родильные отделения, которые будут приоритетными при решении вопросов технического оснащения.
И, наконец, бич Украины – туберкулез. Но и тут статистика позитивная: в 2009 году уровень заболеваемости в области снизился на 8%, однако уровень выявляемости заболевания на профосмотрах слишком низок – особенно, в Станице Луганской. Кроме того, условия работы медиков в туберкулезных больницах в большинстве случаев стандартам не соответствуют – в 2009 году туберкулез от пациентов подхватили 44 врача.
Профосмотры стали формальностью
Сейчас профосмотр воспринимается как необходимость проторчать в больнице несколько дней, стоя в бесконечных очередях, и заплатить каждому врачу за допуск к той или иной работе – профосмотры стали формальностью, и серьезно к ним, пожалуй, уже никто не относится .
В то же время, 42% онкологических заболеваний, к примеру, в Краснодонском районе, выявляли именно на профосмотрах, в среднем по Украине 30% злокачественных новообразований выявляют именно так. Однако есть в Луганской области и те, кто в целом оправдывает формальный статус этой процедуры – к примеру, в Попаснянском районе на профосмотрах выявлено всего 3% онкологических заболеваний, хотя регион в лидерах по онкологическим патологиям. Такая же беда и с туберкулезом – в Станице Луганской только 3% от заболевших узнали об этом на профосмотрах.
- Зачем вы их проводите? Чтобы отчитаться? В Станично-Луганском районе худшая выявляемость во всей Украине. Ежегодно наблюдается снижение количества флюорографических исследований городского населения, и это в условиях эпидемии туберкулеза. Куда вы катитесь? Я считаю, что главврач должен лично нести ответственность за качество проведенных профосмотров, - говорил на коллегии начальник Главного управления здравоохранения ЛОГА Павел Малыш так, как будто региональное здравоохранение «катится» куда-то без него.
Как видно из цифр статистики, нельзя сказать, что региональные медицинские чиновники смогли переломить ситуацию в медицине. Ведь процентные игры – «чиновничий конек», и незначительные колебания в показателях, которыми оперируют разного рода начальники, не показывают значительных структурных перемен. Однако есть одна проблема, которая понятна всем. Но несмотря на это, решить ее пока не смогли.
Работать некому
Власти настроены также что-то менять в системе работы так называемых внештатных специалистов Главного управления - по крайней мере, начальник управления недоволен их работой и считает, что этот институт себя исчерпал.
- Главному управлению в течение двух недель удалось получить от 6 внештатных специалистов по вопросам оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми и сосудисто-мозговыми патологиями анализ их работы. Мы получили кучу макулатуры, которая раньше собиралась в рабочих кабинетах, а теперь была передана в управление здравоохранения. Я так и не получил анализа причин такой ситуации в неврологической службе области. Проведенное собеседование с внештатными специалистами показало их полную некомпетентность, они не могут грамотно проанализировать ситуацию и, соответственно, поставить задачи службам. Не имеем ни анализа, ни планов развития, имеем только трупы, которые регистрируем. Я с сожалением вынужден констатировать, что институт внештатных специалистов разрушен, - сказал Малыш на коллегии.
Главная проблема региональной медицины – отсутствие кадров. В районных больницах место онколога, как правило, вакантно, или же его занимает врач другого профиля. А если онколог и есть, то его профессиональный уровень невысок, и на профосмотре выявить болезнь он не может, а на запущенных стадиях сделать уже что-то сложно. Только треть акушерских стационаров области обеспечены круглосуточными постами неонатологов и 15% - круглосуточными постами анестезиологов. В некоторых больницах отсутствуют оперирующие акушеры, операции кесарева сечения делают хирурги.
- Я хочу сказать и о почтенном возрасте врачей – причем не говорю о 60, 70… -летних мужчинах… - продолжал Малыш.
- Да, 100, 120-летних, - парировал мужчина лет 65-70 из зала, вызвав там смех.
Сейчас в регионе около 700 вакансий для медработников, за прошлый год заполнено всего 140. По данным Главного управления здравоохранения ЛОГА, каждый третий из молодых врачей был направлен в село. Единственный способ задержать их там на срок, больший, чем положенная по закону отработка образования, полученного за бюджетные средства – это предоставление жилья молодым специалистам. С этим в регионе похуже. Так, в 2007 году органы местной власти предоставили медикам 14 квартир, в 2008 году – только 3, в 2009 – 45. Но это – только 15% от всех нуждающихся в жилье медработников. В 9 городах этот вопрос не решается вообще никак – а наибольший дефицит медиков наблюдается именно там.
- И у меня вопрос к руководителям здравоохранения: а как вы намерены решить проблему нехватки специалистов? Для решения проблемы обеспечения жильем была принята областная программа до 2011 года, предусмотрено льготное кредитование на покупку и строительство жилья для специалистов сельского здравоохранения. Опыт есть, в частности в Новоайдарском и Кременском районах, почему остальные не хотят этим заниматься? Опыт показывает – пока вы не заинтересуете специалистов, они у вас долго работать не будут. Вам и только вам необходимо позаботиться, - потребовал Павел Малыш.
За счет средств местных бюджетов проводится обучение 53 интернов и 12 студентов в Луганском государственном медицинском университете. Для сравнения: всего студентов-контрактников в вузе – 200. По данным ректора Луганского государственного медуниверситета, конкурс при поступлении в вуз в прошлом году был около 7 человек на место, однако он призывает руководителей городов и районов активнее работать в плане подготовки медиков для своих территорий. Это не так уж и сложно – местный совет должен принять решение о том, чтобы оплатить учебу по контракту для тех студентов, которые согласятся после окончания института работать в небольших городах и районах. Пока наиболее активно такой рычаг использует Краснодонский район.
- Откуда у вас возьмутся педиатры? Тех, кого вы направили к нам учиться, тех вы обратно и получите. Брянка, Кировск, Стаханов, Первомайск не направили на обучение на факультет педиатрии на контрактной форме в ЛГМУ ни одного студента. А контрактники, связанные с городами-спонсорами обязательствами, это тот минимум, на который город может рассчитывать точно. Мы просили Министерство увеличить число бюджетных мест на лечебном факультете и педиатрии. Но пока громады сами не поймут, что подготовка кадров зависит от местных властей, толку не будет, - считает ректор Луганского государственного медуниверситета Валерий Ивченко.