"Нельзя забывать о животных": как волонтеры эвакуируют животных с Донетчины и помогают ВСУ
Игнат Туренко и Сергей Луденский не занимались волонтерством до начала полномасштабного вторжения россии в Украину. Однако сейчас их объединяет одна цель — спасение животных с прифронтовых территорий Донецкой, Запорожской, Сумской и Харьковской областей. Восточный Вариант пообщался с волонтерами и узнал, как происходят эвакуационные миссии, как животные ищут новый дом, как помогают ВСУ и почему для команды это важно.
“Больше всего эвакуационных миссий мы делаем на Донетчине”
Сергею Луденскому 32 года, он родился и вырос в Днепре. В городе он занимался национально-патриотическим воспитанием молодежи. 24 февраля 2022 года его жизнь, как и у тысяч украинцев, стала на паузу. В тот же день он присоединился к координационному штабу волонтеров Днепра, где и начал помогать переселенцам.
“В первые месяцы после начала вторжения наш штаб насчитывал более тысячи волонтеров. Тогда в город привозили фуры гуманитарной помощи из европейских стран, в частности там были целые тонны корма для животных. Много корма мы отдавали эвакуированным людям с животными, чтобы им не приходилось искать зоомагазины и в панике беспокоиться об этом”, — вспоминает Сергей.
Впоследствии к волонтерам начали поступать запросы об эвакуации животных из прифронтовых городов, они впервые поехали и спасли трех собак. С тех пор появилась волонтерская инициатива “Save Animals Ukraine”, которую и возглавляет Сергей Луденский.
“Так закрутилось, что через «сарафанное радио» к нам начало обращаться все больше людей, запросы поступали, а мы ездили и забирали котиков и собак. Больше всего эвакуационных миссий мы делаем на Донетчине, ведь там сейчас активно меняется линия фронта”, — поделился Сергей Луденский.
За эти два года волонтеры вывозили животных из Бахмута, Авдеевки, Покровска, Краматорска, Дружковки, Часового Яра, Великой Новоселки, Курахово, Максимильяновки, Торецка, Нью-Йорка и Святогорска. Также они регулярно вывозят животных из Харьковского, Сумского и Херсонского направлений. Всего команде удалось эвакуировать 1650 животных. Почти тысячу собак, кошек и уток они спасли с Херсонщины после подрыва Каховской ГЭС россиянами.
Как происходят эвакуационные миссии
Сергей рассказывает, что сначала волонтеры ездили на собственных автомобилях, однако так было сложнее и спасали меньше животных. Впоследствии волонтеры собрали деньги и приобрели микроавтобус, клетки для животных и все необходимое снаряжение.
“Наша команда состоит из пяти человек, часто с нами также ездит ветеринар, чтобы оказать помощь животным на месте. Машина всегда заполнена клетками, которые прочно закреплены, чтобы животных не трясло и они не пугались. У нас есть сачки для котов и ошейники-удавки для собак, берем с собой много корма, витаминов и вакцины для животных. Безопасность команды также важна — используем бронежилеты, каски, перчатки, медикаменты и рации для связи”, — объясняет Сергей Луденский.
На выезде в прифронтовые громады команда держит связь с местными волонтерами и полицией, чтобы те помогли ориентироваться по городу. Большинство запросов команда получает от горожан через соцсети, ищут объявления о брошенных животных в местных Telegram-каналах, а также военные часто самостоятельно вывозят животных с линии фронта в ближайшие громады, где дальше их забирают волонтеры. Заказать эвакуацию животного можно, заполнив форму.
Волонтеры регулярно устанавливают станции кормления животных в деоккупированных и прифронтовых городах. Местные волонтеры регулярно насыпают туда корм, чтобы животные, которых не удается вывезти, были накормлены. Посмотреть все доступные пункты кормления можно на интерактивной карте. Также команда сейчас работает над созданием мобильной бригады для стерилизации животных.
Спасти и найти новый дом для хвостиков
После эвакуации животных следующая задача волонтеров — найти для них новую семью. Сергей рассказал, что команда активно сотрудничает с приютами и центрами адопции животных по всей Украине. Однако многие такие приюты сейчас переполнены.
Некоторые животные возвращаются к своим владельцам, когда те видят объявления о потерянных котах или собаках в соцсетях. Другие до сих пор ждут новых хозяев. Инициатива имеет Telegram-канал, в котором можно откликнуться на объявление и забрать животное в семью.
“Мы также обращаемся к другим волонтерам, которые перевозят животных за границу. Это довольно сложная и бюрократическая процедура, однако это стоит того, чтобы разгружать приюты и дарить хвостикам новый дом”, — комментирует Сергей Луденский.
Помощь военным
Игнат Туренко с 2014 года является совладельцем компании обжарки кофе и сети кофеен в Днепре. В 2021 году его ростерия “Perea” стала чемпионом по обжарке кофе в Украине. Из-за начала полномасштабного вторжения планы об участии в мировом конкурсе изменились, теперь Игнат посвящает свое время волонтерству.
Совместно с Сергеем он помогает эвакуировать животных. В 2022 году знакомые военные обратились к волонтерам за помощью, чтобы приобрести лафет для перевозки автомобилей. С тех пор Игнат забирает машины защитников с фронта, отвозит их на ремонт в Днепр и возвращает на фронт.
“Пока идет война, я вижу два варианта: или приближать победу в ВСУ, или быть полезным в тылу и помогать военным. С начала вторжения я присоединился к составу ТрО в Днепре, впоследствии меня отпустили, поэтому я начал волонтерить”, — рассказывает Игнат Туренко.
В команду одними из первых обращались знакомые защитники из Третьей отдельной штурмовой бригады ВСУ, а дальше также благодаря “сарафанному радио” начали связываться и другие бригады. Волонтеры уже отремонтировали 50 машин военных.
“Однажды нам позвонили военные и сказали, что слышали, как мы ездим и эвакуируем машины. Говорят, нам надо тоже помощь. Мы приехали в их подразделение, а оказалось это мои знакомые, с которыми я служил в ТрО. Такой мир тесный”, — говорит Игнат Туренко.
Игнат рассказал, что кофейный бизнес продолжает свою работу. Каждый раз на выезде к защитникам он передает им кофе из лучших партий обжарки.
“Если наш кофе помогает защитникам не засыпать и хоть немного дарит эмоции — это самое приятное достижение”, — делится Игнат Туренко.
***