Первыми вывезли колонну из Мариуполя: как волонтеры десятый месяц эвакуируют людей с оккупированных территорий
Мариуполец Аскольд Квятковский уже десятый месяц со своей командой занимается вывозом людей из временно оккупированных городов. Насколько это опасно? Проводится ли эвакуация сейчас? И как сегодня можно бесплатно выехать с оккупированной Донетчины?
Аскольда Квятковского знали почти все в Мариуполе. Праздничный, харизматичный и зажигательный ведущий занимался любимым делом более 20 лет в приазовском городе. Мужчина выступал на праздниках, свадьбах, выпускных, играл на саксофоне и дарил людям радость. Однако начало полномасштабной войны полностью изменило деятельность Аскольда.
Смена профессии и первые, кто вывез колонну людей из Мариуполя
24 февраля Аскольд, как и сотни тысяч жителей, остался в Мариуполе вместе с семьей. Когда начались сильные обстрелы, он с семьей пришел в бомбоубежище в помещение бывшего кинотеатра “Комсомолец”, где тогда находилась Церковь добрых перемен. Всего в бомбоубежище на тот момент было около 300 человек. Продолжение тяжелых боев и постоянное уничтожение города привели к попытке выехать через Приморский район по направлению к поселку Мелекино, что в 20 километрах от Мариуполя.
“Мы приехали туда 14 марта. Там были разбитые БТР, танки, вражеская техника. И уже стояла куча людей, целая колонна автомобилей. Они рассказали, что стоят уже третьи сутки, из-за минирования дороги и обстрелов боятся двигаться дальше. Поэтому мы встали в начало колонны и уехали. Так мы стали вообще первыми, кто выехал из города и вывез колонну людей”, — рассказывает Аскольд.
Мужчина рассказывает, тогда ехали на свой страх и риск, не знали, что их ждет дальше. Были моменты, когда оказались в шаге от гибели.
“Со стороны поселка Мелекино назад в город возвращалась машина. И ее водитель решил не ждать, пока проедет колонна из 30 авто, и поехал прямо через мины рядом с нами. Женщины кричали, у детей была истерика, а он прет по минам. Если бы одна разорвалась — задело бы и нас”, — рассказывает Аскольд.
Тогда на дороге еще не было блокпостов оккупантов, тяжелые бои за город продолжались. Для безопасности колонна обходила Мангуш, ехала по тропам и малоизвестным дорогам, чтобы остаться незамеченными.
В тот день колонну людей вывезли в поселок городского типа Бильмак, Запорожской области, а сам Аскольд решил с командой из Церкви добрых перемен вернуться в город и продолжать вывоз людей из бомбоубежища.
Мужчины арендовали микроавтобус, чтобы была возможность поместить больше людей, и на следующий день, 15 марта, снова вернулись в город. Тогда удалось вывезти 150 человек, еще на следующий день 120 человек. Аскольд рассказывает, что по городу уже распространялись слухи, что из помещения Церкви в Приморском районе проводят эвакуацию, поэтому туда начали приходить жители с детьми и больными. К эвакуационному автомобилю присоединялись еще машины с жителями, так формировались новые колонны, которые каждый день выезжали из города сначала в пригородные села, а затем в Запорожье.
“Два дня мы еще возвращались в город за людьми. А потом уже уехали в Запорожье. Пологи — последний блокпост россиян и уже украинский Орехов, где встретили украинские военные. Тогда в Запорожье все было готово для эвакуированных. На базе Эпицентра был волонтерский центр, параллельно наши капелланы из Церкви добрых перемен договорились, чтобы там в городе помещения церквей подготовили для расселения людей. Это было очень эффективно. В первые недели только мы вывезли 1200 человек, это только наша команда, а за нами еще столько же “хвостами” привязывались другие автомобили, поэтому эту цифру можно умножить на два. И их всех, и наших расселяли по всему Запорожью, оказывали помощь, и потом люди уже могли эвакуироваться дальше по стране или за границу”, — вспоминает Аскольд Квятковский.
Эвакуация детского дома и помощь на фронте
Капелланский батальон Церкви добрых перемен выехал из Мариуполя 23-24 февраля, помогая при этом вывозить воспитанников одного из детских домов города. Они же курировали вывоз людей в середине марта, договорившись с церквями Запорожья для размещения эвакуированных и оказания помощи. Аскольд Квятковский помогал Церкви около десяти лет, проводя социальные мероприятия, выступая в детских домах. Поэтому хорошие отношения превратились в эффективный инструмент оказания помощи населению в трудный момент.
После эвакуации детей в феврале капелланы Церкви сначала продолжили помогать фронту и приближенным к ним населенным пунктам. А когда узнали, что готовы ехать люди из Мариуполя — начали активно помогать им в этом.
