Потенциал, умноженный на доверие. Чем живут ветераны АТО/ООС
В Краматорске прошел масштабный всеукраинский форум «Ветеран — громаде: потенциал, умноженный на доверие». С разных уголков Украины сюда съехались бывшие военнослужащие, капелланы, волонтеры, представители исполнительной и государственной власти. «Восточный вариант» пообщался с участниками за кулисами форума и узнал проблемы ветеранов и планы профильного министерства на следующий год.
Организатором форума выступило Министерство по делам ветеранов в партнерстве с общественной организацией «Союз ветеранов АТО Донбасса» и БФ «Вернись живым». Поддержку оказали Агентство США по международному развитию (USAID) и ОБСЕ.
Главная цель двухдневной встречи — найти решения для всех проблем, с которыми сталкиваются ветераны АТО/ООС, рассмотреть успешные кейсы во всех регионах Украины и обсудить конкретные направления ветеранской политики.
Позиция государства
Генерал-майор СБУ Юлия Лапутина возглавляет министерство по делам ветеранов почти год. За это время ветеранская политика стала одной из приоритетных и даже определяется отдельным направлением в государственном бюджете.
«Первая острейшая проблема это жилье. Человек должен иметь свой дом. Без этого нельзя жить нормально своей семьей. Сейчас, к счастью, есть очень положительные решения в финансировании», — рассказывает министр по делам ветеранов.
В следующем году впервые бюджет Минветеранов будет составлять более 6 млрд гривен. Из них 5,5 млрд. пойдут на обеспечение жильем почти 4000 тысяч человек. Это почти вся очередь, которая находится в ведомстве.
«Мы планируем, что в следующем году почти все люди получат компенсацию. Это очень мощно. Ведь можно говорить о психологической реабилитации или медицинском обеспечении, но если человеку некуда вернуться, какие бы мы хорошие условия не создавали для реабилитации, ему будет очень тяжело. Надеюсь, жилье даст толчок для того, чтобы наши ветераны реализовывали себя в громадах», — говорит Юлия Лапутина.
Также в следующем году как государственное учреждение заработает украинский ветеранский фонд. По словам Министра, это позволит привлекать международную и государственную донорскую помощь.
Много было начато для развития ветеранского бизнеса. Вскоре продукцию экс-военнослужащих можно будет приобрести через разные торговые сети под брендом «Создано защитниками».
«Когда мы начинаем изучать, кто такие ветераны, то оказывается, это много успешных людей, которые реализуются в своей гражданской жизни.
Они создают много крафтовых продуктов, работают в IT-сфере, предоставляют услуги, в том числе туристические, и общество об этом должно знать», — рассказывает Лапутина.
Психологическая и медицинская реабилитация станет одним из приоритетов следующего года. Как сообщает министр, за 30 лет система реабилитации в Украине не создана. В частности, это касается психологической и медицинской реабилитации ветеранов.
«Поэтому сейчас мы с местными властями, с представителями министерства социальной политики, министерства здравоохранения, нашего министерства и ветеранской общественностью будем обсуждать, какие практические положительные кейсы есть в других областях Украины. Здесь присутствуют представители почти всех регионов, и вместе мы будем нарабатывать конкретные решения, которые лягут в основу нормативно-правовой базы и возможного изменения законодательства, чтобы наконец-то заработала система психологической реабилитации», — говорит глава Минветеранов.
По указу президента в этом году в каждой области было начато строительство реабилитационных центров для участников боевых действий и военнослужащих. Как рассказала министр Юлия Лапутина, под Киевом будет построен современный центр, который станет хабом подготовки специалистов всех региональных центров для предоставления качественных услуг ветеранам.
По ее словам, с начала российско-украинской войны медики работают с разными травмами, сложными поражениями нервной системы и физического здоровья в целом. Этот опыт должен использоваться в научных разработках, стать основой изучения болезней и их лечения.
«Если так случится, то мы будем иметь самый современный центр в Европе и построим сеть реабилитационных центров по всей территории Украины. В том числе по Донецкой области», — заключает Лапутина.
А что в Донецкой области?
В Донецкой области зарегистрирован 18 641 участник АТО/ООС и 230 членов семей погибших защитников Украины. Такие данные озвучил глава Донецкой облгосадминистрации Павел Кириленко. В этом году предусмотрено 4,3 млн гривен материальной помощи ветеранам, получившим инвалидность на войне, и семьям погибших.
«Эта сумма периодически увеличивается. Есть над чем работать, ведь количество ветеранов постоянно растет», — акцентирует глава Донецкой ОГА.
В области работают программы обеспечения жильем, психологической реабилитации, профессиональной переподготовки.
«Комплексная реабилитация — это основное направление, которое необходимо усовершенствовать. Реабилитация ветеранов боевых действий производится и предоставляется в ряде медицинских учреждений в Донецкой области. Сейчас сделан современный госпиталь для ветеранов войны в Святогорске, открыт новый корпус. Это необходимо делать по всей территории Украины, чтобы ветераны по спискам и по отработанным направлениям подавались в профильное министерство. И уже в зависимости от потребностей их реабилитации и психологической, и физической будут проходить ее по всей территории Украины», — отмечает Павел Кириленко.
Глава области подчеркнул: без подачи проблем самими ветеранами ООС, их вопросы не могут быть решены. Должно быть взаимодействие между ветеранскими организациями и властью.
Ветераны должны идти к власти
Следующий приоритет — это создание системы перехода с военной карьеры на гражданскую. Он начинается с момента, когда защитник заключил контракт с Вооруженными силами, и заканчивается тогда, когда покидает ВСУ, отмечает Юлия Лапутина.
«Когда мы с командой проговаривали, каким будет слоган нашего министерства, это “Воля и достоинство” и “Доверие и ответственность”. Это те вещи, которые мы должны строить в обществе.
Настоящие ветераны являются носителями этих ценностей и они именно те люди, которые активно стали на защиту нашего государства. Конечно, они должны стать активными членами своего общества, своих громад.
Если ветераны будут промоутерами этих ценностей в громадах и семьях, то, конечно, эти ценности распространятся на другие слои населения. Мы будем всячески этому способствовать, потому что это на самом деле вопросы национальной стойкости и безопасности», — говорит министр.
Как отмечает Лапутина, ветераны должны идти к власти. Это очень важно, особенно в Донецкой и Луганской областях. Также следует развивать территориальную оборону с присоединением участников боевых действий в российско-украинской войне.
«Те, кто пошел на фронт с Донетчины и Луганщины, особенные люди, потому что мы знаем, сколько российская пропаганда сделала для разрушения ментальности на востоке. Это происходило десятилетиями. Вражеские нарративы, манипуляции общественным мнением, фальсификация избирательных процессов... И, тем не менее, подавляющая часть Донбасса выстояла. Мы хотим показать ветерана как достойного человека. Чтобы люди пришли одетые в гражданскую форму, но с таким внутренним достоинством, которое дает им возможности разрушать барьеры, стереотипы и делать все для того, чтобы укреплять свои громады», — подчеркивает Юлия Лапутина.
Опыт других регионов
Ветеран Иван Начовный — заместитель председателя Днепропетровской облгосадминистрации. Это первая область, где был создан Центр помощи участникам АТО. Впоследствии на базе центра было создано Управление по делам ветеранов, работающее при обладминистрации.
«Региональная политика тесно связана с ветеранским сообществом. Все наши проекты не могли быть без треугольника — власть, волонтеры и ветераны. Если есть взаимодействие между ними, все будет работать, каждый проект вы сможете реализовать», — делится опытом Начовный.
Как рассказывает Иван, к нему обращаются многие побратимы-ветераны с просьбой поделиться документацией реализованных проектов. Делятся охотно со всеми.
«Я надеюсь, что пример Днепропетровской области сможет дать тот мощный толчок, который сдвинет с места мощную глыбу ветеранского движения, ветеранского взаимодействия на региональном уровне. И так нам удастся реализовать множество интересных и крутых проектов», — говорит Начовный.
Роман Герасимъяк был одним из прошедших Дебальцевский котел. Сейчас работает советником городского главы в родном Дрогобыче. Шутит, что выступает в роли переводчика власти на язык, понятный ветеранам. По его словам, с коммуникацией одна из основных проблем.
«Первый вывод из службы, который я сделал, это если вышел живым, то должен дальше двигаться. В нашем городе глава АТОшник и все считают, что так легче. Но на самом деле намного сложнее, потому что мы должны оправдать все возложенные на нас ожидания и надежды. В том числе как на главу, так и на меня как советника, на ребят, работающих в исполнительной власти и так далее. Мы сделали власть действенной», — рассказывает Роман.
В Дрогобыче Совет ветеранов был создан в 2015 году, когда городским главой впервые был избран ветеран. Туда вошли главы городских общественных организаций. Совет собирался 2-3 раза в месяц и рассматривал все болезненные вопросы ветеранов.
«Сейчас мы работаем, чтобы в 2022 году создать ветеранское “окно”, куда можно будет обратиться со своими проблемами. Иногда их можно решить по телефону. Все это приводит к большему доверию к власти. Сейчас в Дрогобыче секретарь горсовета, руководитель успешного коммунального предприятия и его заместитель — ветераны. Все это показывает, что военные могут быть действенными не только в ветеранском движении, но и социальной жизни», — рассказывает Роман Герасимъяк.
Есть к чему стремиться
Ситуации в небольших городах оставляют желать лучшего. Наталья Черкасова — ветеранка из Старобельска в Луганской области. В июне 2014 года пошла служить в батальон «Айдар».
«Два месяца металась по тем бригадам, которые стояли у нас в городе. К сожалению, там женщины либо кухарки, либо связные. Но не с моим характером», — улыбается Наталья.
За 5 лет службы девушка побывала во всех горячих точках Донбасса: Счастье, Станица, Трехизбенка, Новгородское, Бахмут, Светлодарская дуга и т. д. В родной Старобельск вернулась в 2019 году.
«Когда ты ходишь по форме, многие восхищаются тем, что ты женщина. Те, кто меня знают, воспринимают это как норму. Сначала я была гранатометчиком, а вернулась уже в должности старшины штурмовой роты. Этому никто не удивился. Все на равных, все побратимы. Многие пророссийские жители называют не иначе как “подстилкой” и так далее. Но если на каждого придурка обращать внимание, можно вообще закрыться дома и сидеть. Я волонтер во многих сферах и дома мне сидеть просто некогда», — рассказывает ветеранка.
В Старобельске есть бойцы и волонтеры, которые уже участвовали в выборах и попытались пройти в горсовет. По словам Натальи, почти все сдали мандаты и даже отдали свои голоса, потому что ко власти пришли также те, кто призвал в 2014 году сложить оружие и кричал «вы же воюете против братьев».
«Если их большинство, а нас меньшинство, то там делать нечего. Пусть они сами утонут, потом мы придем. Люди, защищавшие честь и достоинство страны, не могут просто вступать в это болото и ковыряться в этой грязи», — говорит ветеранка.
Сейчас девушка пришла на форум с идеей создать в родном городе рекреационный центр. Мысль об этом возникла буквально в первые месяцы после возвращения домой.
«Я от форума очень многого жду. У меня еще какое-то детское мировоззрение в этом плане. Есть миллион мыслей, два с половиной года подавалась на всевозможные гранты. У нас база есть, нужно с чего-то начать. В городской программе на оздоровление не заложено ни копейки. Когда те люди в кабинетах говорят “мы вас понимаем”, это вообще глупая фраза. Как ты можешь меня понять, когда сидишь в теплом кабинете в красивом платье, а я грязь месила по колено с трупами, ранеными и всем остальным? Пока не будет тех, кто действительно понимает, кто воевал на фронте или был волонтером, стандартные чиновники ничего не сделают. Нет понимания и не будет еще долго. Особенно в Старобельске его долго не будет», — считает Наталья.
Форум ветеранов действительно может многое изменить. Это закрытое мероприятие, куда приглашают конкретных людей. Приходят лидеры общественных мнений, эксперты, влиятельные люди и, конечно, «зрадофіли». Такой разбор дает военный психолог Андрей Козинчук.
«Суть в том, чтобы мы увидели хорошие примеры, кто и как реализовался, познакомился с хорошим экспертом и хотел купить его услуги. Это своеобразная выставка достижений. Такой разброс визитками, обмен контактами, чтобы не показать свой статус, а действительно что-то сделать», — говорит психолог.
Сам Андрей вернулся с фронта в 2016 году. Говорит, что современным ветеранам значительно легче адаптироваться, потому что уже есть готовые программы и комьюнити. Нужно просто сделать шаг.
«Мы в свое время столкнулись с тем, что ничего не было. Сейчас более экологичная атмосфера. Но все же ветерану из Дружковки, например, в батальоне проще, чем возвращаться домой. Я хочу приезжать и видеть улыбающиеся лица, слышать смех детей, а не как плохо. Я возвращаюсь в токсичную среду, где без войны от ПТСР страдают. Пройти в белых кроссовках по болоту, сохраняя свежесть кроссовок, не удастся. Давайте заасфальтируем все или засеем газон. Мы можем это сделать только в отдельном сообществе. Таково небольшое экологичное комьюнити. Именно таким является данный форум», — заключает Андрей Козинчук.