RU
UA RU
09 сентября 2024, 20:02
17204
Цена за километр выросла в 2-3 раза, или сколько нужно денег, чтобы уехать с Донетчины "с удобствами"
Актуально

Цена за километр выросла в 2-3 раза, или сколько нужно денег, чтобы уехать с Донетчины "с удобствами"

На Донетчине активно продолжается эвакуация местных — иногда чуть ли не из-под носа оккупантов. Несмотря на то, что в области власти организовывает бесплатную эвакуацию, в таком случае дончане могут взять с собой лишь минимум вещей. Тем же, кто хочет эвакуироваться хотя бы с небольшой частью своего имущества, приходится собственными силами искать перевозчиков. И это “удовольствие” стоит немалых денег. Восточный Вариант пообщался с местными жителями и перевозчиками, чтобы узнать, сколько стоит “платная эвакуация”.

На днях “Укрзалізниця” из-за ситуации с безопасностью в регионе окончательно отменила эвакуационные рейсы из Покровска. Поезд, который ранее курсировал раз в несколько дней, теперь будет ехать из Павлограда Днепропетровской области. Доехать туда на автобусе раньше стоило 200-400 гривен, и занимало около часа. Сейчас же цены поднялись до 400-600 грн за одного пассажира с минимальным багажом. Дончане возмущаются: этот пример — показательный, но даже он далек от реального “финансового вопроса” на сегодня. Поскольку те переезды с Донетчины в другие регионы, которые планово должны были обойтись в 15-20 тысяч, теперь стоят не менее 30-50.

Дончане, которые ищут перевозчиков для вывоза своих вещей из прифронтовых городов, говорят, что сегодня на расценки и количество заказов коммерческой эвакуации влияет буквально чуть ли не карта войны в режиме “вживую”. В частности, от близости ствольной артиллерии зависит, за сколько перевозчик согласится проехать километр дороги. И расценки — от 50 до 250 гривен за километр, хотя еще несколько дней назад было 20-35 гривен/км. При этом, говорят дончане, количество вещей часто на втором или даже третьем месте по важности — после того, будут ли среди пассажиров животные.

“Перевозка без комфорта — длинная очередь, с комфортом — слишком дорого”

На сегодня расценки коммерческих перевозчиков на вывоз в эвакуацию действительно выросли в четыре-пять раз по сравнению с майскими или даже августовскими. Роль в этом сыграла, правда, не только отмена эвакуационного поезда, но и решение основной почты о прекращении работы в нескольких (ныне — уже прифронтовых) городах.

евакуація з Донеччини_
Пока местные могут выехать из прифронтовых территорий и к ним доезжают волонтеры — эвакуация возможна даже с несколькими огромными чемоданами и сумками. Однако ожидание, когда волонтеры будут “свободны” или у них будет место в машине, может стать фатальным для переселенцев. Фото со страницы “Укрзалізниці”

“Бизнес работает по принципу «есть спрос — будет и предложение». Поэтому абсолютно логично, что с начала вторжения появилось много перевозчиков или целых компаний с большим автопарком. У некоторых моих коллег было по 3-4 заказа в день, если позволяли мощности. Потому что люди выезжают не только с Донетчине, но и с Харьковщины и Херсонщины. Когда был ажиотаж — мне звонили с предложением взять заказ на Харьковщине, хотя я работал только в Донецкой области, и хотели за это даже доплатить — отдельно дать на бензин в ту сторону. Потому что просто не было столько машин, сколько желающих выехать”, — рассказывает Алексей Потураев, водитель частного коммерческого буса, который занимается перевозками на Донетчине с 2017 года.

Кроме того, на стоимость и спрос повлияло то, что у людей нет альтернативного способа отправить хотя бы часть вещей в другое место. 

“Аналогично — когда закрылись почтовые отделения: вещи люди больше не могут отправить в другой город, нанимать легковое авто только ради одежды или каких-то бытовых вещей (без бытовой техники) — зря потраченные средства. Поэтому когда исчезла такая возможность — обойтись малой кровью — люди начали обращаться к нам за услугами”, — добавляет перевозчик. 

На сегодня, говорит перевозчик, количество вызовов и водителей, а также возможности последних почти равны потребности. Однако это зеркально отражается на цене: когда перевозчиков было больше, а коммерческих эвакуаций — мало, подавляющее количество предпринимателей уходило в “минус”.

Когда Алексей Потураев только пришел в бизнес, вспоминает, цены были на уровне перевозок между областными центрами: не дорого (в отличие от столичных расценок), однако стоили все же достаточно. Тогда проехать километр можно было за 5-7 гривен небольшим грузовиком или большим бусом. Большой потребности в подобных перевозках не было, поэтому обычно за месяц удавалось получить лишь небольшую выручку. Однако с начала 2014 года, а особенно 2022, ситуация значительно изменилась.

евакуація з Донеччини_
Обычно перегон авто перевозчики считают отдельно от общей эвакуации вещей и мебели — чуть ли не по цене эвакуатора. Поэтому перевозка машины в Днепр из условной Константиновки будет стоить от 20 до 30 тысяч гривен. Фото со страницы “Укрзалізниці”

На сегодня, говорит Алексей Потураев, для перевозчиков наступили фактически “золотые месяцы” — когда за несколько поездок из Донецкой области удается отбить не только расходы на ремонт автомобилей и бензин, но и заработать значительную сумму.

“К сожалению, я сам это видел среди коллег, как они резко подняли цену на перевозку. Некоторым меняли стоимость поездок уже 6 сентября, хотя еще пятого они договаривались за вдвое меньшую цену. Конечно, это скотство, я ничего не скажу. Но то, что цены поднялись — это рынок. Много заказов, людей, мало тех, кто может доехать в то же Селидово и подождать загрузки машины. А во время этого могут еще и обстрелять дорогу или повредить из-за этого машину... Это все риск, и нормально, что за него просят больше. Тем более когда это оправдано, потому что едучи по таким дорогам Донецкой области машины бьются за две-три поездки, после чего их надо загонять на ремонт. А это также время, деньги”, — говорит мужчина.

Кроме того, частный водитель буса еще раз подчеркивает: сейчас цену больше всего формирует не расстояние, на которое необходимо перевезти людей и вещи, а обстрелы, их плотность и спрос. И когда оккупанты подходят к населенному пункту на ближе, чем 10 километров, очереди на перевозку шокируют даже перевозчиков. 

“Пока мои рекорды — это 70 звонков на эвакуацию с начала сентября из Покровска, и 58 звонков на вывоз из Селидово (за три недели). Люди просили и ночью приехать за ними, некоторые договаривались на блокпостах, чтобы бус пропустили. Конечно, из всех звонков я обработал (вывез и довез в другой город) только 20-25 заявок. Но и это много, потому что люди не могут ждать; им надо подтверждение уже сейчас, чтобы на утро, в шесть, грузить вещи в бус. Когда-то за двое суток я вывез шесть квартир и дом в Днепр, район Днепра и в Павлоград. Просто расстояние и обстановка позволяли сразу возвращаться, грузиться и ехать со следующими клиентами. Двое суток я не спал, накатал больше тысячи километров. Это очень много”, — объясняет Алексей Потураев.

Мужчина отмечает, что сейчас очередь на выезд измеряется количеством звонков, кратной сотням. Хотя сейчас их и значительно меньше, чем две-три недели назад. Некоторые просто не дождались очереди и заказали услуги у других перевозчиков, некоторым же — кто жил в Селидово — пришлось экстренно выезжать с минимальным количеством вещей.

Сколько с дончан просят за эвакуацию с вещами?

В комментарии журналистам Восточного варианта перевозчики Донетчины рассказывают, что из Константиновки в Черкасскую область коммерческая эвакуация стоила 25 тысяч гривен, в Днепропетровскую область — 15 тысяч. 

А переезд из Константиновки в Киев обошелся Андрею, дончанину, в 28 тысяч. Однако такую сумму пришлось заплатить только за аренду буса, и за рулем были сами переселенцы. При том, что транспорт едва держался на ходу, как отмечает мужчина, был “побит” временем и эксплуатацией. Однако следует заметить, что такие цены были до поднятия стоимости коммерческой эвакуации и отмены поездов из Покровска

Отметим, что “оправданные”, по словам перевозчика, цены на коммерческую эвакуацию сейчас превышают столичные — и если нужно грузовое или габаритное авто для техники и мебели, и если речь о перевозке без вещей. В частности, услуга межгород в популярных приложениях калькулируется от 15 до 24 грн/км

евакуація з Донеччини_
22 августа из Донецкой области состоялась одна из крупнейших эвакуаций за время полномасштабного вторжения — более 300 жителей области одновременно сели в эвакуационный рейс “Укрзалізниці”. Фото со страницы Александра Голуба

В то же время сейчас поездка на автобусе из (например) Константиновки в Краматорск, между которыми расстояние — 32 км, стоит от 400 до 600 грн. Если необходимо грузовое авто — от 3800 до 8000 грн. То есть поездка может стоить 250 грн/км. Поэтому дончане, которые ищут бусы для перевозки техники или мебели, отмечают: выезд по области стоит значительно дороже, чем такое же расстояние в любом другом регионе. 

Вместе с тем, если говорить о стоимости коммерческих эвакуаций в другие области, то перевозчики определяют стоимость километра в 40 грн/км. При этом минимальный заказ — от 100 километров, и за некоторые услуги придется заплатить “сверху” — как то помощь в погрузке, установке и фиксации холодильника или мебели, или же присутствие животного в салоне. 

Перевозка авто стоит почти как услуги эвакуатора: 20-30 грн/км — или с отдельным водителем, то есть перегон, или погрузка на лафет и доставка совместно с вещами и владельцами. 

Отдельно есть услуги упаковки мебели или техники в пленку с воздухом, в отдельных машинах стенки обшиты гипсокартоном, чтобы не повредить вещи. У нас этой опции нет, потому что наши перевозки бюджетные, — 25 грн/км. Конечно, чем больше авто или грузовик — тем больше это будет стоить. А за перевозку животных в бусе — доплата 600 грн, если это Днепропетровская область. 1200, если это Киев или центральная Украина, 1500 — на западную Украину. Как и стоимость одного места. Конечно, все условия при перевозке — для большего комфорта пассажиров: остановки на требования, на АЗС, можем заехать (если по дороге) на полчаса, выгрузить какую-то сумку раньше, чем в конечном месте назначения”, — рассказывает Олег, один из водителей грузовика, который занимается коммерческими перевозками. 

“Заплатит грузчикам, перевозчику, потом по его требованию “накинут” за бензин, и без трусов доедет до дома. И еще раз заплатит грузчикам”

В то же время в комментарии журналистам Восточного Варианта Алена и Сергей, переселенцы из Селидово, отмечают: до сих пор бывают случаи, когда на ВПЛ наживаются водители, угрожая выгрузить вещи посреди дороги. И главное условие — или заплатить больше оговоренной суммы, или же просто не приехать.

“Мы выезжали из города 26 августа: я, муж, наша собака, холодильник, матрас и 8-10 больших сумок и три чемодана. Все спокойно влезало в бус, о чем нам сказал перевозчик. Мы определили дату и время отъезда, мы сразу уточнили все нюансы с комендантской, чтобы не застрять на блокпосту. Все было готово еще 24, за переезд в Павлоград мы договорились заплатить 18 тысяч. А 25 вечером нам звонит перевозчик и говорит, что цены выросли, теперь эта же поездка стоит 23. У нас уже упакованы все вещи, спали буквально на полу, чтобы матрас не распаковывать. Мы согласились на большую сумму, за все те же условия. И вот утром 26 водитель приезжает, смотрит на нашего лабрадора и говорит, чтобы мы его пихали в багажное отделение к вещам, а сами садились возле него”, — рассказывает Алена. 

В ответ на возмущение пары водитель заявил, что собака может “нажимать” что-то или мешать вести авто, поэтому на этот “риск” он не может пойти. И предложил или сажать пса к вещам, где ему даже не было места, или... доплатить “за риск”.

евакуація з Донеччини_
Раньше отправить габаритные вещи или даже мебель можно было по почте: то ли грузовым авто, которое приезжало в отделения, то ли поездом. Сейчас же заблокированы обе возможности, что влияет и на стоимость коммерческого вывоза. Фото со страницы “Укрзалізниці”

“В результате мы всю дорогу выслушивали, что его могут засечь на камеру, и что за лабрадора он заплатит штраф в половину от нашей поездки, и что он жалеет, что взял заказ, потому что Рэй может «натрусить шерсти», и что его работа неблагодарная и мы беспричинно на него обиделись, хотя он максимально пошел нам навстречу — по его версии. В конце поездки мы заплатили 25 тысяч за эвакуацию: пять — сверху за резкое повышение цены, и еще две — за «третьего пассажира» в салоне. И он еще с нас пытался взять деньги на мытье салона, потому что якобы Рэй все там вымазал, хотя он только раз выходил на улицу за всю поездку, — больше мы не останавливались, потому что водитель спешил на следующий заказ”, — вспоминает девушка.

Уже после приезда в Павлоград пара узнала, что резкое якобы повышение цен — это крючок недобросовестных перевозчиков, которые это же рассказывали и их знакомым накануне и после выезда пары. 

“У них такая схема: обстрел Селидово — цены поднимаются, россияне продвинулись вперед на Покровском направлении — стоимость растет, вместо шести сумок вы берете семь — платите больше. Нет вариантов, когда цены уменьшаются, — только растут. И для нас доплата была за «опасность» и собаку, а кто-то из знакомых доплачивал за то, что не предупредил, что будет везти холодильник, наши друзья доплатили за срочность — потому что не согласились ехать на три дня позже решенной даты, потому что у водителя изменились какие-то планы. На вывозах просто наживаются, а мы платим, потому что купить все — будет все равно дороже, чем переплатить”, — говорит Алена.

Эвакуация, которая могла не состояться: как отмена поезда и новые ценники перевозчиков едва не оставили на Донетчине трех пожилых женщин

евакуація з Донеччини_
Бесплатная эвакуация поездом на сегодня возможна из Павлограда, куда горожан волонтеры могут довезти из Покровска или другого города Донетчины. Фото Покровской ГВА

Однако хуже ситуация с коммерческой перевозкой стала для трех пожилых женщин с Украинской, которые из-за повышения цен не смогли выехать из города. Без своих вещей и минимальной техники они отказались ехать, а перевозить микроволновки и электрические плиты вместе с вещами стало еще большей проблемой для них, говорит Алена.

“У меня есть бабушки с Украинской, которые втроем собирали пенсию, чтобы выехать. О доме договорились в селе, — жить вдвоем в одном доме, а в другом должна была жить третья бабушка с какой-то родственницей. Но это село, там ничего такого нет, а здесь у них хоть микроволновки. Но когда цены на выезд выросли — они даже передумали ехать, потому что просто не было денег. Поэтому мы с друзьями собрали нужную сумму и докинули им, чтобы они выехали. Потому что раньше была идея даже отправить их эвакуационным поездом из Покровска с этой техникой, но забрать и довезти всех троих с вещами не было возможности. А потом его отменили. Поэтому пришлось выбрать более дорогой, но лучший способ”, — говорит Алена.

Бесплатные эвакуации из Донецкой области: к кому обращаться?

На сегодня только в Покровске остается более 20 тысяч жителей, из них почти тысяча — дети. Город ежедневно оказывается под обстрелом оккупантов, поэтому единственным вариантом сохранить себе жизнь — является эвакуация. 

Для того чтобы зарегистрироваться на эвакуационный рейс, который отправляется теперь из Павлограда, нужно оставить заявку по круглосуточно работающим номерам, опубликованные Донецкой ОВА: 

  • 0-800-300-101, 
  • 073-050-0121, 
  • 0-800-500-121, 
  • 0800408911. 

БФ “Восток SOS” (эвакуация с детьми, тяжелобольными, маломобильными, с питомцами): 0800332614 (с понедельника по субботу с 8:00 до 18:00). 

ОО “Проліска” для сопровождения тяжелобольных с медицинским персоналом: 0932022232 и 0964041034;

БФ “Ангелы Спасения”: 0 800 334 620 или [email protected]

***

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
История

«Любви к ним меня научил дедушка»: как жительница Доброполья всю свою жизнь спасает животных

Фоторепортаж

"Если до весны дожили — значит, все будет хорошо": во что верят и как живут жители прифронтового Доброполья

Решение

Создают рабочие места для людей с инвалидностью: как на Киевщине работает социальное производство из Краматорска

История

“Лаборатория Ноль отходов”, или как мариупольская экоорганизация улучшает образование студентов

Разбор

Брошенные на произвол судьбы? Как трансформация Минреинтеграции повлияла на жителей ВОТ

Фоторепортаж

“Объединяем наших”: как Центр Жизнестойкости Никольской громады поддерживает переселенцев в Киеве

Важно

На грани выживания. Какая судьба одиноких маломобильных и людей с инвалидностью во время полномасштабной войны

Разбор

Как новозарегистрированный ФЛП подряды на Донетчине получал

07 апреля Понедельник
09:53

Эвакуация Из Донецкой области эвакуировали еще 78 человек с детьми

09:30

Покровское и Торецкое направления остаются самыми активными по атакам врага

09:00

ВСУ ликвидировали 1350 оккупантов и 13 вражеских танков

06 апреля Воскресенье
17:59

Воины 28 ОМБр спасли собратьев под плотным обстрелом на Торецком направлении (видео)

17:30

В Хмельницком 7 апреля Пенсионный фонд будет работать для ВПЛ с Луганщины

17:10

В оккупированном Мариуполе был мор рыбы (фото)

16:58

В оккупированном Луганске сгорел склад бытовой химии

16:30

Россияне обстреляли Краматорск

16:00

На Покровском направлении россияне совершили 29 атак на позиции ВСУ за сутки

15:59

На Лиманском направлении оккупанты с противотанковыми минами идут в штурмы

15:45

УБД с Луганщины получили еще 75 тысяч гривен помощи

15:26

Россияне скрывали от командиров потерю Надежды на Луганщине и стремятся ее вернуть, — ОСУВ "Хортица"

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: