В ПОИСКАХ КРЕАТИВА
Резонансные дела по фальсификациям президентских выборов-2004, хоть ничем и не закончились для самих обвиняемых, стали хорошим информационным фоном для «третьего тура». И хотя кампания 2009-2010 гг. пока что не имеет такого накала, как было 5 лет назад, тем не менее, всем тем, кто будет работать в участковых комиссиях, не помешает знать, чем могут обернуться для них те или иные нарушения. В первую очередь потому, что кандидаты, направившие их в комиссии, исходя из результатов кампании, не обязательно будут заступаться за своих членов комиссий.
Уже сформированы и начали работу участковые избирательные комиссии по выборам Президента Украины. При этом основная масса членов комиссий не совсем хорошо знает процедуры и хитрости избирательного процесса.
Есть этому объективные причины. В первую очередь, система оплаты работы членов комиссий – у них нет ни времени, ни особого желания тратить время на изучение законодательства - за «100 долларов от кандидата» и небольшую сумму за работу день выборов от государства человек не может потратить несколько недель на изучение всех тонкостей избирательного права, и при этом еще и разносить приглашения избирателям и выполнять другие обязанности.
Кроме того, избирательное законодательство достаточно сложно и «непричесано», и разобраться в нем быстро просто не возможно, а тех, кто работал бы в комиссиях постоянно (профессиональных членов избирательных комиссий либо подготовленных политическими силами) не так уж и много. Комиссии формируются по квотному принципу, поэтому часто чтобы «забить» места в комиссиях, в представления доверенных лиц включаются «случайные» люди.
Существует три основных практических направления массовой фальсификации: наполнение списков избирателей «мертвыми душами» с использованием этих бюллетеней, вброс фальшивых бюллетеней и фальсификация избирательных протоколов.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
На выборах-2004 список массово был дополнен открепительными талонами и автобусами со студентами и рабочими, голосовавшими по ним. Сейчас такого не будет. А как же тогда бюллетени получить? Не зря сейчас такой резонанс имеет вопрос внесения людей в список избирателей.
Включенных до дня голосованию избирателей еще можно отследить и проверить, не внесены ли они туда несколько раз, не являются ли «клонами».
А как это сделать в день голосования? «Регионалы», активно выступающие за право граждан быть включенными в списки в день голосования, говорят, что они беспокоятся о правах тех граждан, кто из-за низкого качества реестра избирателей не попадут в список изначально. Но ведь избирательное право предполагает и другой важный момент – равенство. Это подразумевает однократность включения в список (каждому – по одну бюллетеню, не более). И без контроля однократности нельзя человека включать в список избирателей.
Действующее законодательство позволяет менять так называемый «избирательный адрес», голосуя не на том участке, где гражданин прописан («зарегистрирован»). Основная опасность в этом – риск, что гражданин, включенный в списки избирателей без контроля однократности, сможет проголосовать несколько раз – по месту регистрации и по «избирательному адресу». Поэтому, если УИК смогут включать избирателей в списки в день голосования, то члены их будут обвинены в соучастии фальсификации результатов выборов путем содействия незаконному голосованию и незаконной выдаче избирательного бюллетеня. Именно поэтому вопрос включения в список в день голосования должен решать судья – а УИК решение исполнять. Прямой нормы, которая обязывала бы УИК включать граждан в списки в день голосования нет, и никакие «разъяснения из Киева» или приказы начальства не могут ее заменить, и принимать их «под козырек» опасно.
ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ
Ради «нужного» результата, некоторые штабы могут идти другим путем фальсификаций. То есть «портить» результаты голосования в тех регионах, где побеждает противник. Можно попробовать испортить пометками каждый бюллетень (точнее большинство из них), но это требует наличия большинства в комиссии, иначе значимого результата не будет. В Луганской же области за счет использования квот технических кандидатов (Противсих, Ратушняка и других) большинство в комиссиях (кроме 107 округа) будет у сторонников Виктора Януковича.
Не очень реальны и явно бандитские технологии порчи бюллетеней вроде краж урн под конец голосования, их повреждения, заливания краской или поджигания.
Но ведь есть более «тонкие» инструменты массовой порчи - к примеру, исчезновение контрольного талона из урны для голосования при вскрытии урны. Согласно п.20 ст. 78 Закона Украины «О выборах Президента Украины», в случае отсутствия контрольного талона в урне, бюллетени из нее не подлежат учету. Вот так: бюллетени есть, а одной важной «бумажки» – нет. Причем члена комиссии, «съевшего» талон, можно юридически защитить и он не будет нести ответственность. А сколько урн на участке? Больших - от 2 до 4, и лишь одна-две из них будут полными. То есть при желании можно легко устранить из общего результата от ¼ до 2/3 всех бюллетеней.
ОТПРАВКА ПРОТОКОЛА В ОКРУЖНУЮ КОМИССИЮ.
Многие члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели расслабляются, когда оставлен протокол подсчета и делегация везет документацию в окружную избирательную комиссию. А ведь на этом этапе начинается одна из самых распространенных фальсификаций – переписывание протокола.
Как это делается?
Два варианта: заготовить бланки с подписями и затем подменить протоколы или долго и нудно проводить пересчеты, пока все не устанут.
К сожалению, пока никто так и не научился в штабах оперативно сверять протоколы подсчета голосов, полученные членами комиссий на участках, с теми, которые увидел «свой человек» в окружной избирательной комиссии и реагировать быстро и юридически грамотно в случае выявления расхождений (фальсификации).
Допускают одну грубую ошибку и рядовые члены участковых избирательных комиссий – они часто соглашаются до подсчета голосов «наштамповать» пустых бланков с подписями (мол, при подсчете меньше время на подписи потратим). Согласно п. 7 ст. 158 Уголовного кодекса Украины такие действия (подписание бланка протокола до проведения подсчета) теоретически уголовно наказуемы. Правда юристы-профи знают, что в статье есть «брак», и никого по ней посадить нельзя.
ПРИКАЗЫ НАЧАЛЬСТВА
Самым опасным для членов УИКов можно считать работу по принципу «делать, как говорит руководство». Во-первых, выполнение преступного приказа не освобождает от ответственности. Согласно п. 4 ст. 41 Уголовного кодекса Украины, лицо, выполнившее явно преступный приказ или распоряжение, за действия совершенные с целью исполнения такого приказа или распоряжения, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
Во-вторых, во Львове осудили председателя избирательной комиссии, который во время избирательного процесса (на местных выборах) руководствовался Разъяснением Центральной избирательной комиссии (!), а не нормами закона – судебная практика по этому вопросу уже наработана и может быть использована в ходе или после президентской кампании.
Кроме того, предусмотрено уголовное наказание и для тех членов комиссии, которые попытаются уклониться от работы (возможно, чтобы таким образом сорвать кворум) 21 августа 2009 внесены поправки в Уголовный кодекс Украины. Согласно п. 1 ст. 157 в новой редакции, уголовно-наказуемым деянием также является препятствование свободному осуществлению гражданами своих избирательных прав путем «уклонения члена избирательной комиссии от работы в комиссии без уважительных причин». Санкция – ни много ни мало, лишение свободы на срок до 2-х лет
ХРАНЕНИЕ БЮЛЛЕТЕНЕЙ
В теории, участковая избирательная комиссия должна получить бюллетени, затем, выполнив необходимые формальности, запечатать их в сейф. Возле сейфа должны дежурить сотрудники милиции. Однако ситуация, имевшая место на недавних выборах в Тернопольский облсовет подтверждает, что не все так просто может быть с милицией. Тогда в Тернополе возникла проблема с охраной бюллетеней, а высшее руководство милиции области разбежалось: кто на больничный, кто в командировку в Киев. Неизвестно, какие результаты голосования будут 17 января 2010. Но пока все предполагают, что большинство на территории Луганской области проголосует за Виктора Януковича. Действующий министр внутренних дел Юрий Луценко ему явно не симпатизирует. Не получится ли так, что рано утром 17 января члены избирательных комиссий увидят полупустые сейфы с поврежденными лентами, а милиция «закосит под дурачка»? Будут ли они готовы действовать в такой кризисной ситуации? А что, если бюллетени будут повреждены? От мгновенных действий комиссии зависит, не попадет ли она в число «стрелочников», которых осудят за срыв выборов таким путем.
Скоро под эгидой Центральной избирательной комиссии в рамках проекта ОБСЕ при финансовой поддержке правительств некоторых стран (Швеции, Канады, Ирландии и др.) будет проводиться обучение членов участковых избирательных комиссий. Тренеры в каждом городе или районе будут в течение 4-х часов обучать их важнейшим процедурам, обращать внимание на «подводные камни» и просто на удобную организацию работы в рамках законодательства. Но можно ли за один день обучить всем необходимым навыкам и минимальным юридическим познаниям избирательного права человека, который и закон-то о выборах полностью не читал никогда?
Богдан Бондаренко