Общество

Восстановление правды. Диссидентство Донетчины и Луганщины

Дисидентство Донеччини та Луганщини_08
Колаж: Східний Варіант

Иван Дзюба, Василий Стус, Николай Руденко, Олекса Тихий, Иван Светличный и Надежда Светличная, Алла Горская, Галина Гордасевич, Ярослав Гомза, Виктор Зарецкий, Галина Зубченко, Григорий Пришедько. Эти имена известны многим украинкам и украинцам. Эти люди, которые родились на Донетчине или Луганщине, или работали там, стали известными своими вкладами в литературу, культуру и общественно-политическую жизнь Украины, выступая за права людей, демократические реформы и возрождение украинского национального сознания. Их творчество и деятельность были направлены на утверждение украинского языка, традиций и исторической памяти, часто в сложных условиях советской цензуры и преследований. Их работа дала толчок для формирования гражданского общества и развивала диссидентское движение в Украине.

Как формировалось диссидентство на Донетчине и Луганщине

Как Восточный Вариант рассказывал ранее, более 300 лет восточные регионы Украины подвергались системной русификации. Во времена Советского Союза ситуация не изменилась, а наоборот — ухудшалась. Существенно ущемлялся украинский язык, в противовес ему ставился русский. Переписывалась история украинской государственности. Пренебрегались основы украинства и украинской самобытности. Украинские фамилии исправляли на российский манер. Не избежала русификации культура и образование.

В 1958 году был принят Закон СССР “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР”, который в следующем году приняла и УССР. Согласно ему, родители детей получили право самостоятельно решать, на каком языке будет учиться их ребенок. В результате этого количество школ с русским языком обучения значительно возросло. В 1978 году было принято Постановление Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему совершенствованию изучения и преподавания русского языка в союзных республиках”, которое приняли и в УССР. Им предусматривалось усовершенствовать программу, учебники и учебные пособия по русскому языку для учебных заведений, расширить выпуск литературы для детей на русском языке. А с 1980 года русский язык стал необходимым для изучения в первых классах общеобразовательных школ с украинским языком обучения.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_14
Источник: Википедия

В 1983 году было принято Постановление “О дополнительных мерах по улучшению изучения русского языка в общеобразовательных школах и других учебных заведениях союзных республик”, по которому в УССР расширили сеть школ и классов с углубленным изучением русского, расширили выпуск учебников на русском языке, увеличили финансирование для оборудования кабинетов на русском языке и т.п. А учителя русского языка и литературы получили повышение заработной платы на 15 %.

Русификация происходила не только в школах. Советское правительство всячески поддерживало русский язык и его господство в обществе. Не зря, русский язык начал ассоциироваться с “интеллигенцией” и “горожанами”, зато украинский — с “селом”. Русскоязычным украинцам было легче получить повышение на работе, писателям было легче печатать русскоязычные книги и сборники, а ученые могли писать и защищать докторские диссертации только на русском.

На фоне системной русификации Украины возникло общественное движение шестидесятников. Они стали культурным и политическим феноменом, который сформировался в 1960-е годы как ответ на политику русификации и репрессий против украинской интеллигенции. Шестидесятники объединяли писателей, поэтов, художников, кинематографистов, ученых и других представителей творческой интеллигенции, которые стремились отстоять украинскую культуру, язык и историческую память.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_15
Источник: Википедия

Докторка исторических наук Надежда Темирова отмечала, что часть диссидентов-шестидесятников была из Донецкой и Луганской области не просто так. Но в своей деятельности они видели непосредственно процесс русификации и постепенного упадка украинской культуры.

“Почему шестидесятники восстали? Потому что видели результаты русификации и понимали реальную опасность для Донетчины и Украины. Неслучайно именно из Донецкого региона вышла целая плеяда диссидентов, которые отстаивали права человека, среди которых право пользоваться родным языком. Вполне можно утверждать, что в результате политики русификации украинство, в частности на Донетчине и Луганщине, было поставлено на очень опасную грань практически полной ассимиляции”, — рассказывала Надежда Темирова для Восточного Варианта.

Олекса Тихий — украинский голос Донетчины

В своей статье “Мысли о родном донецком крае” в 1972 году Олекса Тихий писал:

“Язык — один из основных признаков нации. Язык — фундамент культуры. Родной язык — самое дорогое сокровище народа. Родной язык — основа интеллекта, родной язык — основа патриотизма. Родной язык должен беречь, развивать каждый человек. Умирает язык — умирает культура. Умирает культура — прекращается прогресс, и историю начинают творить Нероны, Бисмарки, Муссолини, Гитлеры, Сталины, Мао Цзэдуны. А какая это история — всем известно”.

Олекса Тихий родился в 1927 году. Учился в Запорожском сельхозинституте, Днепропетровском институте инженеров транспорта, а после — в Московском государственном университете на философском факультете.

Олекса Тихий писал о русификации Донетчины, об отсутствии украинского языка в обществе, культуре и образовании. В январе 1972 года он направил в редакцию газеты “Советская Донетчина” статью “Размышления об украинском языке и культуре в Донецкой области”, а в начале 1973 — в Президиум Верховного Совета УССР письмо под названием “Мысли о родном донецком крае”.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_12
Олекса Тихий. Источник: oleksa-tykhyi.1gb.ua

В ноябре 1976 года Олекса Тихий вместе с Николаем Руденко, Петром Григоренко, Оксаной Мешко, Левком Лукьяненко, Александром Бердником, Ниной Строкатой, Иваном Кандыбой и Николаем Матусевичем выступил за создание Украинской Хельсинской группы — одной из первых правозащитных ассоциаций.

Трижды Олексу Тихого арестовывали за “антисоветскую деятельность”. Впервые в 1948 году, когда он критически высказался в сторону кандидата в депутаты. Второй раз в 1954 году за направленное в ЦК КПСС письмо с осуждением введения советских войск в Венгрию. А в третий раз в 1977 году, когда писателя обвинили в “антисоветской агитации и пропаганде” и в “незаконном хранении оружия”. Хотя, как рассказывали очевидцы, оружие ему подбросили. Олексу Тихого лишили свободы на 10 лет со ссылкой на 5 лет.

В заключении здоровье писателя существенно ухудшилось. Он умер в мае 1984 года, находясь в камере тюремной больницы Перми. Семье не разрешили забрать тело. Только через пять лет в Украину вернут останки Олексы Тихого вместе с телами Василия Стуса и Юрия Литвина. Они перезахоронены на Байковом кладбище.

Василий Стус — знаковая фигура в истории Донетчины

Василий Стус родился на Виннитчине в 1938 году, а в последующие 1939–1940 годы семья переехала в Сталино (современный Донецк) с целью спастись от коллективизации и нищеты. После школы Василий поступил на историко-филологический факультет Сталинского педагогического университета (сейчас — Донецкий национальный университет им. В. Стуса). Именно тогда у него начала формироваться сознательная гражданская позиция. Некоторое время Василий был участником литературного объединения “Обрій”, но оно было закрыто из-за давления со стороны советской власти.

Именно в университете Василий Стус начал писать стихи. После армии он работал учителем украинского языка и литературы в средней школе № 23 города Горловка. В это время он замечает, насколько сложно стало преподавать или просто говорить на украинском языке на Донетчине.

Василь Стус
Василий Стус. Фото с сайта Историческая правда

После работы учителем Василий недолго работал на донецкой шахте “Октябрьская”, а в марте 1963 года стал литературным редактором газеты “Социалистический Донбасс”, работал в украиноязычной части редакции. В том же году он поступил в аспирантуру Института литературы им. Т. Шевченко Академии наук УССР и переехал в Киев. Но значимую часть своей жизни поэт провел именно на Донетчине, которой неоднократно посвящал свои литературные произведения.

В Киеве Стус продолжает активную общественную деятельность. В 1965 году, во время премьеры фильма Сергея Параджанова “Тени забытых предков”, в кинотеатре “Украина” в Киеве он принял участие в акции протеста вместе с другими диссидентами. Они осудили аресты украинской интеллигенции.

Несколько раз Василия Стуса арестовывали за “антисоветскую деятельность”. В последний арест его приговорили к 10 годам принудительных работ и 5 годам ссылки. Умер Василий Стус в колонии в ночь на 4 сентября 1985 года.

Жизненный путь Ивана Дзюбы

Иван Михайлович Дзюба родился в 1931 году в селе Николаевка Волновахского района Донецкой области. Окончил филологический факультет Донецкого (тогда Сталинского) педагогического института, а в 1956 году аспирантуру Института литературы им. Под руководством академика А. И. Белецкого подготовил кандидатскую диссертацию “Сатира В. Маяковского”.

После смены политического руководства СССР в 1964 году борьба с украинским “национализмом” превратилась в репрессивные действия. В украинских городах начались аресты представителей украинской интеллигенции. Иван Дзюба, вместе с другими шестидесятниками, выразил свой протест против этого насилия, выступив в Киеве во время премьеры фильма Сергея Параджанова “Тени забытых предков”, а также в письме к Петру Шелесту и Владимиру Щербицкому, к которому добавил свой труд “Интернационализм или русификация?”.

Книга Ивана Дзюбы “Интернационализм или русификация?” была опубликована в 1968 году в Мюнхене, в том же году вышла на английском языке под названием “Internationalism or Russification?” в Лондоне. Впоследствии она была переведена и издана на многих языках: французском, итальянском, китайском, русском. Имя Ивана Дзюбы стало символом движения “шестидесятников”.

Іван Дзюба
Иван Дзюба. Фото: Центральный государственный кинофотофоноархив Украины имени Г. С. Пшеничного

Не обошли судьбу писателя аресты и преследования со стороны советской власти. В 1973 году Ивана Михайловича арестовали и приговорили за “антисоветскую деятельность” к 5 годам лагерей строгого режима. После многих месяцев пребывания в изоляторе КГБ его “помиловали”, но наблюдали за ним в последующие годы. Почти пятнадцать лет, с 1972 до 1986 года, Ивану Дзюбе запрещали писать об украинской литературе. И только с началом перестроечных процессов он снова мог свободно творить.

С началом национального возрождения конца XX века Иван Михайлович Дзюба является ключевой фигурой культурной и общественной жизни Украины, первый президент Республиканской ассоциации украинистов (1988-1991), министр культуры независимой Украины (1992-1994), глава Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко (1999-2001), академик-секретарь Отделения языка, литературы и искусствоведения НАН Украины (1997-2004), соучредитель Народного Руха Украины, один из участников инициативной группы «Первого декабря»”, — из фондов Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского. 

Іван Дзюба
Фото: Укринформ

Иван Дзюба был лауреатом многих украинских и международных премий, наград, является автором более 400 научных работ, которые посвящены проблемам истории украинской литературы, культуры, искусства.

Бесспорно, Иван Дзюба является выдающимся украинцем, который при жизни сделал неоценимый вклад в развитие украинской литературы, культуры и общественной мысли. Его работы, в частности “Интернационализм или русификация?”, стали важными этапами в борьбе за национальную идентичность и права украинского народа. Он выступал против советской репрессивной системы, защищал украинскую интеллигенцию и стал символом сопротивления русификации и защиты национальных ценностей. При этом не забывал и о родном донецком крае.

Иван Михайлович умер в возрасте 90 лет 22 февраля 2022 года.

Основатель Украинской Хельсинской Группы Николай Руденко

Украинский писатель, поэт и Герой Украины Николай Руденко родился в 1920 году в поселке Юрьевка на Луганщине. Детство Николая пришлось на годы раскулачивания, колхозов и Голодомора. Когда он был на первом курсе филологического факультета Киевского университета имени Шевченко, его, как и многих других студентов, мобилизовали из-за начала Второй мировой войны.

“Если бы не прошел военную, а затем, окопную закалку — не вернулся бы из концлагерей, как не вернулись мои побратимы Василий Стус или Олекса Тихий”, — писал Николай Руденко в своих воспоминаниях.

Микола Руденко
Николай Руденко. Фото: uinp.gov.ua

В боях под Ленинградом в 1941 году Николай Руденко получил тяжелое ранение. С войны он вернулся с орденами Красной звезды, Отечественной войны І степени и шестью медалями. После работал секретарем парторганизации Союза писателей, однако конфликтовал с тогдашним ее главой Александром Корнейчуком. Николай Руденко отказался поддержать кампанию уничтожения еврейской интеллигенции и стал на защиту репрессированной писательницы Зинаиды Тулуб. После этого он оставляет все советские должности.

После развенчания культа личности Сталина Николай Руденко еще раз изучает теорию марксизма и приходит к выводам о ее ошибочности. Свое видение проблемы он изложил в философских трудах “Экономические монологи” и “Энергия прогресса”, а затем в романе “Формула Солнца”. За такую деятельность Руденко исключают из КПСС и Союза писателей. Он продает машину и дачу, чтобы как-то выжить. В 1975 году его впервые арестовывают, но за достижения во время войны его освободили.

В ноябре 1976 года Николай Руденко провозглашает о создании Украинской Хельсинской группы, в которую вместе с ним входят Оксана Мешко, Олесь Бердник, Левко Лукьяненко, Олекса Тихий, Николай Матусевич, Мирослав Мартынович, Нина Строката.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_02
Организаторы Украинской Хельсинской группы: Николай и Раиса Руденко, Зинаида и Петр Григоренко, 1970-е годы. Источник: uinp.gov.ua

В следующем месяце у Руденко были проведены обыски и найдены подброшенные доллары США. За это его приговорили к 7 годам лагерей строгого режима и 5 годам ссылки. Публицистические статьи, художественные произведения, устные высказывания Руденко квалифицировались как клеветнические, из книжных магазинов и библиотек изъяли все его книги.

Писателя освободили в декабре 1987 года. Он выезжает сначала в Германию, а затем — в США, где продолжает вести украинскую общественную деятельность. В 1990 году его реабилитировали и он вернулся в Киев, где и прожил свои последние годы. Умер 1 апреля 2004 года в возрасте 83 лет.

Иван и Надежда Светличные — брат и сестра, связанные диссидентством

Иван и Надежда Светличные, брат и сестра, родились в Старобельском округе современной Луганщины и связали свою жизнь с борьбой за общественные идеалы.

Светличные — фамилия для украинской культуры второй половины XX века действительно значимая. Среди ее носителей, излучавших свет культуры и духовности, рядом с критиком, поэтом и правозащитником, многолетним узником совести Иваном Светличным — и его сестра Надежда”, — писала литературовед и шестидесятница Михайлина Коцюбинская.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_06
Иван Светличный. Источник: Архив музея шестидесятничества в Киеве

Иван Светличный родился в 1929 году, был старше сестры на 7 лет — Надежда родилась в 1936. Оба в свое время учились на филологическом факультете Харьковского национального университета имени Каразина. После этого их пути разошлись: Иван поступил в аспирантуру Института литературы им. Т. Шевченко, а Надежда работала учительницей, завучем и директоркой в одной из школ Антрацита.

Брата и сестру связывала редакторская работа. Надежда работала в изданиях “Советская школа”, “Легкая промышленность”, “Деревообрабатывающая промышленность”. Иван же был ответственным секретарем журнала “Советское литературоведение” и заведующим культурой критики издания “Днепр”.

В 1960-е годы Иван и Надежда окунулись в общественную жизнь страны. Тогда же Надежда работала в Донецке в составе группы художников-монументалистов (руководитель Г. Синица) с Аллой Горской, Галиной Зубченко. В 1965 году Иван Светличный впервые был арестован за выступления против арестов и незаконных судов над деятелями украинской культуры. После освобождения через восемь месяцев не мог устроиться по специальности, писал под псевдонимами, занимался переводами.

Надія Світлична
Надежда Светличная. Фото: povaha.org.ua

Михайлина Коцюбинская писала, что Надежда Светличная была верной соратницей брата. Иван привлекал сестру к делу Самиздата — она редактировала, размножала, распространяла. После ареста в январе 1972 года Ивана Светличного, Евгения Сверстюка и Вячеслава Черновола и других украинских интеллектуалов она стала объектом пристального внимания КГБ. Ее почти ежедневно допрашивали, обыскивали, следили за ней. Впоследствии Надежду также арестовали за “антисоветскую пропаганду и агитацию”. Женщину осудили на четыре года лагерей строгого режима, которые она отбыла в Мордовии неподалеку от лагеря, где отбывали наказание Василий Стус и Вячеслав Черновол.

После освобождения Надежда продолжала заниматься общественной деятельностью, была членом Украинской Хельсинской Группы. В 1978 году Надежда выехала из СССР в США, где тоже работала над развитием украинской литературы.

Ивана после ареста в 1972 году приговорили к 12 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Пермской области и Республике Алтай российской федерации. Во время заключения пережил инсульт и получил инвалидность 1 группы. Был освобожден в 1983 году, вернулся в Киев, где и работал до самой смерти в 1992 году.

Наследие диссидентов

Далеко не обо всех диссидентах, связанных с Донетчиной и Луганщиной, рассказано выше. Генерал-майор советской армии Петр Григоренко родился в селе Борисовка Приморского района (сейчас — Запорожская область), некоторое время работал на Донетчине, в частности в Юзовке (современный Донецк). Петр Григорьевич был одним из соучредителей Украинской Хельсинской группы. За свою правозащитную деятельность его лишили всех государственных наград. Несколько раз его арестовывали, переводили в психиатрическую больницу для принудительного “лечения”. После распада СССР он выехал в США, Нью-Йорк, где и прожил последние годы жизни.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_05
Алла Горская, Григорий Синица, Василий Стус и Виктор Зарецкий в Донецке. Источник: книга “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” Людмилы Огневой

Диссидент Анатолий Лупинос детские годы тоже провел на Донетчине. Он был инициатором основания “Мемориала” и Украинской международной ассамблеи (УМА), которая превратилась в Украинскую национальную ассамблею (УНА) и Украинскую народную самооборону (УНСО), из которых позже появился ряд современных организаций УНА, УНСО или УНА-УНСО.

Вместе с художницей и диссиденткой Аллой Горской на Донетчине работали Виктор Зарецкий, Галина Зубченко, Григорий Пришедько. Вместе они создали ряд мозаичных панно в Донецке, Краснодоне (современное Сорокино) и Мариуполе.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_07
Панно “Прометеи”, Донецкая школа №6, 1966 г. НА фото Алла Горская и Геннадий Марченко. Источник: книга “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” Людмилы Огневой

Поэтесса Галина Гордасевич родилась на Тернопольщине. В 18 лет ее арестовали и приговорили к 10 годам заключения по сфабрикованному делу о “сочинении националистических стихов и антисоветской агитации среди студентов”. После освобождения попала на Донетчину, работала в Сталино (современном Донецке). Известна своими поэтическими произведениями, стала соучредительницей Донецкого Общества украинского языка и Донецкого Краевого Движения.

Дисидентство Донеччини та Луганщини_04
Надежда Светличная, Геннадий Марченко и Галина Зубченко в Донецке. Источник: книга “Жемчужины украинского монументального искусства на Донетчине” Людмилы Огневой

Публицист и просветитель Ярослав Гомза родился на Львовщине, но часть жизни провел на Донетчине. После Второй мировой войны был арестован и осужден Военным трибуналом на 10 лет за “антисоветскую деятельность”. После освобождения Ярослав поехал на Донетчину, куда до этого переехали его родители. Работал на Очеретинском кирпичном, а затем на Авдеевском коксохимическом заводах, окончил филологический факультет Донецкого госуниверситета. С началом перестройки активно работал на украинское возрождение. Член Общества украинского языка им. Т. Шевченко на Донетчине, Всеукраинского Общества политзаключенных и репрессированных, соучредитель Украинского Хельсинского союза на Донетчине.

Панно “Боривітер” Алли Горської у Маріуполі
 Панно “Бориветер” Аллы Горской в Мариуполе. Разрушено во время полномасштабного вторжения россии. Источник фото: Википедия

Судьба украинских диссидентов была во многом схожей: они отстаивали более широкие общественные и национальные права, и за это были лишены свободы и направлялись в лагеря строгого режима. Не все из них пережили эти заключения. Василий Стус и Олекса Тихий умерли в лагерях. Их тела были перевезены в Киев в ноябре 1989 году и перезахоронены на Байковском кладбище.

Несмотря на репрессии, диссиденты не отступали от своих убеждений. Их пример вдохновил следующие поколения на продолжение борьбы за независимость и права украинского народа. Эти люди стали символами несгибаемости и верности своим идеалам, оставляя глубокий след в истории Украины.

***

Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government
І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку