Общество

Память

«Его подразделение первым встретило наступление врага на Луганщине»: история пограничника Владимира Мирзы

<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Обложка: Восточный Вариант

Кладовщик отдела интендантского и хозяйственного обеспечения Одесского следственного изолятора Владимир Мирза еще в июле 2015 года призван в армию по частичной мобилизации. Он вернулся в ряды пограничников, где служил до того, как стать пенитенциарием. Его подразделение — отдел ГПСУ “Счастье” на Луганщине — первым встретил накат врага, который ринулся в полномасштабное наступление в феврале 2022 года.


47-летний мастер-сержант погиб 9 марта в ожесточенном бою в селе Терны на Донетчине. Герой награжден орденом “За мужество” III степени (посмертно), похоронен на Аллее Героев кладбища в с. Шабо, Белгород-Днестровского района Одесщины.

Владимир Мирза. Фото из личного архива

Первое испытание — миротворческая миссия в бывшей Югославии

История этого защитника стала известна, когда в честь погибшего мужа его жена — тоже пограничница Яна Мирза — попросила его коллег из Государственной уголовно-исполнительной службы в знак уважения приобрести беспилотник для фронта. “Мавик”, который передали в феврале 2025 года на передовую, нес имя мастер-сержанта Мирзы и успешно выполнил боевую задачу. Воины подразделения БПАС “Феникс” ГПСУ тогда записали красноречивое видеообращение с благодарностью за помощь, сообщив, что использовали технику для эффективного уничтожения оккупанта.

Яна Мирза с именным дроном для побратимов. Фото из личного архива
“Я попросила, чтобы приобрели «мавика» и передали нашим ребятам, которые бесстрашно и смело воюют в одних окопах с армейцами. Это будет лучший подарок в память о муже и его побратимах, которые отдали самое ценное в этой войне”, — отмечала тогда Яна Мирза.

Владимир родился и вырос в Шабо на Одесщине. Окончив школу, поступил в Одесское высшее профессиональное училище морского туристического сервиса, получил специальность “Повар судовой”». Как и большинство сверстников, парня затем призвали на срочную службу в ВСУ. Армейское сообщество, дисциплина и возможность самореализации как военного человека — факторы, которые подтолкнули продлить службу уже на условиях контракта.

Владимир Мирза на службе. Фото из личного архива

Первый боевой опыт Мирзы — участие в конце 1990-х в составе миротворческого контингента в бывшей Югославии. Далее карьеру строил в Госпогранслужбе, отличаясь скрупулезностью и обязательностью.

“Я старше Володи на 4 года. Он был идеальным братом. Даже в детстве не ссорились. Помню, как помогала родителям присматривать за ним, водила в садик. Рос спокойным и смирным, тем более что домашнее воспитание у нас было довольно строгим. Родители прививали дисциплину, ответственность, и мы не слишком шалили. Много времени Володя проводил у бабушки на Виннитчине. Она учила, прививала склонность к хозяйственности и размеренной взвешенности. В школе брат был гуманитарием, изучал историю, много читал художественной литературы. Но был непоказным, камерным в общении. Его не назовешь душой компании, однако у него было большое доброе сердце”, — рассказывает о брате его сестра Инна Мисик.

Владимир, по воспоминаниям сестры, любил готовить, не зря же закончил профильное учебное заведение. Умел приготовить вкусно даже из самых простых продуктов. Часто угощал “богатой яичницей” — жарил ее огромной, на всех, на сале с луком, щедро перченной и поэтому аппетитной. Он тоже иногда характером бывал “перченным”, настаивал на своем, но обычно избегал конфликтов.

Тогда, в тяжелые 1990-е, не нашел по специальности работы, вот и попробовал себя на службе. Несмотря на занятость, всегда приходил на помощь родным, помогал по хозяйству и сам мечтал о домике с садом, чтобы там жила его счастливая семья. К сожалению, Владимир Мирза не смог свить такое “гнездышко”, но где бы ни служил и снимал жилье, старался создать домашний уют.

“Володя отличался ответственностью, ко всем урокам готовился, писал подробные рефераты, а история была среди любимых предметов. Некоторые учителя удивлялись, что он стал на военную стезю, ведь получил вполне мирную профессию кока. Видимо, мои уроки давали результат, что удалось воспитать думающую и мыслящую высокими категориями молодежь. Ведь наука о прошлом помогает формировать людей, которые понимают будущее прогрессивно. Таким, очевидно, и был наш земляк Владимир Мирза”, — вспоминает своего ученика Татьяна Деничекова, учительница истории и директор Шабовского краеведческого музея.

Воспоминания о “Вошике”

“Мы общаемся с его первой женой Натальей — их брак был недолгим. Она — хорошая женщина и мать, но с Володей, как говорится, не сошлись характерами, темпераментом. Их дочери Елене — 19 лет: умница, похожа на папу, учится в киевском вузе. Брат очень гордился и стремился заботиться о дочери. Например, звонил ей из Лисичанска, когда мобилизовался, помогал выполнять домашние задания. В целом хорошо ориентировался в ее жизни, не бросал на произвол судьбы. По возможности они встречались, но брат переживал, что девочка растет без него. Его личная трагедия в том, что он не решился прийти на торжества, когда Елена стала первоклассницей. Однако с тех пор Наталья пошла навстречу бывшему и они начали видеться и взаимодействовать ради воспитания общего ребенка. Уверена: Владимир был не только биологическим, но и настоящим отцом!” — продолжает рассказ Инна Мисик.

