
"Вытаскиваем из-под обстрелов": как волонтеры спасают маломобильных людей с Луганщины
Сотни пожилых людей и больных людей в Лисичанске, Северодонецке и других городах Луганщины не могут самостоятельно эвакуироваться из-под обстрелов, поэтому вынуждены оставаться лицом к лицу с войной в ожидании вероятной гибели. «Восточный вариант» поговорил с волонтерами, которые пытаются не допустить этого.
Группа волонтеров БФ «Фридом траст» вывезла уже более тысячи человек, которые оставались под обстрелами в зоне боевых действий. Среди них — тяжелые больные и пожилые люди, которые не могут передвигаться самостоятельно. Сейчас волонтеры занимаются вывозами из Лисичанска Луганской области.
У команды достаточно впечатляющих историй спасения людей. Рассказываем поподробнее.
Переделали бусы под лежачих и эвакуируют сотни людей
Игорь Логвинов — преподаватель французского языка в Черновицком национальном университете, основатель и идейный лидер благотворительного фонда «Фридом Траст». Практически с самого начала полномасштабного вторжения он вез в горячие точки гуманитарку, а оттуда забирал людей.

Сначала это была его персональная инициатива, впоследствии переросшая в благотворительный фонд «Фридом траст».
Сейчас волонтеры сосредоточены в Луганской области — вывозят малозащищенных людей из Лисичанска. Часть из них — лежачие бабушки и дедушки, с разными группами инвалидности и болезнями. Чтобы вывозить их из-под обстрелов, волонтеры переделали грузовые бусы под лежачих. В кузов положили ортопедические матрасы, на которых людей довозят до ближайшего железнодорожного вокзала, откуда их отправляют на поездах в разные города.
Часть волонтеров фонда работает непосредственно в зоне боевых действий, другая часть — координирует работу и принимает людей в «безопасных» городах.
Состав и структура работы в организации такова:
- Виктория (по просьбе героини фамилию не указываем — ред.) — координирует волонтеров, которые помогают и принимают заявки людей на эвакуацию, поддерживает вместе с ними контакт с переселенцами и ориентирует, когда их смогут забрать.
- Игорь Логвинов — занимается непосредственно эвакуацией людей точечно, заезжая по каждому адресу, если речь идет о лежачих людях. Вместе с ним ездят другие волонтеры и помогают местные;
- Дмитрий Максимович — координирует прием этих людей и их отправку дальше — за границу или в разные регионы Украины;
- Александр Березовский занимается непосредственно вопросом размещения людей на длительное время. Он обивает пороги чиновников в поиске жилья для переселенцев.

А еще, говорят в организации, есть куча волонтеров, которые помогают сажать и снимать людей с поездов на вокзалах в разных городах Украины. Кроме них — иностранные волонтеры, которые забирают людей на скорых и везут их на лечение в свои страны.

Дмитрий и Виктория — сами стали переселенцами
Волонтерство Дмитрия Максимовича и его жены Виктории началось с момента, когда им нужна была помощь волонтеров. До начала полномасштабного вторжения россии жили в Киеве. Тогда столица Украины подвергалась периодическим обстрелам, и они решили уехать в Черновцы. Там супругов приняли местные неравнодушные люди, помогли с размещением и необходимыми вещами.
Мама Дмитрия до последнего отказывалась покидать Киев. Но когда ситуация становилась все более опасной, он стал искать возможности ее вывезти.
«Некоторые нам предлагали за 30 тысяч гривен вывезти одного человека в Черновцы…», — рассказывает Дмитрий.

Впоследствии он узнал об Игоре Логвинове, который занимался эвакуацией людей из Киева и согласился бесплатно вывезти маму Дмитрия.
«Конечно, мы помогли деньгами на горючее, потому что понимаем, насколько это тяжелая и важная работа. Затем предложили Игорю свою помощь в эвакуации людей. Так мы начали работать», — рассказал Дмитрий.
В Славянске специально задержали поезд, чтобы посадить маломобильных людей из Лисичанска
Волонтеры БФ «Freedom Trust» вывозят из Лисичанска по несколько десятков человек ежедневно. Иногда тех, кто может ходить, собирают в одном месте местные волонтеры.
Но большинство людей приходится забирать по адресам персонально. На то, чтобы перенести человека и разместить его в переоборудованном автобусе, у волонтеров в среднем уходит час.
«Недавно была эвакуация из Лисичанска — вывезли 60 человек: пенсионеры, инвалиды. Около 20 лежачих — парализованные, люди после инсульта, с болезнью Альцгеймера… Отправили их в Славянск на железнодорожный вокзал. Там не успевали всех посадить в поезд. Тогда дежурная по станции, ее зовут Наталья, задержала поезд, чтобы все смогли уехать. Спасибо ей за это», — говорит Дмитрий.

Люди, которые не могут сами передвигаться, часто остаются один на один с обстрелами и бомбардировками, без еды, воды, лекарств и света. Иногда они не нужны даже своим родным — впрочем, к счастью это единичные случаи.
«Однажды нам звонит женщина, говорит: хочу, чтобы вы вывезли мою дальнюю родственницу, она полностью лежачая. Мы поехали, забрали ее и отправили в больницу. Потом стали искать близких родственников, которые могли бы взять ее к себе. Впоследствии оказалось, что эта звонившая нам женщина — ее дочь. Мы говорим: может, вы заберете свою мать? Она: «Нет, у меня нет возможности возиться с ней. Отправьте куда-нибудь за границу или положите в больницу, ей там будет лучше», — рассказывает Дмитрий.
Одна женщина сошла с ума в поезде — ее отправили в психиатрическую больницу
Люди, которые больше месяца сидят в одиночестве у себя дома или в подвалах без коммуникаций и продовольствия, часто уже прощаются с жизнью, говорят волонтеры. Их последняя надежда на храбрецов, которые не побоятся эвакуировать под обстрелами.
«Они не могут сами ходить, они ничего не могут. С ними труднее, чем с детьми, и о них немногие готовы позаботиться во время войны. Именно поэтому мы поддержали инициативу Игоря и решили заниматься этой категорией людей», — рассказывает Дмитрий Максимович.
По его словам, далеко не все способны выдержать психологически столь сложные ситуации.
«Одна бабушка потеряла над собой контроль прямо посреди эвакуации. Видно было, что сошла с ума. Мы вызвали специалистов и отправили ее на осмотр в психбольницу. К сожалению, и такие случаи бывают…», — подытожил Дмитрий.
Незрячие бабушка и дедушка держались за руки, чтобы не потерять друг друга во время эвакуации
Однажды волонтерам дозвонилась пара пенсионеров из Лисичанска. Бабушка и дедушка были незрячие, к тому же у дедушки не было обеих ног.
«Они очень просили их забрать. Говорят, мы не знаем, что нам делать. Я лично контролировала их эвакуацию. В конце концов мы смогли их вывезти оттуда», — рассказывает Виктория.

Она говорит, что очень переживала за эту пару. Они выглядели растерянными, но очень милыми — все время держались за руки.
«Они очень не хотели, чтобы их разлучили, развезли по разным городам, поэтому все время держались за руки. Смотреть на это без слез было невозможно. Конечно, мы бы их не разлучили. Мы нашли организацию в Чехии, которая согласилась забрать стариков. Позже мы проконтролировали: у них все хорошо, они вместе, за ними хорошо ухаживают», — с радостью делится Виктория.
Она добавляет, что тяжело переживает за судьбу каждого человека, эвакуацией которого она занимается. Чтобы улучшить свое психологическое состояние, волонтеры посещают психолога. Говорят, после разговора со специалистом стало легче и часть эмоций и переживаний во время работы удалось убрать.

«У нас были истории, когда люди просили их вывезти, а потом связь обрывалась и приходилось искать их во время эвакуации: кто-то был дома, кто-то в подвалах. Тех стариков, которые могут дойти до определенного места, мы забираем почти каждый день в течение недели. В эвакуации сотрудничаем с ГСЧС и “Восток SOS”. В целом мы эвакуировали более тысячи людей из разных областей Украины», — делится достижениями Виктория.

По ее словам, эвакуированных удается отправлять за границу — в Литву, Чехию, Австрию. Иностранные волонтеры даже приезжают на скорых и забирают людей к себе. После осмотра и лечения их расселяют.
Два человека не дождались эвакуации
«Есть случаи, когда мы опаздывали», — с грустью говорит Игорь Логвинов.
Специфика работы в зонах боевых действий такова, что волонтеры никогда не знают, когда начнется эвакуация и удастся ли следующая поездка.
«Однажды мы просто не могли заехать в Северодонецк — начались обстрелы из тяжелой техники. И дедушка умер, сердце не выдержало. Буквально один день не дождался… Был еще случай, когда человек в поезде умер во время эвакуации. Сложно переживать такие ситуации», — делится Игорь.
По его словам, многие просят эвакуировать их с оккупированных территорий. В таких случаях людей просят выехать хотя бы в ближайший населенный пункт под контролем Украины, потому что ехать в оккупированные города — верная смерть для украинских волонтеров.

«К сожалению, это невозможно, нас просто расстреляют. Даже на подконтрольной территории есть риски. Буквально несколько дней назад один из волонтерских автобусов взорвался на мине. Слава Богу, все живы, но они потеряли автобус», — рассказывает Игорь.
Лежачие люди — никому не нужное направление работы
Эвакуировать больных и лежачих людей непросто, говорит Игорь. По его словам, даже когда начинал заниматься эвакуацией, не понимал, как технически эвакуировать людей с ограниченными возможностями. А потом это стало его основным направлением деятельности.
Далеко не все волонтеры готовы сейчас забирать из-под обстрелов людей, которых тяжело транспортировать — сажать и снимать с автобусов/поездов.

Но самая большая проблема, по словам Игоря, в размещении эвакуированных лежачих людей.
«Приюты для пожилых людей переполнены, и они не хотят брать, скажем так, тяжелых. Одно дело, когда человек чистенький, ухоженный, может себя обслужить и не доставляет много хлопот. Другое дело — человек лежачий или с ограниченными возможностями, когда он ходит под себя и с ним постоянно должен быть кто-то рядом. Это многих отпугивает», — говорит Игорь.
Он надеется, что в этом вопросе в ближайшее время удастся построить сотрудничество с властями.

«Было бы хорошо, чтобы мы привозили этих людей, а власть уже распределяла, где их расселять, какую помощь оказывать. Мы понимаем, что это не просто в нынешних условиях, но как нация и как государство мы должны это делать», — говорит Игорь.
Еще один волонтер Александр, который в команде занимается именно коммуникацией с местными властями, говорит, что взаимодействия с чиновниками пока немного. Точечно выходит расселять только отдельных людей, но массово брать переселенцев, да еще и лежачих, никто не хочет.
«Я в мирной жизни в Черновцах работал риелтором, многих местных представителей власти знаю лично. Поэтому сейчас иду целенаправленно к ним в кабинеты. Большинство морозятся, кто-то помогает поселить несколько человек. Сейчас есть два помещения, где живут 120 беженцев. Остальные семьи расселяем по квартирам. Кто-то сохранил нормальные цены, кто-то завышает», — рассказывает Александр.
После поселения и при необходимости фонд пытается обеспечить людей пищей и лекарствами на первое время. Также волонтеры пытаются контролировать тех, кого удалось вывезти за границу. А вместе с тем — продолжают вывозить из-под обстрелов десятки людей, которые самостоятельно не смогли бы уберечь свою жизнь.
Как помочь фонду
Поддержать волонтеров и спасение тяжелых категорий людей можно по счетам:
БО «БФ «ФРІДОМ ТРАСТ»
UA873395002600001199226000001
Код банка 339500
АТ «ТАСКОМБАНК»
ЄДРПОУ 44825741
Волонтеры получили от компании Binotel бесплатный номер 0800 и услуги по телефонии, а потому, если вы можете предоставить жилье или помещение для обустройства жилья эвакуированным людям, свяжитесь с фондом по номеру: 0800332480
По этому же номеру можно записаться на эвакуацию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.