"Выходишь, слышишь свист — сразу прячешься": волонтер из Авдеевки о помощи людям и работе в прифронтовом городе
Уже больше года Алексей Савкевич занимается волонтерством — помогает жителям прифронтовой Авдеевки. Он рассказал “Восточному Варианту” об опасных выездах, потребностях людей и волонтерской усталости.
Алексей родом из Донецка, и последние 20 лет прожил в Авдеевке. Развивал музыкальную индустрию города, был соорганизатором музыкальных и культурных фестивалей, занимался общественной деятельностью. С началом полномасштабного вторжения Алексей взял на себя обязанности по координации гуманитарного штаба в Авдеевке. Этим занимается до сих пор.
Был соорганизатором фестиваля "Авдеевка ФМ"
Алексей окончил Донецкий национальный университет по специальности “Политология”. После этого начал работать в вузе в должности инженера лаборатории по международному сотрудничеству. После женитьбы Олексеи с женой переехали в Авдеевку, пригород Донецка.
Впоследствии в ДонНУ мужчина получил должность заведующего отделом научно-технической информации. Параллельно занимался переводами с английского и увлекался музыкой. В 2014 году, когда Донецк был оккупирован террористами с российской поддержкой, Авдеевка осталась под контролем Украины, но стала городом на линии разграничения. Когда университет переехал в Винницу, Алексей в дальнейшем работал дистанционно.
Мужчина рассказывает, что желание заниматься активной деятельностью появилось еще до начала войны. Когда работал в университете еще в Донецке, то старался максимально приобщаться к общественным или волонтерским делам. Но много времени занимала работа. Поэтому с началом дистанционной работы появилась возможность больше вовлекаться в местные активности.
После печально известных событий 2014-2015 годов у Алексея вместе с коллегами возникла идея сделать Авдеевку более интересной и привлекательной для ее жителей:
“Раньше это был пригород большого города. Все ехали развлекаться в Донецк. А потом это стало невозможно, поэтому мы начали делать так, чтобы к нам приезжали культурные, театральные деятели, художники, литераторы”.
Первый фестиваль искусств “Авдеевка ФМ” состоялся в 2018 году. Его организаторами стали Алексей и его близкие друзья. Мужчина рассказывает, что тогда им помогли Донецкая ОГА и Министерство культуры Украины.
“Областная администрация привезла нам сцену. А советница Министра культуры договорилась, чтобы к нам приехали украинские деятели культуры. Нам хотелось, чтобы Авдеевка ассоциировалась не только с войной, а также с каким-то движением вперед. И хотелось создать возможности для молодежи”, — рассказывает Алексей.
На первый фестиваль приехал поэт Сергей Жадан и украинская группа “Очеретяний кіт”. Лидер группы Роман Криль приехал еще до фестиваля, чтобы объединить музыкантов Авдеевки в группу и помочь им написать собственную песню для выступления. Алексей вспоминает, что тогда это стало для него большим вдохновением, когда в Авдеевке стали создаваться собственные музыкальные группы. А на последнем фестивале до полномасштабного вторжения выступало уже 4-5 музыкальных групп, которые создались в городе.
“Эта рок-школа была изюминкой фестиваля. Также была арт-мастерская, можно было порисовать на больших холстах под руководством художника из Германии. Были мастер-классы, веселая наука, где проводили эксперименты. Много чего было”, — вспоминает Алексей Савкевич.
“Авдеевка ФМ” стал ежегодным фестивалем города. Кроме него, при организации Алексея и его коллег проводили дни уличной музыки, а также открыли два хаба. Один — образовательно-культурный для мастер-классов, кинопоказов, обучения и тренингов. А второй — музыкальная студия, где группы Авдеевки могли собираться для репетиций и записей песен. Для организации всей деятельности основали две общественные организации — “Сила ідей” и “Музична варта”.
“В 2021 году был большой проект от UNDP, на средства которого мы смогли закупить более мощное и профессиональное оборудование. И провели свыше 30 тренингов на тему активного гражданства для школьников, родителей и учителей. Были тренинги по театральному искусству, в результате чего подготовили 5 представлений, которые показали в разных локациях. Были мастер-классы по музыкальному развитию. Параллельно я продолжал заниматься переводом, в том году ушел с работы в университете, стал главой родительского комитета в нашей школе вместо жены”, — рассказывает Алексей.
В конце того года Алексей вместе с коллегами готовил открытие библиотеки “Мрія”, где можно было бы не только читать, но и проводить разные мероприятия. На будущий год планировали закупить для фестиваля уже собственную сцену. Но этого сделать уже не успели.
Координировали волонтерский центр в Авдеевке
Когда произошло полномасштабное вторжение россии, Алексей вместе с коллегой Игорем думали пойти в терроборону. Но для начала нужно было решить вопрос безопасности семьи.
“В первые дни мы думали с семьей, как быть. И уже потом я повез мою жену с детьми и сестру с ее детьми в Краматорск. Там они сели в поезд и выехали во Львов, а оттуда — в Берлин. Когда вернулся в Авдеевку, Игорь пригласил меня на местное событие, где наш мэр Виталий Барабаш встречался с местными бизнесменами. Он призвал нас объединиться. И как-то так предложили нам с Игорем в военной администрации стать гуманитарным центром. Мы согласились и в начале марта уже начали работать”, — вспоминает Алексей.
Волонтер признается, что поначалу не было понимания, что именно нужно людям. Но неравнодушные местные уже приносили в штаб одежду, продукты или другие необходимые вещи. Через некоторое время начали приходить большие объемы помощи от областной и местной администрации, от международных фондов. В штаб приходили жители, желавшие помогать. Так удалось сформировать коллектив из 10-15 волонтеров, которые занимались фасованием и раздачей гуманитарной помощи.
Параллельно с работой в штабе Алексей занимался еще и эвакуацией местных жителей, ведь на это было очень много запросов. Были звонки от родственников или социальных работников с просьбами вывезти их близких и знакомых.
Со временем обстрелы Авдеевки усиливались и становились более мощными. Волонтеры могли работать непосредственно в городе до мая прошлого года, а затем вынужденно выехали в одно из ближайших сел. В связи с усилением вражеских атак на том направлении была принята и другая стратегия работы, говорит Алексей:
“В мае был большой такой прорыв. Была угроза оккупации. Еще попали в наш гуманитарный штаб, который сгорел. После этого было принято решение хранить гуманитарную помощь частично в селе недалеко от Авдеевки, а частично в Покровске. Такая логистика была, чтобы мы завозили в город и сразу все раздавали. Потом мы создали такую систему. Мы понимали, где есть активные люди на улицах. Привозили им гуманитарную помощь, а они уже раздавали, зная, какие там проблемы, какие запросы от людей, кто больше всего нуждается”.
Активная фаза волонтерской деятельности и эвакуации, говорит Алексей, была до конца лета. Перед зимой, кроме гуманитарной помощи, для жителей завозили теплые вещи, одеяла, спальники, буржуйки, фонарики и многие другие нужные вещи.
Под свистом снарядов и с опасностью для жизни
Было много моментов, когда волонтеры попадали под обстрелы и прятались, спасая свои жизни. Алексей вспоминает, что иногда, когда просыпается, сначала слушает, где есть вылет или прилеты, и только потом выдвигается. Когда работали еще в штабе города, его задачей было как можно скорее доехать до здания и оставаться там. Ведь на улицах находиться еще опаснее.
“Было много раз, когда ты выходишь, слышишь свист и прячешься в доме. Ждешь, пока закончится. Как-то были обстрелы рядом со штабом, нам приходилось заползать в здание, чтобы укрыться”, — рассказывает Алексей.
Волонтер вспоминает один случай, который запомнился ему больше всего:
“Бабушка хотела эвакуироваться, но улица была близко к лесу и линии фронта. Это был период, когда в старую часть города мы заезжали неохотно. Мы поехали на моей машине с молодым волонтером. И когда спускались за ней в подвал, то очень мощно прилетело. Я думал, машины моей уже нет. Но она выдержала, хотя ее прошило осколками и разбило стекло. Бабушку мы эвакуировали, а ей уже было около 100 лет. И так случилось, что у нее то ли в тот же день, то ли в предыдущий убило сына. Он поехал за хлебом и не вернулся. И соседи попросили ее эвакуировать”.
Несмотря на огромную опасность, Алексей вместе с другими волонтерами продолжает помогать людям. Сегодня по городу преимущественно передвигаются на бронированной машине, но сейчас она в ремонте. Мужчина рассказывает о том, как иногда сложно работать с людьми: им может не нравиться гуманитарная помощь, могут жаловаться на маленькие объемы или начинать скандалить в очереди.
В такие моменты Алексей спрашивает себя: “Действительно ли нужна этим людям гуманитарная помощь?” Но потом понимает, что эти пакеты кому-то спасают жизнь. Ведь в городе остаются люди, у которых нет работы, нет денег, поэтому их нужно поддерживать.
“Сначала это было тяжело психологически. Но есть понимание, что некоторые выживают только за счет этих коробок с гуманитарной помощью. Сейчас к нам есть доверие местных. Когда мы заезжаем, то обращаются именно к нам с предложениями или просьбами. Преимущественно мы имеем дело с людьми, которые благодарны тебе. Они тоже много чего делают: кто-то за кем-то ухаживает, кто-то подкармливает собак. Я с радостью помогаю, когда ко мне обращаются за помощью. Если это в моих силах, то помогаю, чем могу”, — говорит Алексей.
Мужчина рассказывает, что для некоторых волонтер — это волшебник, который может все. На самом деле это такой же человек, который боится обстрелов и безумно устает. Но тысячи украинских волонтеров, как и Алексей, уже более года помогают другим даже в самых опасных ситуациях. Безусловно, это следует уважать и за это нужно быть благодарным.
***