Украина и Россия: о дружбе и недружбе в цифрах
В нынешнем году украино-российские отношениястали хуже, чем за всю историю двух независимых государств. Ещё перед Новымгодом никто и представить не мог, что в марте Россия аннексирует Крым, а небонад восточной границей будет коптить бронетехника. Однако, отношения Киева иМосквы – это лишь верхушка айсберга проблем. Да, приказы о мобилизации, началевойн и о прочих ужасах отдаются именно там, «наверху». Но там руководствуютсясовершенно прагматичными соображениями, которые, как известно, могут привести кмиру так же быстро, как и к войне. Вспомним прошлый год, когда Янукович легкопревращался из евразийца в евроатлантиста, а потом обратно. Собственно говоря,ничего удивительного: громогласная риторика с трибун – это всего-навсегообрамление договорённостей на высшем, как правило, непубличном, уровне.
Это характерно не только для международныхотношений, но и для политической сферы вообще. Взять, к примеру, Игоря Маркова,который из отпетого украинофоба превратился в поклонника «Батькивщины» и ЮлииВладимировны лично. Или как регионаловская валькирия Инна Богословская вдругпринялась крушить «бандитский режим» Януковича. Однако, политическиеметаморфозы проходят быстрее и легче, чем изменения в общественном сознании.Общественное сознание медленнее впитывает те или иные идеологемы и тяжелее сними расстаётся. В своё время комсомольские ястребы просто сменили риторику изначки на лацканах пиджаков, но поколения украинцев ментально всё ещё остаютсясоветскими людьми. Поэтому за официальными отношениями правительств есть идругие симпатии и антипатии, прописанные не в международных соглашениях, а чтоназывается, в народной душе. В связи с этим, интересно посмотреть наукраино-российские отношения сквозь призму социологии, а не дипломатии.
В целом, социологические опросыпока что не подтверждают страшные картины смертельной вражды, которую настойчивотранслируют некоторые российские и украинские СМИ. Война войной, а любовь – порасписанию.
Начнём немного издалека, с мая 2013-го, когда Киевскиймеждународный институт социологии (Украина) и Левада-Центр (РФ) провелисовместное исследование об особенностях украино-российских отношений. Напомним,тогда 81% украинцев относился к России хорошо, а плохо – всего 10% (при 9% неопределившихся). Большинство россиян (72%) также относились к Украине хорошо.Однако, число относящихся к Украине плохо было почти вдвое больше – 18% (при 9%не определившихся). Причём такая «любовная» диспропорция воспроизводится ужемногие годы. Так, в 2008-м Россию не любили 7% украинцев, а Украину – аж 33%россиян. В 2010-м показатели составляли 6% и 29% соответственно.
Тем не менее, с началом украинского кризиса, перетекшего вукраино-российский, наметилась тенденция к ухудшению отношения россиян кУкраине. Так, в конце января 2014-го количество симпатиков Украины сократилось на 12% до 66% (Левада-Центр). К концумарта оно упало до 52%, причём «потерявшиеся» россияне пополнили рядытех, кто относится к Украине плохо. Если так пойдёт и дальше, то симпатикиУкраины окажутся в меньшинстве уже к майским праздникам. Однако,катастрофических выводов из этого делать не стоит. Как показывает динамикапоследних лет, отношение россиян к Украине сильно зависит от лояльноститекущего киевского начальства по отношению к Москве. Причём настроения россиянменяются довольно быстро.
Что касается Украины, то мы оказалисьменее темпераментными, чем наши северные «братья». Даже в Галичине с еёисторическими и прочими особенностями отношение к России никогда за годынезависимости не было столь негативным, как это принято считать. Сейчасроссияне относятся к Украине примерно так же негативно, как галичане – к России(показатели вполне сопоставимы).
Впрочем, вопреки стереотипам, и любовьВостока к России на поверку не столь уж горяча. Так, по данным КМИС, в конце февраля 2014-го воссоединяться с РФ в Луганской областихотели всего 24% жителей, в Донецкой – 33%, а уже в Харьковской (несмотря на«Допу» и «Гепу») – всего 15%. Что касается стран в целом, то вначале 2014-го сторонников воссоединения двух «братских» государств было12% и 16% в Украине и России соответственно.
По состоянию на январь 2014-го также нельзябыло утверждать и то, что русские спят и видят, как бы влезть в дела Украины.По данным Левада-Центра, в феврале 2014-го лишь 19% россиян выступали за вмешательство России в украинский кризис. 15% россиян считали, чтонужно помочь действующей власти (т.е. Януковичу и Ко), а 4% - что нужно помочьоппозиции. 73% граждан России высказались в пользу невмешательства. Интересно,что такой позиции придерживалось даже большинство сторонников «Единой России»(75%). Взвешенной позиции россиян нужно отдать должное уже хотя бы потому, чтомахина российской пропаганды во главе с одиозным Дмитрием Киселёвым с первыхдней украинского кризиса явно старается «раскачать» российское общество поукраинскому вопросу.
Недавно в украинских СМИ была широкорастиражирована ещё одна цифра от Левада-Центра: 74% россиян поддерживаютагрессию Кремля в Украине. Да, в такой формулировке это звучит действительноустрашающе и неприятно. На самом же деле, в ходе опроса вопрос был сформулирован так: «Если военный конфликт между Россией иУкраиной произойдёт, будете ли вы поддерживать руководство России в даннойситуации?». Разницу долго объяснять не нужно. Ясно, что речь о военном вторжениив Украину не шла. Однако, цифра «пошла в народ», послужив нагнетанию напряженияв украино-российских отношениях. Не стоит также переоценивать и единодушиероссиян относительно присоединения Крыма. Да, 74% россиян поддерживают акции вподдержку присоединения Крыма, проходящие в России. Однако, принимать в нихнепосредственное участие готовы лишь 39%, причём лишь 7% из них уверенны всвоём решении. Как говорится, «ми, звичайно, за колгосп, але не в нашому селі». При этом 28% россиян высказались вподдержку акций против присоединения Крыма, хотя принять в них личное участиерешились бы 13%. Тем не менее, в таком разрезе российское общество не очень-топохоже на распалённую пропагандой толпу «ватников», слившихся в антиукраинскомшовинистическом экстазе. Это же касается и украинцев, которые вовсе несобираются резать «москалей» просто потому, что они – «москали».
Как будут развиваться украино-российскиеотношения дальше, покажут свежие опросы. К сожалению, социологи не всегдапоспевают за стремительно развивающимися событиями. По мнению Ирины Бекешкиной (Фонд «Демократические инициативы» имени ИлькаКучерива), действия Кремля уничтожают доброе отношение украинцев к России.Однако, до какой степени в Украине распространится русофобия – это большойвопрос. Оптимизм внушает то, что войны на материке всё же не произошло (и вряд липроизойдёт) и что мировое сообщество активно взялось за «разруливание»украинского кризиса. Чем скорее украино-российские отношения нормализуются хотябы до состояния мирного отчуждения, тем скорее пойдёт на спад напряжение вукраинском обществе.
Судя по предварительным политическимрейтингам, кризис не дал импульса русофобам вроде «Свободы», а значит, мы покаещё не утратили способность отделять путинских мух от русских котлет (хотя бы втой степени, в которой они отделимы в принципе). Что же касается самих россиян,то их восприятие Украины тоже зависит от того, как быстро разрешится кризис.Если в Кремле Украине уготована роль врага, в противостоянии которому нужносплотить нацию, то ничего хорошего ни нам, ни россиянам ждать не приходится.Впрочем, пока что ситуация не выглядит катастрофической. А значит, ибеспокоиться будем когда-нибудь потом.
Иллюстрация - Левада-центр