После первых эвакуаций Аскольд Квятковский стал капелланом-волонтером и продолжил вывозить людей с оккупированных территорий.
Тысячи спасенных и приказ об аресте волонтеров
С середины марта Аскольд и его напарник начали постоянно вывозить жителей Мариуполя.
“Мы вывезли колонну в Запорожье, потом переночевали четыре часа, потом сразу же поехали обратно в Мариуполь. Вывозили людей сначала в пригородные села, формировали колонну, снова ехали в Запорожье. По такой единой схеме работали не прекращая”, — рассказывает Аскольд.
За первые две недели с 14 марта по 1 апреля команда ездила 7 раз в оккупированный город, постоянно вывозили людей. Также из Запорожья работали и другие волонтерские организации, которые дальше развозили эвакуированных по Украине или за ее пределы.
Процесс эвакуации постоянно усложнялся. Вводились новые правила вывоза, фильтрация на человека, затем обязательное разрешение на въезд автомобиля в Мариуполь, разрешение на выезд из него — этих бумажек от оккупантов можно было ждать месяцами, людям приходилось стоять в очередях, чтобы покинуть расстрелянный город.
По словам Аскольда, тогда был еще и негласный приказ оккупантов “всех волонтеров на подвал”. Поэтому команда работала крайне осторожно.
“Некоторых волонтеров расстреляли. Из команды Александра Кривошапко это благотворительный фонд “Братское сердце”, пацаны не вернулись, а фургон нашли простреленным. Мы просто были более подготовлены, потому что я был ведущим, было много связей по Мариуполю. Мне постоянно давали информацию, и я приблизительно понимал, что с ней нужно делать. Когда приказали “всех волонтеров на подвал”, они обращали внимание на автобусы, которыми вывозили людей. Когда мы об этом услышали, все автобусы оставили и стали искать маленькие. Как будто это мой микробус и я просто еду за своей семьей. Поэтому нас не арестовывали, к счастью”, — вспоминает Аскольд об этом сложном периоде.
Мужчина постоянно поддерживал коммуникацию с местными жителями, которые сообщали об изменениях. Приходилось формировать “негласные” колонны — 15-16 автомобилей, которые ехали так, будто это отдельные поездки. Тех, кому не хватало места, подсаживали в машины, которые присоединялись к колонне “хвостом”. Так и происходил выезд. За один раз получалось вывезти 100-120 человек. Аскольд говорит, пусть это немного, но все были живы. Всего, по состоянию на данный момент, со временно оккупированных территорий команде удалось эвакуировать более 7 тысяч человек.
Эвакуация продолжается и сейчас. Волонтер рассказывает, что сегодня она намного усложнилась. Волонтеров могут не выпускать из Запорожья на оккупированные территории по причинам безопасности. Поэтому выезд сегодня сложный с обеих сторон.
Поездки в деоккупированные города и гуманитарная помощь
Дополнительно, кроме эвакуации, Аскольд с командой ездят в Лиман, Святогорск, Бахмут, другие деоккупированные города или такие, где сейчас идут тяжелые бои. Команда развозит гуманитарную помощь и буржуйки для населения.
“Я работаю еще с Церковью “Благая весть” из Днепра. Они сейчас наиболее активны вообще по линии фронта. Два месяца назад они развезли в населенные пункты вблизи линии фронта около 900 тонн гуманитарной помощи. Это космическая сумма. В прошлом месяце было 700 тонн, в этом месяце уже 600 тонн. Это просто нереальные цифры”, — рассказывает Аскольд.
Недавно волонтер и представители этой Церкви взяли 200 печей-буржуек и отвезли в Лиман, где сложная гуманитарная ситуация и нет отопления из-за поврежденных вражескими обстрелами коммуникаций. Дополнительно привезли некоторые строительные материалы, которыми население может закрыть себе окна или дыры в стенах.
Сейчас, по словам Аскольда, эвакуация понемногу утихает, но работы меньше не становится. Сейчас из США от доноров пришли протезы, которыми будут бесплатно помогать пострадавшим гражданским, потерявшим конечности рук или ног. Поэтому команда волонтеров будет возить людей в Европу, где им будут предоставлять комплексное лечение.
Если вы нуждаетесь в эвакуации, вы можете написать Аскольду в личные в Инстаграм, или написать в мессенджеры Телеграмм, Вайбер или Ватсап по номеру +38(067)7930111.
Если у вас есть желание поддержать команду Аскольда и его доброе дело, вы можете воспользоваться следующими реквизитами:
Банковская карта
4149 6293 8158 0505
Pay Pal: [email protected]
***
Читайте также: Кормушки, к которым становятся в очередь: как креативная инициатива помогает животным Донетчины