Призывают экономить воду, которой нет: как российские оккупанты создали кризис водоснабжения на ВОТ востока

0
Обложка: Восточный Вариант
Обложка: Восточный Вариант

В течение 11 лет российская оккупационная администрация не уделяла никакого внимания восстановлению критической инфраструктуры на временно  захваченных территориях. Сегодня эти территории — как те, что находятся под оккупацией с 2014 года, так и новооккупированные — оказались на грани настоящей гуманитарной катастрофы. Из-за этого на ВОТ Донетчины оккупанты всерьез рассматривают шахтные стоки как “альтернативный источник” воды. В обоих регионах воды может не быть днями, а то и неделями, оккупационная администрация не в состоянии даже организовать подвоз. Впрочем, винят в этом, как всегда, Украину. Подробнее читайте далее в статье.


Более года назад мы рассказывали о критической ситуации с водоснабжением на временно оккупированных территориях. С тех пор ничего не изменилось — разве что стало хуже. Воды стало еще меньше, а оправдания — еще более циничными.

Восточный Вариант изучил эту ситуацию и пообщался с доктором географических наук Евгением Ивановым о возможных рисках использования шахтных вод в качестве альтернативного источника воды.

Воды нет даже технической. Ситуация на ВОТ Луганщины

Около 80% водопроводных сетей временно захваченной Луганщины находятся в аварийном состоянии. По словам начальника Луганской ОВА Алексея Харченко, серьезные проблемы с водоснабжением наблюдаются не только в городах и селах, где проходили активные боевые действия в 2022 году, но прежде всего на территории, захваченной россией еще в 2014 году.

“Там оккупанты довели водогоны до критического состояния своей бездеятельностью в течение 11 лет. Сейчас пригодны для использования около 2,5% сети. Еще 2% обещают восстановить в течение 2025 года”, — пишет Алексей Харченко.

В то же время в большинстве отчетов оккупанты учитывают отремонтированные участки водопроводов только всередине населенных пунктов, игнорируя десятки километров труб, которые соединяют города — эти данные просто не попадают в официальную статистику.

Фото: иллюстративное / Суспільне

Чуть больше недели назад из-за аварийного водогона 150 тысяч жителей нескольких городов временно оккупированной Луганщины остались без воды. Это жители Кадиевки, Брянки, Зоринска и ряда сел и поселков поблизости.

Местные жители в чатах и комментариях откровенно пишут: проблема с водоснабжением в некоторых поселках продолжается все 11 лет оккупации. Например, в поселке Донецкий на Луганщине люди живут без централизованной воды с 2014 года. Воду туда привозят только раз в неделю. Оккупационная власть ежегодно обещает решить ситуацию, но никаких сдвигов.

Скриншоты из местного сообщества в российской социальной сети Вконтакте. Жители жалуются в комментариях на отсутствие централизованного водоснабжения

Критическая ситуация сложилась и во временно захваченном Северскодонецке — все ухудшилось после того, как оккупанты ликвидировали местный водоканал. Предприятие, зарегистрированное оккупантами в ноябре 2022 года, в течение 2,5 лет пыталось восстановить водоснабжение, разрушенное во время штурма города.

Впрочем, захватчики даже не смогли обеспечить своевременную выплату зарплат: весной 2025 года стало известно о многомесячной задолженности перед 95 работниками. Подача воды оставалась нерегулярной и не охватывала все дома, а если и охватывала — то только жителей нижних этажей.

Фото: иллюстративное / УНІАН

Оккупанты заявляли, что якобы три машины будут курсировать по городу по специальным адресам, чтобы развозить питьевую воду. Однако местные жители и жительницы пишут, что этого недостаточно. А цена на воду в бутылках в магазинах резко выросла.

Скриншоты из местных телеграм-каналов города Северскодонецк

Шахтные стоки как альтернатива питьевой воде. Ситуация на ВОТ Донетчины

На временно оккупированной Донетчине ситуация с водоснабжением стала настолько критической, что захватническая администрация объявила “достижением” подачу воды раз в три дня, об этом сообщили в Центре национального сопротивления (ЦНС).

“Пушилин во время экстренного совещания приказал «срочно» наполнить водохранилища и сообщить людям о новых графиках. Очевидная гуманитарная катастрофа — в очередной раз подается под соусом «стабилизации»”, — говорится в сообщении.

Еще в 2022 году главарь оккупационной администрации Денис Пушилин анонсировал “нестандартные подходы” для решения проблемы, в частности, наполнение канала “Северский Донец — Донбасс”. Впоследствии, весной 2023 года, с громкими заявлениями оккупанты запустили новый водогон “Дон-Донбасс”. Его открытие несколько раз переносили, а после запуска — началась серия аварий. Последний раз водопровод вышел из строя в феврале 2025 года. Из-за технических ограничений он так и не смог обеспечить регион необходимым объемом воды.

В конце концов, в мае Пушилину пришлось признать, что проблема с питьевой водой, похоже, надолго. А сейчас из-за этого чиновникам так называемой “днр” запрещают уходить в отпуск. “Официальная” причина — критическая ситуация с водой, вызванная “водной блокадой”, которая якобы продолжается с 2022 года, и виновата в этом — конечно же Украина. Среди других причин — жаркая погода и малоснежная зима, о бездействии оккупантов — ни слова.

Скриншот из местного сообщества в социальной сети Вконтакте

В то же время жители оккупированной Макеевки уже более двух недель без водоснабжения. В соцсетях люди жалуются на полное отсутствие коммуникации, невыполненные обещания и цинизм местных “чиновников”. В некоторых поселках воду не подвозят вообще. В Донецке жители говорят, что дни без воды стали нормой, а старую систему водоснабжения россияне разрушили, не сумев наладить новую.

Критическая ситуация с водоснабжением и во временно оккупированном Мариуполе. Уровень воды в Старо-Крымском водохранилище критический, а другого источника водоснабжения нет. С начала марта в городе действуют графики для водоснабжения домов жителей, пишет Мариупольский городской совет. Сами жители жалуются на качество воды:

“Очаковская, 14. Это наша вода! Меняю фильтры каждый день. Расходую 10 куб. м в месяц…”

“Такое ощущение, будто нам ее из какой-то лужи подают прямо. Должны быть какие-то фильтры при подаче”, — пишут мариупольцы в соцсетях.

Фото: Мариупольский городской совет

Впрочем, оккупационная власть так называемой “днр” заявляют о поиске “решений” для решения проблемы с водоснабжением. Речь идет об эксперименте с использованием шахтных вод в качестве альтернативного источника воды. Об этом сообщило подконтрольное захватчикам предприятие “Вода Донбасса”. По их информации, специалисты компании “Гормаш Глобал” провели эксперимент по очистке воды в ограниченных объемах. Образцы в настоящее время направлены на экспертизу.

Скриншот Желтой ленты

Чтобы узнать подробнее о рисках такого “решения”, Восточный Вариант пообщался с доктором географических наук, профессором, заведующим кафедрой конструктивной географии и картографии Львовского национального университета имени Ивана Франко Евгением Ивановым.

Он рассказывает, что шахтные стоки — это воды, которые возникают в процессе функционирования угольных шахт. Чтобы шахта могла добывать уголь, их откачивают на поверхность. Эти воды минерализованные.

“Даже если сама шахта работает в нормальном режиме и находится под экологическим контролем — пить эту воду нельзя. Она обогащена тяжелыми металлами и является экологически опасной. В частности, из-за минерализации, которая зависит от сезона, времени года, условий на шахте. Факторов много. Но в целом, это техническая вода, которая в нормальных условиях (только после процесса ее очистки) не является вредной для окружающей среды. Впрочем, ситуация на Донбассе с этим неконтролируемая”, — объясняет Евгений Иванов в комментарии Восточному Варианту.

Эксперт указывает: даже если оккупационные власти заявляют о “предварительной глубокой очистке”, в реальности это маловероятно. Такие процессы требуют оборудования, реагентов, лабораторного контроля и времени, а еще — дорого стоят. Поэтому, по словам Евгения Иванова, это скорее звучит как успокоение для людей. Скорее всего, они просто будут смешивать питьевую воду с технической. Это единственный реальный способ, который они могут применять. Добавлять технические шахтные воды в питьевую — и получать несколько лучшую, так называемую условно техническую воду.

***

Подводя итог, стоит называть вещи своими именами. То, что оккупационная власть цинично подает как “стабилизацию”, — не что иное, как гуманитарная катастрофа, созданная ее же руками.


Г
0
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку