Образование на передовой: как учителя-волонтеры обучают детей Донбасса
В прошлом году шесть учителей из разных городов Украины волонтерили в школах возле контактной линии в Луганской области. Сейчас для проекта снова ищут волонтеров. Зачем это нужно?
Благотворительный фонд «Восток-SOS» ищет учителей-волонтеров из разных городов Украины, готовых в течение месяца работать в школах вблизи линии разграничения. В этом и в следующем году планируют отправить на восток 20 учителей. А в прошлом году первые шесть педагогов уже учительствовали на Донбассе.
«Восточный вариант» пообщался с учителями и организаторами, чтобы выяснить, зачем это самим учителям и что от этого проекта получают дети на востоке.
«Есть большая необходимость в профильных специалистах»
Достаточно распространена практика, когда, например, историю в школе преподает учитель младших классов, или когда один человек преподает сразу несколько предметов. Это в основном касается небольших населенных пунктов и школ.
Но особенно остро эта проблема стоит в небольших городах и поселках вблизи линии разграничения, говорит менеджерка БФ «Восток SOS» Ксения Синеокова.
«В некоторых школах есть большая необходимость в профильных специалистах. Например, в школе есть английский язык, но его некому преподавать. Или математику преподает не профильный специалист. Для этого мы направляем учителей-волонтеров, которые месяц проведут в школе и будут преподавать определенный предмет согласно потребностям самой школы», — говорит Ксения.
Проект учительского волонтерства, по ее словам, поддерживает Министерство иностранных дел Республики Эстония. Таким образом, хотят повысить уровень образования детей в прифронтовых школах Луганщины.
В прошлом году был пилотный проект. Тогда отправили шестерых волонтеров. Они, убеждены координаторы проекта, со своей задачей справились, а потому в этом году и в следующем планируют отправить около 20 волонтеров в 5 населенных пунктов: Новотошковское, Трехизбенка, Счастье, Петропавловка, Камышеваха.
«Новый учитель — новая энергия»
Кроме того, что волонтер будет преподавать свой предмет в школе, он также должен организовывать внеклассный досуг. Это могут быть дополнительные лекции, праздники, мастер-классы. Можно также организовать мини-соревнования по футболу или волейболу — это уже зависит от фантазии учителя.
«Это должен быть человек, который привносит новую жизнь, новое дыхание в школу. Важно, чтобы дети знали и понимали, что о них не забыли и что есть человек, который приедет из западной или центральной Украины, расскажет о своем крае, о своем основном месте работы, и станет для них своеобразным ментором, который может что-то посоветовать и к которому можно обратиться за помощью. То есть мы говорим не только о преподавании школьной программы, но и о новой энергии», — рассказала Ксения Синеокова.
Основные требования к учителям-волонтёрам: иметь высшее педагогическое образование, педагогический опыт и мотивацию ехать на восток. При этом в момент участия в проекте человек может работать на другой работе, не связанной с преподаванием в школе.
«Это может быть активный преподаватель театрального искусства. Или, если это английский язык, то может быть активный инновационный учитель, который преподает на курсах английского языка, или участвует во всевозможных образовательных лагерях», — объясняет Ксения.
Перед началом работы организаторы проводят некую трехстороннюю встречу, созваниваясь параллельно с учителем и администрацией школы. Во время встречи определяются, подходят ли друг другу.
Уже после этого учитель должен сделать ПЦР-тест на Covid-19, будучи вакцинированным (это еще одно требование), и отправиться на свое временное место работы.
Организаторы покрывают расходы по проезду и проживанию учителя во время проекта. Как говорит Ксения Синеокова, наибольшей сложностью для волонтера является необходимость прервать на месяц свою устоявшуюся жизнь, в том числе работу.
Сейчас для проекта наиболее востребованы учителя математики, английского языка, физики, украинского языка, биологии и педагог-организатор.
«Некоторые скажут, что за месяц ситуацию изменить невозможно. Однако, когда у нас каждый месяц кто-то приезжает и профильно преподает, например, английский язык, это значительно улучшает ситуацию, учитывая, что английский язык в этой школе может преподавать учитель другой специализации», — объясняет Ксения.
По ее словам, участники пилотного проекта даже после того, как уехали из школы, организовывали онлайн квесты по английскому языку.
Ксения также добавила, что обмен опытом со штатными учителями — это еще одна миссия волонтеров, которая дает свои результаты.
«Дети там редко видят новых людей»
Оксана Куянцева на момент участия в проекте работала в IT-компании. Она имеет педагогическое образование и опыт. А в последние 5 лет занимается волонтерством в интернатах — помогает детям, семьи которых находятся в сложных жизненных обстоятельствах.
На востоке Оксана учительствовала в поселке Новотошковское — преподавала английский язык.
«Это небольшой поселок, где сейчас осталось около 400 человек, хотя до войны было до 4 тысяч.
Он очень пострадал от боевых действий — там постоянно видишь разрушенные дома, иногда можешь услышать звуки выстрелов», — рассказала Оксана Куянцева.
В школе на тот момент была учительница английского языка. Однако, она была одна на 11 классов, и, говорит Оксана, помощь ей была не лишней.
«Там маленькие классы – 3-5 детей. У них не очень высокий уровень английского, но они вдохновлены, когда с ними общаешься. Эти дети редко видят новых людей в своем поселке. Когда я там была, то из-за пандемии там даже прекратили регулярное автобусное сообщение с ближайшим городом Северодонецком. Приехать можно было только на автомобиле», — рассказала Оксана.
В классе, в котором Оксана временно исполняла обязанности классного руководителя, учится только двое детей. Парень и девушка дружат и имеют общее хобби — спидкубинг. Это скоростная сборка кубика Рубика. Новую учительницу дети тоже приобщили к этому занятию.
По ее словам, дети очень тепло относятся к волонтерам, приезжающим из других городов страны. Равно как и коллеги-учителя.
«Самая трогательная история произошла, когда в одну ночь звуки были слышны громче, чем обычно. Было ужасно. И одна из учениц мне написала в мессенджер: “Оксана Александровна, не бойтесь, все будет хорошо”. Это было очень трогательно, потому что я понимаю, что детям тоже в такие моменты очень страшно», — вспомнила Оксана.
С детьми учительница-волонтерка кроме уроков проводила также Zoom-встречи с волонтерами из разных стран — из Америки, Египта, Индонезии. Большинство детей раньше не имели опыта общения с иностранцами.
В школе также устраивали просмотры фильмов и вечера с гитарой, говорит Оксана. А напоследок, чтобы продолжить коммуникацию с детьми, учительница оставила им 30 заданий по английскому, которые они выполняли и присылали, когда Оксана уже вернулась домой.