Действительно ли Украина уменьшила внимание к временно оккупированным территориям?

<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Обложка: Восточный Вариант

За последнее время в Украине произошли многочисленные изменения в политике в отношении украинцев на временно оккупированных территориях (ВОТ). Восточный Вариант анализирует ситуацию и пытается разобраться, действительно ли внимание государства к ВОТ уменьшается и в чем именно это проявляется


Страна, в которой часть населения находится в оккупации, отказывается от этого направления в политике

В 2021 году 7 % украинских территорий были оккупированы российской федерацией. В 2025 году — уже примерно 19 %. По разной информации, на временно оккупированных территориях проживает 6 млн украинцев, из них 1,5 млн — это дети. За границу из-за начала полномасштабного вторжения выехало еще 7–8 млн граждан.

8 лет — с 2016 по 2022 — в Украине работал отдельный государственный орган, который специализировался на вопросах временно оккупированных территорий и людей, которые там проживают. Это Министерство по вопросам реинтеграции (далее — Минреинтеграции), которому предшествовали Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и Государственное агентство Украины по вопросам восстановления Донбасса.

В свое время правозащитники и общественные деятели приложили усилия, чтобы Минреинтеграции заработало и его министр по совместительству был вице-премьером. Об этом рассказывает директорка по адвокации Центра прав человека ZMINA Алена Лунева:

Мы объясняли это тем, что успешная реализация политики реинтеграции связана с очень конкретной функцией координации с другими органами власти. И эта координация очень затруднена, если министр реинтеграции находится в равном положении с другими министрами. Он не может давать другому задачи, он может обращаться и просить, но не давать указания. И мы с коллегами объясняли схему, как это должно работать, чтобы руководитель Минреинтеграции был на должности вице-премьера, чтобы можно было эту координацию внедрять”.

Алена Лунева. Фото: Николай Мирный

Министерство реинтеграции в течение 8 лет формировало государственную политику. И демонстрировало, что страна, которая находится в состоянии войны, помнит о своих гражданах на временно оккупированных территориях. Людям, которые пострадали, было понятно, кто занимается их проблемами и к кому можно обращаться с жалобами или вопросами.

Главная координаторка ОО “Донбасс SOS” Виолетта Артемчук делится:

“Минреинтеграции выполняло очень разнообразные задачи: начиная от получения документов, заканчивая вопросами жилья. Был единый орган, куда можно было обратиться, и они реагировали: связывались с другими министерствами, отправляли запросы, давали обратную связь, публиковали обращения к людям, которые проживают на ВОТ. Пока было Минреинтеграции, нам было эффективнее и проще работать. Когда возникала какая-то узкая проблема, мы обращались в Минреинтеграции, и они дальше координировали это на уровне других министерств. Сейчас такого нет: мы стучим во все двери. Иногда я чувствую, что мы отрываем людей в министерствах от тяжелой работы своими какими-то проблемами оккупации, которые для них не являются центральными”.

Виолетта Артемчук. Источник фото: Andrii Kuzmin

Год назад, в сентябре 2024 года, начался несколько непривычный процесс изменения полномочий Минреинтеграции, который в итоге привел к его трансформации, а затем — и к фактической ликвидации. 5 сентября Верховная Рада согласовала увольнение Ирины Верещук с должности министерки по вопросам реинтеграции, а 8 сентября — Ирину Андреевну Президент назначил заместительницей руководителя Офиса Президента Украины. Нового руководителя для министерства не подбирали. Алена Лунева говорит: это было первым звоночком, что министерство собираются трансформировать или ликвидировать.

“У меня есть гипотеза, что представители действующей власти очень привязаны к персоналиям. Если есть вопросы к министру, то полностью министерство ликвидировать не стоит. И я не знаю, сначала ли было принято решение о ликвидации министерства, а затем о переходе Ирины Верещук в Офис Президента, или наоборот. Но факт остается фактом, что эти события произошли одно за другим”.

Впоследствии стало известно, что Министерство развития громад и территорий (Минразвития) готовится перенять часть полномочий Минреинтеграции. Это стало уже прямым намеком на ликвидацию второго. Возникали “слухи”, что планируют создать новое министерство, которое будет отвечать за возвращение украинцев из-за границы.