Она говорит, что служба в СИЗО брату импонировала. Как и везде, в этом учреждении Мирза обустроился основательно — именно так, как любил. Здесь мужчина занимался преимущественно хозяйственными вопросами.

Фото из личного архива

Евгения Мисик — племянница Мирзы, дочь Инны Мисик, была очень близка с дядей, тепло его вспоминает и в День пограничника 2025 года написала в соцсети пост, подчеркнув, что “особенно благодарна за то, что он был, за то, что защищал. За выбор, который многие не смогли бы сделать... Помним. И продолжаем жить достойно — за тех, кто уже не с нами”.

29-летняя Евгения отмечает: Владимир Владимирович имел непростую как личную, так и профессиональную судьбу.

“Дядя был несколько закрытым человеком, но очень близким с моей мамой в контексте поддержки друг друга. Когда я была маленькой, а он служил миротворцем, помню, примерно в 1999 году из югославских краев прислал посылку и диковинные вкусняшки. Другой эпизод из прошлого — я ходила в первый или второй класс, и дядя взял меня с собой в исправительное учреждение. Там я видела, как он работает в горячем цехе кухни. Он тогда жил с нами — в период, когда развелся и еще не уехал пограничником на Луганщину. А как-то готовил меню для столовой, где кормят осужденных. По случаю Масленицы в учреждении планировали конкурсы и определенные угощения в тот день. Навсегда запомнила его фирменный бутерброд с жареным луком! Значительно позже, когда я вышла замуж, дядя несколько раз приезжал к нам в Киев. Мы навещали его и тогда, когда он в 2017 году лечился в столичном госпитале”, — вспоминает племянница дяди, которого с детства ласково называла “Вошиком”.

С племянницей в Киеве. Фото из личного архива

Летом 2015 года Владимир Мирза мобилизовался для службы в районе АТО. Поехал в Лисичанск, где формировали подразделения 3-го пограничного отряда им. Героя Украины полковника Е. Пикуса. Ребята прибыли на пустое место — в голые помещения, где пришлось строить все с нуля, потому что там не было надлежащей инфраструктуры. В частности, Мирзу привлекли к созданию КПВВ в Счастье на линии разграничения. В августе 2021 года он стал инспектором 1-й категории-техником 1-й группы инструкторов пограничной службы. Здесь встретил и свою судьбу, свой второй шанс — любимую Яну.

“Всегда, приезжая с востока, он привозил что-то на память — сувениры вроде знаменитых светильников из соледарской соли или керамики из Славянска. Последний его презент с Донбасса — панно с подсолнухами. Последний раз брат с женой Яной приезжали в Шабо в декабре 2021 года. Он тогда понимал, к чему все идет. Рассказывал, что с вражеской стороны участились обстрелы их подразделения в Счастье, приходилось постоянно ходить в бронежилетах и касках. А один из «прилетов» разбил служебное помещение”, — продолжает разговор Инна Мисик.

Отдел пограничной службы Счастье 3 пограничного отряда. Фото из личного архива

Побратим Мирзы пограничник Павел был водителем, они вместе служили до начала большого вторжения рф и участвовали в строительстве КПВВ “Счастье”.

“Он был сверхответственным: постоянно что-то записывал и никогда ничего не забывал, не подводил по службе. Таких немного. Когда старшина отряда уходил в отпуск, Володя исполнял его обязанности. По-моему, у него был еще лучший порядок. А там, в Тернах, полегли настоящие Офицеры и Люди. Мы последними выходили из «Счастья» в первый день наступления россии. Побратим тогда защищал пограничную комендатуру быстрого реагирования, а вечером там уже были захватчики. Но он сумел все оттуда забрать: оружие, рацию, ничего врагу не оставил”, — говорит товарищ Мирзы Павел.

Яркое, но такое короткое прифронтовое Счастье

“Мы познакомились в 2017 году в Лисичанске — моем родном городе. Тогда там дислоцировалась оперативно-боевая пограничная комендатура (ОБПК) «Лисичанск». Я была гражданской, занималась соцсопровождением освобожденных из тюрем и бездомных. Как-то в кафе, куда я зашла с подругой, пришел Володя с друзьями праздновать день рождения дочери Елены. Конечно, она жила на Одесщ ине, а он был здесь, на Донбассе. Подруга обратила внимание на парня, который за мной с интересом наблюдает. Я и говорю: какой парень, это какой-то дед!? Но оказалось, что я всего на 5 лет моложе, но он тогда так одевался — слишком невыразительно и старомодно, что вот такая мысль первая и пришла в голову... Владимир был настойчивым и пригласил на танец. Мы покружились, поболтали. Кафе закрывали, и мы продолжили рандеву в другом заведении. Подружка — замужем, поэтому помчалась домой, а я решилась провести время с незнакомцем. Чтобы не волноваться за меня, подруга записала данные кавалера и передала в его руки. Не знаю почему, но поняла: этому человеку можно доверять. Так началось наше яркое, но короткое прифронтовое счастье”, — радуется моментам прошлого жена нашего героя Яна Мирза — сейчас лейтенант и офицер группы организации повседневной деятельности штаба 3-го пограничного отряда.

Яна и Владимир в соляных шахтах на Донетчине. Фото из личного архива

В январе 2018 года Яна Игоревна призвалась в ГПСУ. Хотя любимый был против, но в конце концов согласился и помог войти в эту роль. Они с Володей поначалу служили в Лисичанском отряде, где проводили относительно много времени вместе. А вот с переформатированием подразделения муж перешел в новосозданный отдел “Счастье”. С тех пор виделись значительно реже.

Семья по рапорту

До контракта в ГПСУ средств у Яны не хватало — в соцслужбе получала сущие “копейки”, трудно было “тянуть” себя и сына Павла от первого брака. Володя сразу начал помогать в этом плане, и о родной Аленке не забывал. С Павлом нашел общий язык, хотя это было непросто, ведь их знакомство пришлось на подростковый возраст парня.

“В августе 2018-го он говорит: «Что я к тебе бегаю, как мальчик, может, будем жить вместе?». С тех пор Владимир перебрался к нам. Меня начало другое «заедать». Подруге, с которой в один день призывались на службу, ее парень сделал предложение и они расписались. Начала намекать любимому: тоже хочу праздника! И вот наступил день, когда мы написали рапорты об выходном по «семейным обстоятельствам», собственно, которые наступили в довольно простой непринужденной атмосфере и без свадебного дресс-кода в ЗАГСе Северскодонецка. То утро я встретила с букетом любимых калл”, — продолжает разговор Яна.

С Яниными родителями Владимир быстро установил эмоциональную связь. Говорил: в их доме спокойно и тепло. Любил угощать коронным блюдом — непревзойденной “шубой” из пряной хамсы. Когда был дома, к кухне жену почти не подпускал. А осенью семейство ездило собирать грибы в Кременские леса, сейчас оккупированные и истерзанные войной. Пара планировала в Лисичанске купить дом. Муж настаивал: там обязательно должен быть курятник. Жена же акцентировала: птицы должны жить до естественной смерти, потому что она против убийств животных. Только яйца от них — не более. Мечта осталась мечтой...

22 февраля 2022 года Яну Игоревну отправили в командировку перевезти документы отряда на ответственное хранение в центральный отраслевой архив ГПСУ на Киевщину. А 24 февраля Мирза, который был старшиной-руководителем отделения логистики, с побратимами снялись со “Счастья” и в течение двух суток без потерь вышли в город Днепр. Там переформатировались и вернулись, уже на боевые позиции.

“Почти год их считали пропавшими без вести”

“8 марта Володя звонил, поздравлял с праздником. На следующий день я хотела до него дозвониться. Трубку не брал. Среди ночи проснулась, словно меня «подбросило». И вижу: у меня пропущенный от оперативного дежурного. А я все пыталась достучаться до Вовы. И вот кто-то поднимает трубку, говорит по-русски: «Вашего мужа больше нет… Это русский оккупант!». Телефон пытались отследить и поняли: его подобрал враг после боя в Тернах. Я сохраняла надежду на лучшее: плен, ранение, на все, что угодно”, — Яна пересказывает подробности того трагического для нее и мужа марта.

9 марта 2022 года во время зачистки Тернов сводная группа пограничников и бойцов 95-й бригады ДШВ приняла бой с врагом, попав в засаду — фактически огневой мешок, устроенный танковым огнем противника. Некоторые сейчас говорят о недосмотре разведки, которая “видела” только пехоту россиян, а вот панцирников не заметила... Владимир и еще несколько побратимов погибли. Почти год их считали пропавшими без вести, пока Терны не удалось освободить и найти место захоронения наших военных местными жителями. Только в мае 2023 года, после надлежащих экспертиз, защитников провели в последний путь.

На Аллее славы в Шабо. Фото из личного архива

Инна Мисик рассказала, что родители очень тяжело перенесли гибель сына — его отец умер на второй день после похорон Владимира, потому что он находился в больнице с очень больным сердцем, а у матери впоследствии случился тяжелый инсульт и сейчас она имеет инвалидность, полностью зависит от постороннего ухода...

На киевском Майдане Независимости развеваются флажки в честь погибшей группы, в состав которой входил и Владимир Мирза. А в Днепре 18 октября 2025 года открыт мемориал погибшим воинам 3-го пограничного отряда имени Героя Украины полковника Евгения Пикуса. Такие места действительно глубоко сакральны для современных украинцев, которые борются и без сомнений смогут отвоевать светлое будущее для своей нации, хоть и такой высокой ценой.

Автор: Геннадий Карпюк

С
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку