Владимир Иванов: «Кризис заставит власти пересмотреть отношение к ЕЭП»
В последние выходные марта в Москве состоялось V заседание украинско-российского форума. Организатором мероприятия с нашей стороны было общественное движение «Украинский форум». Его участники, хотя сами напрямую связаны с политикой, подчеркивают, что в данном случае акцент мероприятия ставился исключительно на экономический блок вопросов. На пятом по счету двухстороннем форуме обсуждали вопрос «жизни после кризиса», говорили о том, как можно скоординировать действия украинских и российских властей и бизнеса для того, чтобы экономики двух стран могли быстрее и эффективнее решать свои проблемы.
Как такового «вождя» (традиционного для украинских политических партий) у «Украинского форума» нет – организацией управляет группа людей. В том числе Николай Азаров, Сергей Гриневецкий, Владимир Семиноженко. Именно последний и является, если можно так сказать, «говорящей головой» организации.
Общественное движение «Украинский форум» было создано в 2006 году, и уже в декабре того года состоялось первое двустороннее – российско-украинское заседание. Изначально задача перед «Украинским форумом» ставилась такая: собрать тех, у кого есть собственный взгляд на ситуацию в стране, попытаться вместе проанализировать ситуацию, выработать какие-то рекомендации, возможно, даже программу, предложить ее парламенту, правительству, Президенту.
В мероприятиях «Украинского форума» принимают участие не последние в Украине люди – первый и второй Президенты Украины, бывшие вице-премьеры и бывшие министры, представители крупнейших политических партий. О том, как проходил пятый российско-украинский форум, «Восточному варианту» рассказал участник заседания, советник председателя Луганской областной государственной администрации Владимир Иванов.
– Владимир Михайлович, совместные мероприятия российских и украинских политиков и бизнесменов проходят довольно часто, однако большинство из них превращаются в дилетантское обсуждение текущих политических вопросов. На последнем российско-украинском форуме тоже обсуждали политические вопросы?
– «Украинский форум» всегда демонстрировал свою явную аполитичность – это хороший способ привлечь людей с нестандартным мышлением в свои ряды.
Ключевой аспект деятельности форума – российско-украинские отношения. Так уж сложилось, что легальная власть – я имею в виду Президента и правительство – не имеет должного уровня доверительных отношений с властями России, и, как правило, результаты общения на их уровне свидетельствуют о наличии конфронтации между представителями российского и украинского истеблишмента. В то же время «Украинский форум» – общественная организация, которая имеет очень хорошие «завязки», хорошие контакты и выходы на российский политикум.
В Украине много деклараций по поводу дружбы и сотрудничества с Россией – но, как правило, они все каким-то образом ложатся в политическую плоскость. Они могут быть связаны или не связаны с проблемой Черноморского флота, языка, национальных меньшинств и так далее. Декларативная, явно политически заостренная система взаимодействия никакой пользы, и это видно, не приносит.
К примеру, еще в сентябре прошлого года «Украинский форум» рассмотрел вопрос развития экономической ситуации в нашей стране. По итогам мероприятия было принято обращение к органам власти, и уже тогда впервые четко и ясно было сказано о приближающемся кризисе и его возможных направлениях. Документ был направлен в правительство и в Верховную Раду, но, к сожалению, к нашему мнению не прислушались. Хотя с сентября до ноября можно было бы принять упреждающие меры.
Предпоследний форум был посвящен газовым взаимоотношениям России и Украины. Надо сказать, что выработанные рекомендации во многом легли в основу достигнутых договоренностей, и именно через форум многие идеи были проведены в правительственные кабинеты России, и война, которая могла бы быть очень ожесточенной, была нивелирована. После этого была достигнута договоренность – рассмотреть вопрос экономического сотрудничества между РФ и Украиной.
Последнее заседание состоялось в Москве, проходило в Торгово-промышленной палате Российской Федерации и было посвящено проблеме координаций действий во время кризиса. Собственно, на форуме большая часть обсуждений и анализа была посвящена выработке мер, направленных даже не на преодоление самого кризиса, а на то, как жить дальше – кризисы ведь вечными не бывают.
Украинскую сторону на форуме представлял экс-премьер-министр Витольд Фокин, экс-первый вице-премьер министр Николай Азаров, экс-вице-премьер Владимир Семиноженко, бывшие руководители Минфина – Копылов и Ефименко, руководители ряда крупных предприятий. С российской стороны присутствовал бывший премьер-министр, который имеет колоссальный опыт антикризисного управления экономикой – Евгений Примаков, первый заместитель руководителя Торгово-промышленной палаты Пастухов и целый ряд других руководителей. В том числе и руководитель созданного в РФ института национального развития. Именно эта структура сейчас занимается разработкой стратегических программ развития России. Им, как мне показалось, уже удалось уйти от хаоса в вопросах стратегического развития экономики государства, внутренней жизни. Даже в период кризиса в России государственные институты мощно поддерживают экономику, чего, к сожалению, нет в Украине. И в РФ нет такого затаенного ожидания неприятностей, которое есть в нашем обществе – таково мое личное впечатление.
Если говорить о сути вопросов, то на форуме была принята резолюция, которая рекомендует украинской и российской сторонам координировать свои действия в нескольких ключевых для экономики вопросах. Базис – восстановление традиций добрососедских отношений. Сегодня эти отношения разрушены как на уровне микросубъектов, так и на уровне макросубъектов с обеих сторон. Поэтому даже простые, но очень важные виды сотрудничества, в частности, по рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции, продукции машиностроения, металлургии – а российский рынок сбыта всегда для этой нашей продукции был традиционным, – по различным, в первую очередь политическим, причинам подвергаются дискриминации. Заложниками такого подхода часто становятся обе стороны.
Перевод отношений в недискриминационный формат предполагает строго экономически обоснованную модель взаимодействия, исключает из нее политический подтекст – сотрудничество должно продолжаться вне зависимости от того, кого изберут Президентом. Это возможность двум государствам работать прогнозированно и по взаимной экономической целесообразности. Много времени было посвящено формам реализации государственно-частного партнерства. Был прописаны 11 пунктов, каждый из которых ставит задачу уйти от разговоров о политике.
К примеру, на форуме выступал известный в Украине депутат Госдумы Константин Затулин и давал Украине задания. Его остановили даже не украинцы, а представители российской стороны – мол, чего ты здесь разнарядки выдаешь? Украина – не УССР, и если предлагается три задания для Украины, то давайте пропишем и три задания для России, будем обсуждать обязательства сторон. Партнерство не должно подразумевать условия вроде «вы делаете что-то, а мы меняем наше отношение к вам».
Первостепенная задача – договоренности о дружбе и сотрудничестве нужно сейчас наполнить реальным содержанием. Есть масса деклараций, в которых записано «давайте дружить и ездить друг к другу огромными делегациями», а конкретики в них мало. Мы обсуждали эту конкретику.
Сотрудничество между двумя государствами должно быть структурировано и прописано по конкретным институтам – правительственным, неправительственным, банковским и так далее. Только так можно будет решать какие-то проблемы. Второй тезис, который достаточно спорно и неоднозначно воспринимают в Украине – формирование общего рынка товаров и услуг. Формы могут быть самые разные – как Единое экономическое пространство (ЕЭП), так и другие варианты. Все формы возможны, нужно знать и задействовать их потенциал.
Третье направление – макроэкономические стратегии совместного развития. Я не случайно сказал о Национальном институте развития РФ. В Украине тоже достаточно институтов с разными названиями, но внятной и понятной стратегии развития у страны на сегодняшний день, к сожалению, нет. И поэтому сегодня политические оппоненты с парламентской трибуны обвиняют друг друга в том, что кто-то может предложить антикризисную программу, а кто-то – нет. Парадокс ситуации в том, что ни одна политическая сила, представленная в парламенте, да и просто в обществе, не может предложить модели. Может предложить набор действий, но не стратегию. К такому пониманию пришли участники форума, и мне кажется, это был достаточно позитивный вывод.
Особое внимание уделили реализации программ в ключевых отраслях, программ связаных с выпуском самолетов, исследований космоса, в том числе далекого космоса, проблемы новых материалов и так далее. У нас есть совместные проекты, они научно и технологически обоснованны, к тому же, на 10-12 лет некоторые из них определяют лучшие мировые аналоги. Ни Россия, ни Украина самостоятельно реализовать их не смогут – грубо говоря, без харьковских ученых нельзя решать вопросы современных летательных аппаратов, без киевских – развивать программы нанотехнологий. Когда эти проекты «завязываются» на уровне структур, то государство в лице правительства, политических партий и всех остальных уже не может вмешиваться в эти процессы, единственное, что они смогут сделать – это посодействовать. А не так, как происходит сейчас.
– В любом случае все эти идеи могут быть реализованы только при поддержке государственных властей как в Украине, так и в России. Какова судьба всех документов форума? Дальше они будут двигаться в кабинеты правительства?
– Мы подготовили программу первоочередных действий, будем доносить наши идеи до тех, кто принимает решения – парламента, Президента, правительства. Российская сторона, в частности Примаков, и Азаров с нашей стороны попытаются донести наши идеи до власти всеми возможными способами. Хотя, по большому счету, нынешняя украинская власть уже показала свою несостоятельность в решении экономических вопросов, и ситуация в стране это подтверждает. Поэтому я думаю, что все наши рекомендации – уже для тех, кто придет на их место после скорых выборов – и президентских, и парламентских.
Такие мероприятия, как российско-украинский форум, камня на камне не оставляет от устремлений наших записных «ура-патриотов» с одной стороны, но с другой стороны дают перспективу людям думающим и обществу. Перспективу возобновления партнерских отношений с теми странами, с которыми нас связывают кровные и родственные узы.
Николай Азаров, в свое время, парафировал все документы по созданию Единого экономического пространства с Россией, но после событий 2004 года все, что было сделано, новые власти выбросили за ненадобностью. Но я думаю, что ударивший нас всех кризис заставит власти пересмотреть отношение к Единому экономическому пространству. Я считаю, что Украина все-таки обречена прийти в ЕЭП.
Хотел бы еще отметить, что «Украинский форум» не ставит своей целью участие в политических кампаниях и борьбе за власть. Наша главная задача – генерирование идей, и мы будем только рады, если их поддержат политические партии.
Беседовала Марина Дарницкая