Усмирение Донбасса. Что восточной Украине предлагают кандидаты в Президенты
Пожалуй, президентские выборы 2014-го войдут в историюУкраины, как самые странные. Обычно за время предвыборной кампании политическийкласс доводит общество до крайней степени ажиотации. С агитационных трибункандидаты мечут громы и молнии, а в студии Савика Шустера за малым неначинаются гладиаторские бои. В общем, «идёт война народная, священная война».
В этом же году предвыборная кампания практически непроводится. Да и накал страстей по поводу электоральных ожиданий околонулевой.Ещё бы: страна только что пережила кровавый «Майдан», потерю территорий и всёещё находится под угрозой военного вторжения. Сил ссориться по поводу галочек вбюллетенях ни у кого просто нет. Да и на фоне недавних событий политическаявозня выглядит чем-то незначительным вплоть до презрительного отношения. Повсей видимости, политтехнологи чувствуют настроения и избегают излишнеагрессивных методов агитации.
Странно выглядит и список кандидатов. Во-первых, допоследних дней было неясно, из кого вообще придётся выбирать. В итоге в наборене оказалось ожидаемых Кличко и Яценюка, но неожиданно для всех появиласьТимошенко и Добкин. Радикальное изменение «актёрского состава» в пьесе «Выборыпо-украински» внесло сумятицу в настроения электората, заставив многих зановоопределяться в своих симпатиях. К тому же, кандидатов в реалистичными шансамиодолеть хотя бы минимальный рейтинговый порог не так уж много. Напомним,согласно последнемуопросу, 3% барьер преодолевают Порошенко, Кличко, Тимошенко, Тигипко,Симоненко и Тягнибок. Впрочем, даже этот расклад – ещё не окончательный. Помнению социолога Ирины Бекешкиной, в СМИ нередко распространяют результатывесьма сомнительных опросов, не дающих представление о реальной картине.
Но уже сейчас можно посмотреть на то, как распределилисьполитические игроки в системе идеологических координат. Конечно, жанрпредвыборной программы в Украине пока ещё не прижился. В основном, этопроизвольный набор обещаний, ни к чему не обязывающий кандидата. Однако, именнотам зафиксированы основные идеологические мессиджи, на основе которых строитсяполитическая стратегия кандидата. Даже если программы не отображают реальныхнамерений кандидатов («обещать – не значит жениться»), то они даютпредставление об идеологической структуре политического поля.
Правда, в нынешнем сезоне идеологическая палитра оказаласьна удивление бедной. Все более-менее заметные кандидаты вышли на электоральноеполе брани практически с одинаковыми программами. Их содержание весьмапредсказуемо структурировалось вокруг ответов на несколько ключевых вопросов: оКрыме, об армии, о статусе регионов, языке, бизнесе, «социалке» ивнешнеполитическом курсе. Мы взяли на себя труд сравнить предвыборные программыи вот что у нас получилось.
Так, Порошенко и Тимошенко представили избирателям практическиодинаковые программы. Они обещают вернуть Крым, усилить боеспособность армии,ликвидировать ОГА в регионах и усиленно «продвигать» евроинтеграцию. Чтокасается языка, оба кандидата предлагают оставить всё, как есть. Если Тимошенкопрямо заявляет о сохранении украинского языка в статусе единогогосударственного и сохранить за региональными языками особый статус, тоПорошенко обтекаемо предлагает сохранить статус-кво в языковой сфере. Чтокасается бизнеса, Тимошенко обещает сократить налоговое бремя и минимизироватьвмешательство государства в предпринимательство, а Порошенко – предоставитьгарантии малому и среднему бизнесу, а большому – возможности для свободнойконкуренции.
Похоже, что даже «оранжевая» политическая элита наконец-тоготова идти на компромиссы, в том числе – с Востоком. Конечно, это можетвыглядеть, как попытка откупиться от местной элиты (и, возможно, так оно иесть). Но в целом, такая стратегия позволит снизить и социальное напряжение.Последние события показывают, что «продавливание» украинизации сверху лишьпровоцирует центробежные тенденции. То же касается и расширения прав регионов.Это позволит местному населению почувствовать себя в относительнойбезопасности, пусть даже от воображаемой угрозы со стороны «хунты» и «Правогосектора», который уже четвёртый месяц всё едет и едет «зачищать» Донбасс.
Примечательно, что на уступки готовы идти и еврорадикалы влице Тягнибока и Ляшко. Крым – вернуть, армию – реанимировать, регионам –ослабить киевский поводок. Причём Тягнибок даже предлагает легитимизироватьместные референдумы по жизненно важным вопросам. «Луганской гвардии»бандеровский привет, ага. Правда, крупный бизнес оба кандидата обещаютпоприжать: Тягнибок – увеличением налогов для крупного бизнеса, а Ляшко и вовсеобещает извести «олигархов». При этом по языковому вопросу последний предпочёлотмолчаться, взамен пообещав «перекрыть трубу», если Путин вздумает шалить, атакже обрушить кары небесные на головы сепаратистов и агентов Кремля. Странно,что Ляшко не высказался вместе с Тягнибоком в пользу восстановления ядерногостатуса Украины. Зато в вопросах внешней политики они единодушны: НАТО, ЕС и«подалі від Москви». «Наехать» на олигархов, вернуть Крым и возродить армиюпообещал и Гриценко. Но похоже, что в качестве главного мессиджа избирателямГриценко воспринимает свою персону, которой и посвящена большая часть еговесьма бессодержательной программы в стиле эдакого офицерского НЛП.
Что касается идеологических оппонентов, стоит обратитьвнимание на программы Добкина и Симоненко. Предсказуемо обойдя вниманием вопросКрыма, Добкин пообещал позаботиться об обороноспособности Украины, сохранитьсоциальные гарантии для населения, ограничить давление государства на бизнес ирасширить права регионов. По сути дела, программа Добкина отличается отпрограмм оппонентов по трём пунктам. Во-первых, это защита русского языка и«общей истории» (с Россией). Во-вторых, это расширение прав регионов вплоть дофедерализации. И, в-третьих, это вступление в Таможенный союз. Собственноговоря, это и есть ключевые идеологические маркеры, разделяющие украинскихполитикум на два лагеря.
Примечательно, что о вступлении в Таможенный союз умолчалСимоненко, ограничившись пространным пассажем о «восстановлении добрососедскихотношений» со странами СНГ, прежде всего – с РФ, Беларусью и Казахстаном. Покрымскому вопросу главный коммунист Украины также предпочёл прямо невысказываться. В остальном программа Симоненко неоригинальна. Олигархов –прижучить, социальный стандарты – сохранить, права регионов – расширить вплотьдо федерализации, армию – реанимировать. Впрочем, что Добкин, что Симоненковпихнули в свои программы достаточно мировоззренческих триггеров, чтобыпривлечь на свою сторону жителей Востока и, в частности, Донбасса. Судя порейтингам, успеха им ждать не приходится, но политический капитал – делонаживное. Так или иначе, пророссийскому населению нужна политическая формавыражения своих чаяний. В противном случае, протестные настроения выходят изправового поля – с известным результатом.
Есть на карте и парочка «тигипких» кандидатов, пытающихсяусидеть сразу на двух идеологических стульях, но закономерно провисших междуними (с предсказуемым результатом в будущем). Речь идёт о Тигипко иКоролевской. В остальном же смысловое поле предвыборной кампании чётко делитсяна два лагеря. Правда, различий между ними немного. Расширение прав регионов,восстановление армии, геополитическое самоопределение – эти вопросы, так илииначе, являются ключевыми для украинского государства. В нынешней ситуациядругая повестка дня вряд ли была бы уместной. Если бы не символическое наследиеМайдана, расколовшее общество, украинский избиратель смотрел бы на бюллетень,как ребёнок – на витрину с игрушками.
Однако, выбирать мы закономерно будем из «своих по нутру»кандидатов. Для Донбасса таковых предусмотрено всего трое –Тигипко, Добкин и Симоненко, (не считая Королевской).Остальные же вряд ли станут бороться за симпатии Востока. Так что сделатьвыборы в Донбассе нескучными смогут разве что какие-нибудь погромы и штурмы. Нокакими бы ни были итоги выборов, Донбассу стоит ожидать «бонусов», даже еслиместные пророссийские радикалы будут отловлены и жесточайшим образом наказаны.Сейчас практически весь украинский политикум настроен на компромисс с Востокоми, похоже, готов осуществлять в этом направлении практические шаги.