Сплотил вокруг себя единомышленников: история Украинского разговорного клуба в Донецке
Несмотря на тезисы российских пропагандистов о “пророссийском Донецке, в котором не было ничего украинского”, мы в очередной раз готовы доказать, что это неправда. 20 декабря 2012 года в городе заработал Украинский разговорный клуб, который объединял дончан, желающих разговаривать больше на украинском языке. Восточный Вариант пообщался с участниками разговорного клуба, чтобы узнать, как это было
То, что Донецк до оккупации был в основном русскоязычным городом, является фактом. Но это не значит, что его жители не уделяли внимание развитию украинского языка. Сергей Стуканов, основатель Украинского разговорного клуба в Донецке, отмечает, что тогда в городе уже было новое поколение молодых дончан, которые не имели стереотипного мышления относительно украинского языка и были готовы развивать его в себе.
“На тот момент поднимать тему украинского языка нужно было осторожно”
В 2012 году Верховная Рада Украины приняла Закон “Об основах государственной языковой политики”, который больше известен как “Закон Кивалова-Колесниченко”. Закон существенно уменьшал роль и значимость украинского языка на фоне других региональных языков, в частности, русского. Так тогдашняя пророссийская власть пыталась еще больше подавлять национальное сознание украинцев и распространять российские принципы. Несмотря на критическое восприятие Закона в обществе и протесты, которые тогда возникали, он был принят.
Тогда Сергей Стуканов, который в то время работал в Донецке и занимался общественной деятельностью, понял, что появилась необходимость в поддержке украинского языка в обществе. Он вспоминает, что тогда начали возникать бесплатные курсы украинского в разных городах, а у него появилась идея основать разговорный клуб, деятельность которого была бы посвящена государственному языку.
“На тот момент я был членом движения «Простір свободи», это всеукраинская общественная организация. В ноябре 2012 года, где-то за месяц до старта Украинского разговорного клуба в Донецке, мы запланировали создание целой сети таких клубов в городах востока и юга”, — рассказывает Сергей
В то время в политических силах Донетчины и Луганщины доминировала “Партия регионов”, которая вела пророссийскую риторику, особенно в сферах культуры и языка. Позиционируя себя, как “защитников русского языка” в области, они яро выступали против любой украинизации. В том же году проходили выборы в украинский парламент, поэтому о “защите русского языка” было написано на каждом политическом билборде.
“Именно поэтому поднимать тему украинского языка нужно было осторожно”, — говорит Сергей.
“После основания клуба в Донецке эту идею подхватили другие города”
Украинский разговорный клуб заработал в Донецке в декабре 2012 года как часть проекта “Украинское языковое пространство” от движения “Простір свободи”. Руководителем проекта и разговорного клуба стал Сергей Стуканов.
Идея клуба заключалась в привлечении дончан, в том числе тех, кто не интересовался политикой или историей, на почве общения на украинском языке.
“Важно было создать центр, в который бы приходили русскоязычные жители нашего города и начинали там говорить на украинском. Мы специально выбирали темы, которые не имели отношения к политике, но могли заинтересовать рядовых дончан. Так мы хотели обезопасить себя от ненужного внимания властей. В клубе мы говорили о кино, о книгах, о любви, об ухаживаниях, об экологии, о рекламе. Приглашали специалистов для того, чтобы они проводили мастер-классы. И у нас были мастер-классы по рисованию, по театральному искусству”, — вспоминает Сергей.
Дончанка Кристина Мащенская тогда работала в управлении юстиции. Когда Сергей пригласил ее на открытие клуба, она сразу согласилась.
“Я подумала, что Сергей достаточно активный и смелый человек. Если, во-первых, он придумал такую идею, и, во-вторых, взялся ее реализовывать. И что немаловажно, нашел контакт и поддержку для того, чтобы организовать помещение, выделить для этого время. Мне очень понравилась идея, для Донецка она была актуальна”, — рассказывает Кристина.
Екатерина Смирнова в то время преподавала в Донецком национальном университете и училась в аспирантуре. Об Украинском разговорном клубе она также услышала от Сергея:
“Мне помнится именно разноплановость клуба, потому что мероприятия были разноформатные, и приобщались совершенно разные люди. Преимущественно, это была молодежь, но разная молодежь: кто-то учился, кто-то работал. И взрослые приходили, и дети. Я помню, что мы и актерские постановки ставили, и играли много, и было много обсуждений и дискуссий. А перед Рождеством учились, как делать украшения и петь колядки. Именно этим он и был интересным. Это не был скучный клуб, где просто о чем-то говорили”, — вспоминает Екатерина о своем участии в клубе.
Довольно быстро Украинский разговорный клуб стал популярным и привлекал с каждой встречей еще больше людей. Сергей понимал, что идею и формат подобрали очень удачно, а потому был настроен развивать клуб дальше. Со временем у клуба появились конкретные направления работы — более молодежный и развлекательный формат, формат глубоких и философских дискуссий, киноклуб, а летом заработало спортивное направление “Руханка”, когда участники и участницы собирались на природе и занимались спортом.
После основания клуба в Донецке эту идею подхватывали другие города. Так, 6 января 2013 года был создан Украинский разговорный клуб в Одессе, 22 января — в Никополе, 11 февраля — в Горловке, 24 марта — в Краматорске, в июне — в Симферополе, в ноябре — в Запорожье.
Почти десять месяцев кропотливой работы
Сергей вспоминает, что тогда пророссийская власть Донецка не реагировала на их деятельность. Видимо, не видела в этом угрозы для своего существования. Но разговорный клуб в Горловке все же пострадал и был закрыт по инициативе учебного заведения, в котором клуб собирался.
“Горловский клуб был единственным, который работал в учебном заведении. У них была преподавательница-куратор, которая должна была руководить их встречами. И они провели одну встречу, вторую. И я написал о них статью, что в Горловке тоже заработал клуб, и вспомнил, что он заработал в рамках проекта “Украинское языковое пространство” от движения “Простір свобода”. После этого мне в панике позвонил один из студентов, которые организовывали клуб в Горловке, и попросили удалить все упоминания о них в контексте движения “Простір свобода”. Я так понимаю, что “Простір свобода” перепутали с партией “Свобода”, которую тогда едва ли не к фашистам приравнивали. Как вывод, их клуб все-таки закрыли”, — вспоминает Сергей Стуканов.
Второй сезон Украинского разговорного клуба, который начался осенью 2013 года, оказался менее успешным и длительным, чем первый. Сергей Стуканов уделял много времени работе и преподаванию, из-за чего уже не мог каждую неделю организовывать встречи. Постепенно клуб прекратил свое существование.
Несмотря на это, организатор считает разговорный клуб в Донецке успешным явлением, которое еще раз доказало, что дончане тогда интересовались украинским языком и были готовы развивать его в себе.
“Это действительно успешная инициатива, у нас собиралось 40-50 человек на встречах, это действительно показывало, что был спрос и было стремление у жителей города приобщаться к украинскому миру”, — говорит Сергей.
Кристина Мащенская говорит, что посещение Украинского разговорного клуба для дончан было вдохновляющим пониманием того, что они не единственные в своем желании изучать украинский язык:
“Феномен Украинского клуба в истории Донецка имеет большое значение. Он показывает, что украинская идентичность в Донецке всегда существовала, и она довольно активна. На встречах молодежь чувствовала себя комфортно в среде украинского языка, в среде единомышленников”.
Екатерина Смирнова говорит:
“Он показывал людям, которые хотят общаться на украинском языке, но почему-то боятся, что они не одни. Что есть такие же люди, как они. Я думаю, что клуб помог встретиться единомышленникам, помог вдохновить определенную часть людей дальше общаться”.
История Украинского разговорного клуба Донецка в очередной раз показывает, что город до оккупации был современным и прогрессивным, в котором молодежь хотела действовать и развивать свою украинскую идентичность. К сожалению, много работы сделать не успели. Из-за пророссийской власти, которая думала о заработке, а не о развитии горожан, Донецк через год после закрытия разговорного клуба уже погрузился в хаос и неопределенность.
Но Донецк — это Украина! Всегда был, есть и будет. Его возвращение под контроль украинской власти — лишь вопрос времени.
***