С Луганщины на Полтавщину: история учительницы, которая продолжает лелеять украинскую культуру через образовательную деятельность
Елена Бондаренко — учительница украинского языка и литературы с Луганщины. После оккупации Беловодщины в 2022 году она переехала на Полтавщину, где продолжает учить детей и сохранять украинскую идентичность через образование и культурные проекты. Своей историей Елена поделилась с Восточным Вариантом.
От вожатой до преподавательницы украинского языка
Елена Бондаренко родом из села Евсуг Беловодского района Луганской области. У нее за плечами более 33 лет педагогического опыта. Путь в образовании начался со старшей вожатой в родной школе, продолжился учебой в Луганском педагогическом университете им. Т. Шевченко и работой воспитателем.
После создания семьи Елена работала учителем начальных классов в Семикозовской НСШ Беловодского района, а с 2000 года вернулась к преподаванию украинского языка и литературы.
Как образование стало щитом украинской идентичности
Война, которую развязала россия в 2014 году, в корне изменила жизнь Луганщины.
“В 2014 году Северский Донец разделил Луганщину на оккупированную территорию и ту, что осталась в свободной Украине. Наша территория стала прифронтовой зоной. Было громко и страшно, но об эвакуации мы не думали”, — вспоминает Елена Бондаренко.
Несмотря на близость фронта, школа, где работала Елена, превратилась в центр общественной активности.
“Благодаря волонтерам и международным организациям мы присоединились к различным проектам. Это позволило не только отремонтировать помещение учебного заведения, но и придать учебному процессу мощное патриотическое направление”, — рассказывает учительница.
Школа активно участвовала во всеукраинских конкурсах, создали украинскую горницу, усадьбу и образцовый музей.
“Эта работа изменила мировоззрение учеников, помогла им лучше осознать свою украинскую идентичность”, — подчеркивает Елена.
Вместо урока творчества — война
24 февраля 2022 года для Елены Бондаренко должно было стать обычным днем с открытым уроком для педагогов Беловодщины о творчестве Василия Симоненко. Вместо этого он стал переломным моментом для всей Украины.
“Когда мы узнали о начале полномасштабного вторжения, все планы изменились мгновенно. Вместо уроков в школе состоялось срочное совещание. Нам сообщили, что россия пришла надолго, то надо приспосабливаться”, — вспоминает Елена Бондаренко.
Несмотря на отсутствие российских войск в поселке в течение первых трех недель, признаки оккупации проявились почти сразу. Ведь представители местной власти частично оставались на местах и это значительно усложнило ситуацию для тех, кто не согласился сотрудничать с захватчиками.
“Мы оказались в ловушке. Те, кто отказался сотрудничать с оккупантами, остались без средств к существованию. Некоторые из нас выжили только благодаря собственному огороду и хозяйству. Уехать не было возможности. Но даже имея что есть, психологически выдерживать атмосферу оккупации было невыносимо”, — делится воспоминаниями Елена.
Жизнь под оккупацией разделила не только учительский коллектив, но и учеников и их родителей. Некоторые выпускники школы сейчас защищают Украину на фронте, другие же под влиянием семьи поддерживают оккупационный режим. Среди педагогов только 16 из 50 отказались сотрудничать с оккупационным режимом.
“Тех, кто выехал, там считают предателями. Мол, покинули свою Родину и учеников”, — добавляет Елена, подчеркивая сложность выбора, перед которым оказались жители оккупированных территорий.
Между двумя мирами
В конце августа 2022 года, через полгода жизни в оккупации, Елена Бондаренко с младшей дочерью наконец выехали в свободную Украину, на Полтавщину. Деньги на выезд дали родители, которые откладывали себе “на смерть”, однако решили, что Елена с дочкой должны работать и учиться на неоккупированной территории Украины.
“Всегда мечтала попасть на Полтавщину, потому что это место рождения выдающихся украинских писателей, но и не думала, что мечта осуществится при таких страшных обстоятельствах”, — с грустью улыбается учительница.
На Полтавщине Елена нашла приют в общежитии Высшего профессионального горно-строительного училища, где устроилась на работу преподавателем украинского языка и литературы. Параллельно она продолжила обучать онлайн детей из оккупированного Беловодска.
“Остались дети, чьи родители сознательно выбрали украинское образование. Они рассматривают это как единственную связь с Украиной, за которую держатся как за соломинку. Но, к сожалению, с каждым семестром таких детей становится меньше”, — отмечает Елена.
Учительница рассказывает о сложной ситуации учеников на оккупированных территориях. Дети не могут полностью отказаться от посещения российской школы из-за страха наказания. Это ограничивает их возможности получать образование и влияет на веру в возвращение украинской власти. В то же время учителя, которые сотрудничают с оккупантами, пытаются препятствовать детям получать образование по украинской программе. Это вызывает глубокое беспокойство, ведь образование является ключевым элементом для будущего страны и ее граждан.
От переселенцев до победителей
В новом образовательном учреждении Елена активно присоединяется к различным проектам, особое внимание уделяя народоведению как инструменту для понимания учениками собственных корней и истории Украины. Вместе с учениками-переселенцами она работает над проектами, которые помогают осмыслить их опыт и связь с Украиной.
С Алексеем Карпенко, переселенцем с Донетчины с 2014 года, они исследовали родословную.
“Было интересно услышать его детские воспоминания. Они не совсем радостные, но очень важные”, — размышляет учительница.
С Лианой Удовенко Елена создала эссе о Шевченко и Донецком крае.
”Это помогло нам говорить об украинском духе, который никогда не покидал эти земли”, — объясняет педагогиня.
Преподавательница уверена, что эти работы не только принесли признание на всеукраинском уровне, одержав победы в престижных конкурсах, но и помогли ученикам лучше понять свою историю и идентичность.
Сила надежды
Елена признается, что жить без ощущения родного дома очень трудно.
“Только сейчас я поняла: родной дом — это не просто стены, это вся наша жизнь. Без него ты как оторванная ветка — дерево на месте, а ты где-то отдельно. Это крепость, где набираешься сил. Без него чувствуешь себя неполноценной”, — делится преподавательница.
Несмотря на трудности, учительница не теряет надежды. Она продолжает работать, веря, что ее труд помогает сохранить украинскую идентичность и приближает победу.
“Дети заряжают своей энергией, их смех и беззаботность передаются тебе. И ты веришь — именно так должно быть во всей Украине”, — с надеждой резюмирует Елена.
***