“Удивило то, что не было никакой коммуникации от государства, почему так произошло. Ни один представитель государства ни разу не вышел и не объяснил, почему так произошло. То есть, например, можно было объяснить, что политика Минреинтеграции неэффективна, показать анализ, показать, что поставленные задачи не принесли результата, если это было так. Когда уже шла речь о новом министерстве, которое отвечало бы за возвращение украинцев из-за границы, у нас была возможность передать нашу позицию по этому вопросу Президенту. Мы объяснили, что все же должен быть орган, для которого жители оккупированных территорий и ВПЛ являются приоритетом. И предлагали оставить полномочия Минреинтеграции в новом министерстве. При всем уважении к Минразвития, они не оперируют понятием человека. Они отвечают за понятия громад, инфраструктуры — это другое измерение, чем человек и его проблемы”, — говорит Алена Лунева.

Так же без каких-либо анонсов и коммуникации со стороны государства, в начале декабря 2024 года буквально за несколько дней в Украине вместо Минреинтеграции появилось новое Министерство национального единства (Миннацединства), которое возглавил Алексей Чернышов. Некоторое время не было окончательно известно, остаются ли у Миннацединства полномочия в отношении ВОТ и ВПЛ.

Алексей Чернышов. Фото с его страницы в Facebook

“С 1 января часть полномочий Минреинтеграции отошла к Минразвитию, еще часть — к Минсоцполитики, кое-что осталось в Миннацединстве, еще часть — просто потерялась. Когда Чернышов выступал перед своим назначением, он в очередной раз отметил, что они не будут заниматься внутренними вопросами. И с того момента ликвидация Миннацединства была вопросом времени. Потому что у них урезанный мандат, который касается исключительно зарубежья, да еще и пересекается с Министерством иностранных дел. Фактически министр за время своей работы ездил за границу, адвокатировал, анонсировал хабы единства”, — делится Алена Лунева.

В июне НАБУ и САП заявили о коррупции в сфере строительства. Алексею Чернышову предъявили обвинение по делу о злоупотреблении служебным положением и получении неправомерной выгоды. Политик все отрицал.

27 июня Высший антикоррупционный суд назначил 120 млн грн залога для Алексея Чернышова. 2 июля за него внесли средства. От должности министра его не отстранили, однако само Миннацединства ликвидировали уже 21 июля, а полномочия и функции передали в Минсоцполитики.

Так закончилась история Минреинтеграции и Миннацединства. Украинцы, которые на ВОТ и за рубежом, а это примерно 13–14 млн граждан, теперь не имеют центрального органа, который регулировал бы их положение.

Фактически единственными органами, которые поддерживают связи с украинцами на ВОТ, остаются областные военные администрации. Однако сейчас все больше разговоров о реорганизации их деятельности. Недавно в Минразвития отмечали, что стоит адаптировать деятельность ОВА к новым реалиям, в частности к переходу к системной работе с вопросами, связанными с ВОТ. В частности, с работой с перемещенным населением, информационной политикой и координацией реинтеграционных мероприятий.

Почти год без Минреинтеграции: какие последствия?

После ликвидации Минреинтеграции большая часть его полномочий перешла к Минразвитию. Задачи по гуманитарной помощи населению во время войны, социальной поддержке ВПЛ, мероприятия по возвращению в Украину депортированных детей передали Минсоцполитики. Однако часть важных функций ликвидированного министерства никуда не передали, фактически, они потерялись.

“Другая часть полномочий не была пересмотрена или адаптирована под реальное положение дел в 2025 году, эти полномочия просто добавили в обновленное положение о Минразвития без критического пересмотра формулировок и целесообразности отнесения этих полномочий к задачам Минразвития. Например, фактически Минразвития, как и другие министерства, не имеет полномочий относительно реинтеграции ВОТ Украины. Стоит заметить, что и Минреинтеграции соответствующих полномочий не имело — в положении содержалась задача по развитию временно оккупированной территории после ее реинтеграции, а также прилегающих к ней территорий. В положение о Минразвития эта норма была перенесена без критического пересмотра необходимости внедрения политики реинтеграции только после деоккупации ВОТ Украины”, — говорится в аналитической записке Центра прав человека ZMINA.
Фото иллюстративное. Эвакуация населения с Донетчины. Фото: Восточный Вариант

Такие полномочия Минреинтеграции не были переданы ни одному министерству:

—  Подготовка и внедрение переходного правосудия.

—  Сбор, анализ и обобщение информации о соблюдении норм международного гуманитарного права на ВОТ Украины.

—  Государственная политика по защите прав и свобод лиц, которые нарушены  в результате временной оккупации.

—  Вопросы информационного суверенитета Украины.

—  Мероприятия в отношении коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают на ВОТ.

—  Некоторые мероприятия по решению гуманитарных вопросов (например, взаимодействие с международными гуманитарными организациями для оказания гуманитарной помощи, или организация гуманитарных коридоров, проведение эвакуации гражданского населения).

—  Защита прав лиц, депортированных по национальному признаку.

—  Мероприятия против влияния взрывоопасных предметов.

—  Мероприятия по охране окружающей среды на ВОТ и прилегающих территориях.

—  Обеспечение трудоустройства ВПЛ и вопросы социального обеспечения лиц, которые выехали за границу.

На май этого года эти полномочия фактически не реализуются ни одним из центральных органов исполнительной власти, сообщают в ZMINA.

Минразвития не занимается вопросами временно оккупированных территорий так, как это делало Минреинтеграции, говорит Алена Лунева. По состоянию на сейчас отсутствует их стратегия или план действий, который касается вопросов ВОТ.

“На 100 дней новых полномочий Минразвития была пресс-конференция, на которой заместитель министра развития громад и территорий Украины ни слова не сказал о временно оккупированных территориях. Они говорили о планах относительно ВПЛ, которые еще не реализованы. До сих пор я не понимаю, какие у них результаты работы через 8 месяцев”.

Правда, некоторую работу Минразвития все же провело в отношении ВОТ. В феврале 2025 года министерство выпустило обновленный перечень территорий, на которых ведутся/велись боевые действия или временно оккупированных россией. Но и здесь возникли проблемы. Согласно обновленному перечню, датой завершения боевых действий в Мариуполе указали 4 марта 2022 года, а 5 марта — как день оккупации города. Из-за этого мариупольцы, которые получили травмы в результате боев в городе после 4 марта, не могли подать заявление на статус человека с инвалидностью. Ведь согласно перечню, боевые действия после 4 марта в городе уже не велись.

Мариупольцы быстро заметили ошибку, ведь бои в городе шли фактически до 20 мая. Благодаря информационному распространению, ошибку в датах исправили. И сейчас датой завершения действий и начала оккупации Мариуполя считается 20 мая 2022 года.

Фото иллюстративное. Эвакуация населения с Донетчины. Фото: Восточный Вариант

Отсутствие единого органа, который отвечает за переселенцев и ВОТ, негативно влияет и на работу правозащитных организаций. Елена Губанова, со-СЕО международного проекта Helping to Leave, который помогает эвакуироваться украинцам из оккупации, рассказывала:

“Было министерство, был человек, который отвечал на все наши вопросы, адвокатировал и был в курсе, какие проблемы есть, какова динамика этих проблем. Сейчас такого человека нет, и нет единого органа. Это во-первых. Во-вторых, нет в одном месте информации, которая бы рассказывала все, что стоит знать. До этого на сайте Минреинтеграции было все, что нужно знать о выезде из ВОТ. Контакты, куда обратиться, если человек принял решение выехать, куда обратиться, когда уже выехал и т. д. Сейчас такого нет. Единственным источником информации сегодня является Офис Омбудсмена”.

До ликвидации Минреинтеграции были каналы связи с людьми на временно оккупированных территориях. Украинцы могли связаться с представителями украинской власти и проконсультироваться. Теперь это невозможно.

“Нам хотелось бы более оперативно решать вопросы с документами. Есть много разных кейсов. Это может быть человек, который попал в оккупацию с 2014 года, не имел на тот момент паспорта и не успел его получить. Например, у такого человека нет связей на подконтрольной территории россии, или есть пророссийские родственники. И тогда человеку трудно сделать документы на возвращение, установить его личность. Приходится решать проблемы в ручном режиме. Иногда это не удается сделать оперативно, а иногда не удается вообще”, — комментировала Елена для Восточного Варианта.

Еще одной значительной “потерей” после ликвидации Минреинтеграции стала “утрата коммуникации”. В последнее время украинские чиновники почти не обращаются к украинцам на временно оккупированных территориях, не дают наставлений или рекомендаций.

В конце 2024 и в 2025 году в законодательство рф внесли изменения, согласно которым лица без российского гражданства должны урегулировать свое правовое пребывание в стране. Если же этого не сделать, их ожидает депортация. Другими словами, украинцев на ВОТ, которые не будут брать российский паспорт, могут депортировать.

До сих пор от Украины не было политических обращений или инструкций, как нашим гражданам действовать в такой ситуации. Ведь именно сейчас тот момент, когда чиновники могут в очередной раз призвать украинцев выезжать на подконтрольные территории.

Сейчас на временно оккупированных территориях Донетчины фактически гуманитарная катастрофа из-за отсутствия стабильного водоснабжения. В некоторых населенных пунктах технической и тем более питьевой воды нет с 2014 года. Оккупационные администрации почти не пытаются решить ситуацию.

Опять же Украина до сих пор не выступила с официальным заявлением для украинцев на ВОТ с рекомендациями и указаниями, как быть в такой ситуации. Не был бы лишним очередной призыв выезжать из оккупации.

Отсутствие коммуникации прослеживается и в других вопросах. Виолетта Артемчук рассказывает:

“К нам обращаются с вопросами паспортизации, национализации квартир. Наши юристы объясняют, что для Украины не имеют никакого значения документы оккупационных администраций, что квартира будет ваша в случае деоккупации населенного пункта, что ответственности за оформление паспорта рф нет. Если бы об этом говорили на более высоком уровне, чем мы, это было бы более весомо. Украинцы на ВОТ в постоянных колебаниях: «выезжать или нет», «а кому я там нужен», «а что меня ждет». По нашему мнению, коммуникация должна быть, чтобы люди из оккупации не отдалялись еще больше”.

Механизмы помощи: что реально работает на данный момент?

На 12-й год российско-украинской войны у нас до сих пор не ввели “дорожную карту” или стратегию реинтеграции украинцев с временно оккупированных территорий. Когда человек выезжает с ВОТ, то не понимает, где сможет остановиться на первое время, получит ли работу или денежную помощь от государства. Виолетта Артемчук говорит, что наличие подобного алгоритма могло бы подтолкнуть людей с ВОТ к выезду.

После выезда из оккупации украинцы становятся переселенцами на подконтрольных территориях. А значит, что могут рассчитывать на все права и услуги для переселенцев. В частности, на оформление справки ВПЛ, на получение временного жилья, на социальные выплаты (для отдельных категорий населения) и т.д.

Фото иллюстративное. Эвакуация населения с Донетчины. Фото: Восточный Вариант

Но за последнее время все же есть некоторые наработки от государства, которые могут способствовать улучшению положения переселенцев с ВОТ.

Недавно в Украине ввели “подъемные” выплаты для детей, которые возвращаются с временно оккупированных территорий или после депортации. Они могут получить 50 тысяч гривен. Восточный Вариант уже рассказывал подробнее об этом решении.

На днях Минразвития анонсировало новую программу выплат на покупку нового жилья для переселенцев с ВОТ. Размер помощи может составлять до 2 млн грн на одного человека или семью. Государство будет выдавать жилищные ваучеры — электронные документы, которые будут храниться в Государственном реестре поврежденного и уничтоженного имущества. Ваучер можно будет использовать на покупку квартиры, дома или оплату взноса по ипотеке.

Программа заработает через 2 месяца после публикации постановления. На данный момент оно еще не опубликовано.

Можно назвать разные причины, почему внимание государства уменьшается к временно оккупированным территориям. Алена Лунева и Виолетта Артемчук сошлись во мнениях, что наиболее вероятными являются нехватка ресурсов в государстве: человеческих, финансовых, интеллектуальных.

“Возможно, сейчас изменились приоритеты. Сокращение ресурсов и иностранной помощи, поэтому страна должна концентрироваться на том, что является содержательно-важным для ее выживания. Поддержка временно оккупированных территорий — это вклад в долгосрочную перспективу. Сейчас нужно отдать много ресурсов, чтобы потом был результат. Он может быть через 10, 15 или 50 лет. Возможно, причина в неготовности ждать этих результатов”, — делится Алена Лунева.

“Мы должны помнить, что на ВОТ проживают такие же украинцы, как и мы. Мы должны их поддерживать, держать связь, особенно с молодым поколением”, — подытоживает Виолетта Артемчук.

Тем временем правозащитники и общественные деятели продолжают призывать политиков уделять больше внимания теме переселенцев и украинцев на ВОТ. Возвращение единого центрального органа, который отвечал бы за всех украинцев в оккупации и за рубежом, стало бы хорошим сигналом.

І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку