"Доказательство, что эти территории — Украина": как писатель Максим Вихров в своих книгах рассказывает историю Луганщины
В прошлом месяце у журналиста и писателя родом с Луганщины Максима Вихрова вышла новая книга “Слобожанская история”. В ней автор описывает историю своей семьи от начала XX века и до 2014 года, когда началась российско-украинская война. Восточный Вариант пообщался с Максимом и узнал, почему эта книга важна сейчас и какие посылы она несет в общество.
Российская федерация для своей пропаганды использует нарратив об “исторически российских землях Луганщины”. Но это не является правдой. И “Слобожанская история”, которая описывает жизнь обычных украинских семей на Луганщине, в очередной раз это доказывает.
“Эта книга является очередным напоминанием, что Луганщина, в частности северная Луганщина, которая была оккупирована в 2022 году, это неотъемлемая часть Украины. Как и Донетчина, как и Херсонщина, Запорожье и любая другая часть Украины. Российские попытки объяснить, что это какая-то «новая россия», несостоятельны и противоречат международному праву. А с другой стороны, эта книга — напоминание украинской аудитории, что эти земли были и есть органической частью Украины, нашей территорией. И люди, которые там живут, являются частью нашего народа. И у нас нет никаких оснований отрекаться от них или говорить, что они «какие-то не такие украинцы»”, — говорит автор.
“Дикий схід” — история о возникновении и упадке промышленного региона
27 лет Максим Вихров прожил в Луганске и вынужденно покинул его, когда туда в 2014 году пришли пророссийские боевики, заявив, что теперь это “луганская народная республика”. После начала российско-украинской войны он проживал в Белой Церкви, а сейчас — в Киеве. Работая долгое время в журналистике, в частности главным редактором издания “Український тиждень”, Максим уделял время исследованию и изучению истории родного края. Результаты поисков он изложил в книгах “Дикий схід. Нарис історії та сьогодення Донбасу” и “Слобожанська історія”.
Произведение “Дикий схід. Нарис історії та сьогодення Донбасу” вышло в 2018 году. В нем автор осветил историю того края, который принято называть “Донбассом”, прежде всего это южные районы Луганщины и северные регионы Донетчины. Максим говорит: “Это история о возникновении и упадке этого промышленного региона”. Для ее написания автор более года собирал информацию: проводил интервью, изучал источники, общался со свидетелями.
“После 2014 года я много писал о событиях в регионе, о Донбассе, коммуницировал на эти темы на разных площадках. Было такое время, что я чувствовал, что есть определенная потребность для общественности рассказать эту историю более комплексно. Это была попытка и самому разобраться с тем, какая судьба у этого региона, куда оно все идет, откуда оно выходит, и с другой стороны — рассказать обо всем более широкой аудитории и подать свой взгляд на вещи, которые касаются Донбасса”, — говорит Максим Вихров.
Книга, которая рассказывает историю трех поколений украинской семьи
“Слобожанскую историю” официально презентовали в прошлом месяце. Это семейная история Максима Вихрова, которая охватывает три поколения и освещает судьбу людей, которые жили более века на территории северной Луганщины. Действие происходит в трех соседних селах: Пластуновка, Романовка и Белолуцк. Романовка и Белолуцк, рассказывает Максим, по состоянию на сегодня еще существуют, а Пластуновка из-за постепенного уменьшения населения уже давно исключена из перечня населенных пунктов Украины.
“Книга охватывает события с конца 19 и до начала 21 века. В ее основе лежат семейные воспоминания и истории, которые сохранились и передавались из уст в уста. Старшие родственники рассказывали младшим, и так оно дошло до меня. И, конечно, мне надо было собрать все это воедино. По возможности я дополнял это историческими документами, которые мне удалось найти, чтобы верифицировать хронологию событий. И через эту историю я уже рассказываю больше об этом крае, о людях, которые там жили. Это была больше журналистская работа с погружением в краеведение, в местную историю. Потому что нельзя рассказать историю реальных людей, не рассказывая о месте и о времени, в которое они жили”, — рассказывает Максим Вихров.
Основной ветвью “Слобожанской истории” является 20 век со всеми его переломными историческими событиями для украинцев: Голодомор, раскулачивание, коллективизация, советский режим, оттепель, наступление украинской независимости.
История книги начинается с прапрабабушки Максима — Агафьи. С мужем Федором они проживали на Звенигородщине тогдашней Киевской губернии. В 1905 году Федора убили жандармы. По семейным преданиям, это произошло из-за его причастности к политике. Через три года, уже будучи вдовой, Агафья взяла ссуду в банке и приобрела землю на территории современной Луганщины, куда и поехала вместе с детьми. Максим вспоминает, что ехали они не одни, а большой группой семей-переселенцев с Киевщины. Добравшись до Луганщины, они основали село Пластуновка.
Одна из дочерей Агафьи Фанаска уже на Луганщине вышла замуж за местного жителя Ивана, предки которого издавна жили на этих землях. По семейной легенде, его родословная шла от запорожского козака. Так встретились две ветви украинских крестьян.
Кроме семейной хронологии, в книге “Слобожанська історія” ярко описываются украинские быт и обычаи тогдашних крестьян. И это, говорит Максим, является ярким доказательством того, кому на самом деле принадлежат эти земли:
“Люди, которые жили на севере Луганщины, были носителями того природного украинства, которое они взяли не из школы, не из литературы или политических прокламаций, а фактически передавали из поколения в поколение. Для них украинский язык, украинский быт были настолько чем-то естественным и неотделимым от них самих. И они это украинство сохраняли. Не идеологически, не будучи политически мотивированными, они делали это сознательно. Даже во время советских запретов”.
Максим вспоминает, как в селах царил украинский язык, как его бабушка Анна, уже будучи на пенсии, начала изучать искусство вышивки. И делала прекрасные рушники, сорочки, домашние вещи. У старших мастериц она училась традиционным орнаментам Луганщины.
Старшие поколения, в частности прапрабабушка Агафья, чтили Тараса Шевченко — земляка со Звенигородщины. Дедушка Максима, который работал колхозным инженером, во время командировок в Киев всегда искал возможность заехать в Канев и поклониться Тарасу.
“Это было такое органическое уважение к Шевченко, который все-таки является выдающейся личностью для формирования украинской идентичности. И такого было очень много. Идентичность — это не только вышиванки или поэзия Шевченко, это также определенный уклад жизни. И изучая судьбу этих людей, я увидел, что они крепко держались за это традиционное украинское желание жить на своей земле, хозяйничать, не зависеть ни от кого”, — резюмирует автор “Слобожанской истории”.
К сожалению, трем поколениям, судьба которых представлена в “Слобожанської історії”, не удалось реализовать стремление быть хозяевами на своей земле. Пережив коллективизацию, раскулачивание и колхозы, они так и не стали полноценными хозяевами.
История циклична. Агафья в 1908 году с Киевщины добралась до Луганщины в поисках лучшей жизни. Спустя более 100 лет ее праправнук Максим уехал с Луганщины на Киевщину, добравшись до исторических земель своих предков по отцовской линии. Только не в поисках лучшей жизни, а спасаясь от российского гнета и боевых действий.
Без сомнения, “Слобожанська історія” — это не только о Слобожанщине, но и обо всей Донетчине и Луганщине. Когда-то будучи заселенными переселенцами, нынешние жители этих регионов, тоже становятся переселенцами, повторяя судьбу своих предков. В этой книге рассказывается история одной украинской семьи, однако нити переплетения истории в ней найдут тысячи других.
***
Читайте также: 7 исторических фактов о деятельности ОУН на востоке Украины