"Он был несгибаем": о жизни волонтера Александра Кононова, которого убили россияне
Российские оккупанты совершили очередное военное преступление — в Луганской области расстреляли Александра Кононова, который с 2014 года был известным волонтером, имел инвалидность, а накануне гибели прошел пешком несколько километров без одной ноги, чтобы раздобыть еду для украинских военных.
Враг обязательно получит ответ за культового украинского волонтера. Рассказываем чем запомнится Александр Кононов в украинской истории.
Волонтерство
До войны Александр Кононов был гражданским активистом. Более 10 лет назад на производстве он получил травму — остался без ноги и руки. Но, несмотря на это, частично передвигался даже без инвалидной коляски.
В 2014 году, когда Россия оккупировала часть Луганской и Донецкой областей, Александр Кононов, или «Саныч» (как звали его друзья и близкие), жил вблизи Северодонецка и стал известным волонтером. Вместе с женой Викторией он помогал «айдаровцам», которые тогда участвовали в обороне Северодонецка и окрестностей — развозил еду, медикаменты и другие необходимые вещи на передовые позиции военных.
Александр Кононов занимался фермерством. Выращивал коз, делал творог. Поэтому кормил военных, в том числе, и продукцией своего производства.
Благодаря своей жизненной активности стал известным волонтером, о нем начали говорить всеукраинские СМИ.
Плен
Во время очередной поездки на фронт в 2014 году Кононов вместе с женой и другими волонтерами по ошибке заехали на вражеский блокпост. Их взяли в плен.
В интервью ресурсу, посвященному ветеранам, Саныч рассказывал о встрече с оккупантами:
«Они вызвали кого-то по телефону. Приехал мужчина, назвавшийся специалистом по работе с пленными. Я ответил ему, что не пленник, а таким бандитским способом меня задержал неизвестно кто. Он сказал: “Если так, я могу сделать с тобой что угодно”. Вытащил из кобуры пистолет, приставил его к моему лбу, передернул и нажал на крючок. Но ничего не случилось. Пистолет был незаряжен… Улыбнувшись, боевик достал из кармана обойму, перезарядил и снова выстрелил, но отвел пистолет от лба, и пуля просвистела мимо уха. Потом было еще несколько выстрелов, один из которых меня задел. Затем жену посадили на какой-то ящик, надели ей пакет на голову и начали душить. Меня били и заставляли на это смотреть», — рассказывал тогда Александр.
Супруги провели в плену около 100 дней. Раз в две недели проводили допросы. У Александра тогда была казацкая челка. Оккупантам такая прическа явно не нравилась, и они заставляли его состричь чуб. Саныч на это отвечал, что пока будут силы, не пойдет на это.
Гражданская жизнь и бизнес
После освобождения из плена Александр Кононов решил переехать из Луганской области. Свою ферму и производство сыра он перевез в Житомирскую область в село Десятин. Тогда он забрал с собой 9 коз и 6 овец, а когда на блокпосте у него спросили, что он везет, ответил, что везет переселенок.
Как свидетельствуют рассказы Саныча и его интервью, с юмором у него все было хорошо. В одном из репортажей он шутил, что приехал на Житомирщину и создал там собственную ДНР — Десятинскую народную республику.
«Сыры Саныча», так называлась торговая марка Александра Кононова, стали известным продуктом, который покупали местные и заказывали люди из других регионов.
Впоследствии из-за определенных проблем с ведением бизнеса на Житомирщине, Александр Кононов переехал в Черкасскую область. Там пытался возобновить бизнес. Но, как говорил сам, потерял вдохновение и вернулся домой в Луганскую область.
И снова волонтерство
Под Северодонецком Саныч встретился с войной во второй раз и снова не сидел на месте, как говорят его товарищи. По их словам, накануне своей гибели Александр ходил в город, чтобы раздобыть еду для военных. Ходил пешком, на одной ноге.
«Он звонил два дня назад, рассказывал, что подкармливал бойцов горячей едой, благодарил, что знакомый сбросил деньги на карточку, плакал, как разрушили оккупанты его любимый город, улочки, кафешки, культурный центр. Он был застрелен оккупантами в собственном доме. Представляю, какими крепкими матами встретил их Саша Кононов. Он был несгибаем. Мы тебя никогда не забудем», — рассказала Екатерина Котляревская.
Известный журналист Руслан Горовой также отреагировал на гибель товарища:
«Пережить оккупацию, плен, новое вторжение и быть застреленным в собственном доме прямо в коляске. Твари. Спи, братик. Ты очень крут. Ты настоящий Украинец Донбасса. Мордор мост дай».
Еще один журналист Александр Хоменко рассказал, что общался с Санычем уже после начала войны. Он, по его словам, понимал, что когда россияне придут в город, ему не выжить.
«Я для них как красная тряпка (смеется). Мне бы пару гранат, я знаю, что с ними делать. Когда тебя взяли, ты кольцо себе в зубы, а им гранату — “держите”. Придут ко мне — и либо выдернут и будут прессовать до смерти, либо я сразу этот вопрос решу, но одного, двух или пятерых с собой заберу. Я к этому уже созрел 22 июля 2014 (дата, когда он попал в плен)», — привел слова Саныча Александр Хоменко.
Российские оккупанты расстреляли Александра Кононова в его собственном доме, когда он был в инвалидной коляске. Это военное преступление, поскольку убийство гражданских людей на войне запрещается международным правом.