Цена за километр выросла в 2-3 раза, или сколько нужно денег, чтобы уехать с Донетчины "с удобствами"
На Донетчине активно продолжается эвакуация местных — иногда чуть ли не из-под носа оккупантов. Несмотря на то, что в области власти организовывает бесплатную эвакуацию, в таком случае дончане могут взять с собой лишь минимум вещей. Тем же, кто хочет эвакуироваться хотя бы с небольшой частью своего имущества, приходится собственными силами искать перевозчиков. И это “удовольствие” стоит немалых денег. Восточный Вариант пообщался с местными жителями и перевозчиками, чтобы узнать, сколько стоит “платная эвакуация”.
На днях “Укрзалізниця” из-за ситуации с безопасностью в регионе окончательно отменила эвакуационные рейсы из Покровска. Поезд, который ранее курсировал раз в несколько дней, теперь будет ехать из Павлограда Днепропетровской области. Доехать туда на автобусе раньше стоило 200-400 гривен, и занимало около часа. Сейчас же цены поднялись до 400-600 грн за одного пассажира с минимальным багажом. Дончане возмущаются: этот пример — показательный, но даже он далек от реального “финансового вопроса” на сегодня. Поскольку те переезды с Донетчины в другие регионы, которые планово должны были обойтись в 15-20 тысяч, теперь стоят не менее 30-50.
Дончане, которые ищут перевозчиков для вывоза своих вещей из прифронтовых городов, говорят, что сегодня на расценки и количество заказов коммерческой эвакуации влияет буквально чуть ли не карта войны в режиме “вживую”. В частности, от близости ствольной артиллерии зависит, за сколько перевозчик согласится проехать километр дороги. И расценки — от 50 до 250 гривен за километр, хотя еще несколько дней назад было 20-35 гривен/км. При этом, говорят дончане, количество вещей часто на втором или даже третьем месте по важности — после того, будут ли среди пассажиров животные.
“Перевозка без комфорта — длинная очередь, с комфортом — слишком дорого”
На сегодня расценки коммерческих перевозчиков на вывоз в эвакуацию действительно выросли в четыре-пять раз по сравнению с майскими или даже августовскими. Роль в этом сыграла, правда, не только отмена эвакуационного поезда, но и решение основной почты о прекращении работы в нескольких (ныне — уже прифронтовых) городах.
“Бизнес работает по принципу «есть спрос — будет и предложение». Поэтому абсолютно логично, что с начала вторжения появилось много перевозчиков или целых компаний с большим автопарком. У некоторых моих коллег было по 3-4 заказа в день, если позволяли мощности. Потому что люди выезжают не только с Донетчине, но и с Харьковщины и Херсонщины. Когда был ажиотаж — мне звонили с предложением взять заказ на Харьковщине, хотя я работал только в Донецкой области, и хотели за это даже доплатить — отдельно дать на бензин в ту сторону. Потому что просто не было столько машин, сколько желающих выехать”, — рассказывает Алексей Потураев, водитель частного коммерческого буса, который занимается перевозками на Донетчине с 2017 года.
Кроме того, на стоимость и спрос повлияло то, что у людей нет альтернативного способа отправить хотя бы часть вещей в другое место.
“Аналогично — когда закрылись почтовые отделения: вещи люди больше не могут отправить в другой город, нанимать легковое авто только ради одежды или каких-то бытовых вещей (без бытовой техники) — зря потраченные средства. Поэтому когда исчезла такая возможность — обойтись малой кровью — люди начали обращаться к нам за услугами”, — добавляет перевозчик.
На сегодня, говорит перевозчик, количество вызовов и водителей, а также возможности последних почти равны потребности. Однако это зеркально отражается на цене: когда перевозчиков было больше, а коммерческих эвакуаций — мало, подавляющее количество предпринимателей уходило в “минус”.
Когда Алексей Потураев только пришел в бизнес, вспоминает, цены были на уровне перевозок между областными центрами: не дорого (в отличие от столичных расценок), однако стоили все же достаточно. Тогда проехать километр можно было за 5-7 гривен небольшим грузовиком или большим бусом. Большой потребности в подобных перевозках не было, поэтому обычно за месяц удавалось получить лишь небольшую выручку. Однако с начала 2014 года, а особенно 2022, ситуация значительно изменилась.
На сегодня, говорит Алексей Потураев, для перевозчиков наступили фактически “золотые месяцы” — когда за несколько поездок из Донецкой области удается отбить не только расходы на ремонт автомобилей и бензин, но и заработать значительную сумму.
“К сожалению, я сам это видел среди коллег, как они резко подняли цену на перевозку. Некоторым меняли стоимость поездок уже 6 сентября, хотя еще пятого они договаривались за вдвое меньшую цену. Конечно, это скотство, я ничего не скажу. Но то, что цены поднялись — это рынок. Много заказов, людей, мало тех, кто может доехать в то же Селидово и подождать загрузки машины. А во время этого могут еще и обстрелять дорогу или повредить из-за этого машину... Это все риск, и нормально, что за него просят больше. Тем более когда это оправдано, потому что едучи по таким дорогам Донецкой области машины бьются за две-три поездки, после чего их надо загонять на ремонт. А это также время, деньги”, — говорит мужчина.
Кроме того, частный водитель буса еще раз подчеркивает: сейчас цену больше всего формирует не расстояние, на которое необходимо перевезти людей и вещи, а обстрелы, их плотность и спрос. И когда оккупанты подходят к населенному пункту на ближе, чем 10 километров, очереди на перевозку шокируют даже перевозчиков.
“Пока мои рекорды — это 70 звонков на эвакуацию с начала сентября из Покровска, и 58 звонков на вывоз из Селидово (за три недели). Люди просили и ночью приехать за ними, некоторые договаривались на блокпостах, чтобы бус пропустили. Конечно, из всех звонков я обработал (вывез и довез в другой город) только 20-25 заявок. Но и это много, потому что люди не могут ждать; им надо подтверждение уже сейчас, чтобы на утро, в шесть, грузить вещи в бус. Когда-то за двое суток я вывез шесть квартир и дом в Днепр, район Днепра и в Павлоград. Просто расстояние и обстановка позволяли сразу возвращаться, грузиться и ехать со следующими клиентами. Двое суток я не спал, накатал больше тысячи километров. Это очень много”, — объясняет Алексей Потураев.
Мужчина отмечает, что сейчас очередь на выезд измеряется количеством звонков, кратной сотням. Хотя сейчас их и значительно меньше, чем две-три недели назад. Некоторые просто не дождались очереди и заказали услуги у других перевозчиков, некоторым же — кто жил в Селидово — пришлось экстренно выезжать с минимальным количеством вещей.
Сколько с дончан просят за эвакуацию с вещами?
В комментарии журналистам Восточного варианта перевозчики Донетчины рассказывают, что из Константиновки в Черкасскую область коммерческая эвакуация стоила 25 тысяч гривен, в Днепропетровскую область — 15 тысяч.
А переезд из Константиновки в Киев обошелся Андрею, дончанину, в 28 тысяч. Однако такую сумму пришлось заплатить только за аренду буса, и за рулем были сами переселенцы. При том, что транспорт едва держался на ходу, как отмечает мужчина, был “побит” временем и эксплуатацией. Однако следует заметить, что такие цены были до поднятия стоимости коммерческой эвакуации и отмены поездов из Покровска.
Отметим, что “оправданные”, по словам перевозчика, цены на коммерческую эвакуацию сейчас превышают столичные — и если нужно грузовое или габаритное авто для техники и мебели, и если речь о перевозке без вещей. В частности, услуга межгород в популярных приложениях калькулируется от 15 до 24 грн/км.
В то же время сейчас поездка на автобусе из (например) Константиновки в Краматорск, между которыми расстояние — 32 км, стоит от 400 до 600 грн. Если необходимо грузовое авто — от 3800 до 8000 грн. То есть поездка может стоить 250 грн/км. Поэтому дончане, которые ищут бусы для перевозки техники или мебели, отмечают: выезд по области стоит значительно дороже, чем такое же расстояние в любом другом регионе.
Вместе с тем, если говорить о стоимости коммерческих эвакуаций в другие области, то перевозчики определяют стоимость километра в 40 грн/км. При этом минимальный заказ — от 100 километров, и за некоторые услуги придется заплатить “сверху” — как то помощь в погрузке, установке и фиксации холодильника или мебели, или же присутствие животного в салоне.
Перевозка авто стоит почти как услуги эвакуатора: 20-30 грн/км — или с отдельным водителем, то есть перегон, или погрузка на лафет и доставка совместно с вещами и владельцами.
“Отдельно есть услуги упаковки мебели или техники в пленку с воздухом, в отдельных машинах стенки обшиты гипсокартоном, чтобы не повредить вещи. У нас этой опции нет, потому что наши перевозки бюджетные, — 25 грн/км. Конечно, чем больше авто или грузовик — тем больше это будет стоить. А за перевозку животных в бусе — доплата 600 грн, если это Днепропетровская область. 1200, если это Киев или центральная Украина, 1500 — на западную Украину. Как и стоимость одного места. Конечно, все условия при перевозке — для большего комфорта пассажиров: остановки на требования, на АЗС, можем заехать (если по дороге) на полчаса, выгрузить какую-то сумку раньше, чем в конечном месте назначения”, — рассказывает Олег, один из водителей грузовика, который занимается коммерческими перевозками.
“Заплатит грузчикам, перевозчику, потом по его требованию —“накинут” за бензин, и без трусов доедет до дома. И еще раз заплатит грузчикам”
В то же время в комментарии журналистам Восточного Варианта Алена и Сергей, переселенцы из Селидово, отмечают: до сих пор бывают случаи, когда на ВПЛ наживаются водители, угрожая выгрузить вещи посреди дороги. И главное условие — или заплатить больше оговоренной суммы, или же просто не приехать.
“Мы выезжали из города 26 августа: я, муж, наша собака, холодильник, матрас и 8-10 больших сумок и три чемодана. Все спокойно влезало в бус, о чем нам сказал перевозчик. Мы определили дату и время отъезда, мы сразу уточнили все нюансы с комендантской, чтобы не застрять на блокпосту. Все было готово еще 24, за переезд в Павлоград мы договорились заплатить 18 тысяч. А 25 вечером нам звонит перевозчик и говорит, что цены выросли, теперь эта же поездка стоит 23. У нас уже упакованы все вещи, спали буквально на полу, чтобы матрас не распаковывать. Мы согласились на большую сумму, за все те же условия. И вот утром 26 водитель приезжает, смотрит на нашего лабрадора и говорит, чтобы мы его пихали в багажное отделение к вещам, а сами садились возле него”, — рассказывает Алена.
В ответ на возмущение пары водитель заявил, что собака может “нажимать” что-то или мешать вести авто, поэтому на этот “риск” он не может пойти. И предложил или сажать пса к вещам, где ему даже не было места, или... доплатить “за риск”.
“В результате мы всю дорогу выслушивали, что его могут засечь на камеру, и что за лабрадора он заплатит штраф в половину от нашей поездки, и что он жалеет, что взял заказ, потому что Рэй может «натрусить шерсти», и что его работа неблагодарная и мы беспричинно на него обиделись, хотя он максимально пошел нам навстречу — по его версии. В конце поездки мы заплатили 25 тысяч за эвакуацию: пять — сверху за резкое повышение цены, и еще две — за «третьего пассажира» в салоне. И он еще с нас пытался взять деньги на мытье салона, потому что якобы Рэй все там вымазал, хотя он только раз выходил на улицу за всю поездку, — больше мы не останавливались, потому что водитель спешил на следующий заказ”, — вспоминает девушка.
Уже после приезда в Павлоград пара узнала, что резкое якобы повышение цен — это крючок недобросовестных перевозчиков, которые это же рассказывали и их знакомым накануне и после выезда пары.
“У них такая схема: обстрел Селидово — цены поднимаются, россияне продвинулись вперед на Покровском направлении — стоимость растет, вместо шести сумок вы берете семь — платите больше. Нет вариантов, когда цены уменьшаются, — только растут. И для нас доплата была за «опасность» и собаку, а кто-то из знакомых доплачивал за то, что не предупредил, что будет везти холодильник, наши друзья доплатили за срочность — потому что не согласились ехать на три дня позже решенной даты, потому что у водителя изменились какие-то планы. На вывозах просто наживаются, а мы платим, потому что купить все — будет все равно дороже, чем переплатить”, — говорит Алена.
Эвакуация, которая могла не состояться: как отмена поезда и новые ценники перевозчиков едва не оставили на Донетчине трех пожилых женщин
Однако хуже ситуация с коммерческой перевозкой стала для трех пожилых женщин с Украинской, которые из-за повышения цен не смогли выехать из города. Без своих вещей и минимальной техники они отказались ехать, а перевозить микроволновки и электрические плиты вместе с вещами стало еще большей проблемой для них, говорит Алена.
“У меня есть бабушки с Украинской, которые втроем собирали пенсию, чтобы выехать. О доме договорились в селе, — жить вдвоем в одном доме, а в другом должна была жить третья бабушка с какой-то родственницей. Но это село, там ничего такого нет, а здесь у них хоть микроволновки. Но когда цены на выезд выросли — они даже передумали ехать, потому что просто не было денег. Поэтому мы с друзьями собрали нужную сумму и докинули им, чтобы они выехали. Потому что раньше была идея даже отправить их эвакуационным поездом из Покровска с этой техникой, но забрать и довезти всех троих с вещами не было возможности. А потом его отменили. Поэтому пришлось выбрать более дорогой, но лучший способ”, — говорит Алена.
Бесплатные эвакуации из Донецкой области: к кому обращаться?
На сегодня только в Покровске остается более 20 тысяч жителей, из них почти тысяча — дети. Город ежедневно оказывается под обстрелом оккупантов, поэтому единственным вариантом сохранить себе жизнь — является эвакуация.
Для того чтобы зарегистрироваться на эвакуационный рейс, который отправляется теперь из Павлограда, нужно оставить заявку по круглосуточно работающим номерам, опубликованные Донецкой ОВА:
- 0-800-300-101,
- 073-050-0121,
- 0-800-500-121,
- 0800408911.
БФ “Восток SOS” (эвакуация с детьми, тяжелобольными, маломобильными, с питомцами): 0800332614 (с понедельника по субботу с 8:00 до 18:00).
ОО “Проліска” для сопровождения тяжелобольных с медицинским персоналом: 0932022232 и 0964041034;
БФ “Ангелы Спасения”: 0 800 334 620 или [email protected].
***