<em>Обложка: Восточный Вариант</em>
Общество

История

Украинская церковь на востоке: какова ее история

Обложка: Восточный Вариант

История религии на Донетчине и Луганщине — это сложная и чрезвычайно интересная страница нашего прошлого. Чтобы понять, как здесь формировались и развивались христианские общины, стоит заглянуть в прошлое.


Сегодня Восточный Вариант рассказывает о становлении и развитии украинской церкви на востоке Украины.

От древних времен до Российской империи

Коріння релігійного життя регіону сягає дуже давніх часів. Ще у 7 столітті ці землі Корни религиозной жизни региона уходят в очень древние времена. Еще в 7 веке эти земли попали под влияние Хазарского каганата. Уже с 8 века язычество начало уступать место местным религиям. Одной из первых таких религий здесь стало христианство. Оно проникало на эти территории со стороны Крымского полуострова.

На рубеже 15 и 16 веков все больше людей начали бежать в “Дикое Поле”. Это историческое название степных земель между Днепром и Доном, которые в то время были малозаселены. Главной причиной стало то, что как в Речи Посполитой, так и в Московском государстве, крестьян все сильнее закрепощали. Освоением этих опасных степей занимались преимущественно свободные козацкие громады.

Освоение донецких степей шло бок о бок с распространением христианской веры. Как указывают исследователи Виктор Войналович и Наталья Кочан в своей книге “Религиозный фактор этнополитических процессов на Донбассе: история и современность”, именно в это время, вероятно, возле одного из военных укреплений основали Святогорский монастырь. О его появлении существует две основные теории, о которых пишет историк Илья Луковенко. Первая связывает основание обители с монахами Киево-Печерской лавры, которые якобы бежали сюда еще в 13 веке после монгольского нашествия. Другие же настаивают, что первыми здесь поселились монахи из греческого Афона.

Православие в регионе еще больше укрепилось во время Национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Спасаясь от боевых действий, тысячи крестьян с Правобережной Украины двинулись на земли современного востока Украины, принося с собой свою веру.

Но настоящим поворотным моментом стала середина 18 века. Тогдашнее царское правительство имело стратегический интерес — как можно быстрее заселить донецкие степи. Власти пригласили на военную службу и постоянное проживание сербов, хорватов, болгар, черногорцев, румын и греков. Важно, что подавляющее большинство этих колонистов также были православными.

Этим иностранным колонистам отдали в постоянное пользование большие территории в районе между реками Лугань, Бахмут и Северский Донец. Благодаря этому уже существующие военные поселения окрепли, а также возникло много новых, однако основную массу населения составляли украинцы. Главным признаком этого этапа стало активное церковное строительство. Именно в 18 веке в степи начинают возводить первые деревянные и каменные храмы. Их строят, например, в Бахмуте, Мариуполе и на территории современного Донецка.

Драматично сложилась судьба Святогорского монастыря, ведь в 1787 году Екатерина II закрыла его, а все земли и имущество передала в казну. Лишь в 1844 году, по приказу Николая I, монастырю разрешили возродиться. Между тем, на рубеже 18 и 19 веков, религиозная карта Донетчины и Луганщины становилась еще более разнообразной. Это связано с прибытием в регион немецких колонистов, которые преимущественно были протестантами.

Святогорская Лавра в начале 20 века. Фото: Facebook/ Etnografo Donetz

Новый этап в религиозной истории стартовал во второй половине 19 века. Он был напрямую связан с государственной политикой Российской империи. Царизм делал активную ставку на переселение россиян в этот индустриальный регион. Главной целью таких действий было постепенное “обрусение” южных украинских земель. По состоянию на начало 20 века в Донецкой губернии церковь была главным центром не только духовной, но и образовательной жизни. В пределах губернии действовало 728 православных приходов, и почти и почти при каждой церкви действовала также приходская школа.

Под прессом атеизма: церковь в советское время

С первых же лет советской власти на Донетчине и Луганщине местные представители партии начали активное наступление на религиозную жизнь. Юридической основой для этого служил известный декрет советского правительства об отделении церкви от государства и школы. Чтобы воплотить их политику в жизнь, власть создала специальный орган — Антирелигиозную комиссию. Благодаря ее работе, к середине 20-х годов на востоке была сформирована целая сеть.

Главными мишенями для антирелигиозной пропаганды были рабочие, крестьяне и молодежь. К каждой группе был свой отдельный подход. Историк Андрей Фесенко в своей статье об организационном оформлении советских антирелигиозных органов на востоке Украины отмечает, что в директивах Донецкого губкома партии прямо указывалось, как работать с крестьянами. Их рекомендовали не просто агитировать, а давать знания по естественным наукам и агрохимии, вытесняя таким образом религиозные представления.

Луганск. Изъятие церковных колоколов. Источник: Історична Правда

Особый размах в регионе приобрела кампания по изъятию церковных ценностей. Позже, в 1929 году, началось массовое закрытие храмов и молитвенных домов. Впоследствии антирелигиозная кампания только усиливалась. На рубеже 1920-1930-х годов продолжалось давление на епископат, священников и верующих Русской православной церкви. В середине 30-х годов органы госбезопасности взялись за “истинно-православных христиан”, полностью прекратив их легальную деятельность  в регионе. К концу 1930-х годов православная жизнь на востоке Украины была практически уничтожена, власть закрыла более 550 церквей. По состоянию на 1940 год на востоке продолжал действовать только один храм в Александровске на Луганщине.

После Второй мировой войны советский режим оказался в новых условиях и уже не мог открыто использовать старые методы “воинствующего атеизма”. Власть решила, что ей выгоднее пойти на сотрудничество с церковью. Следствием этого стало возрождение Русской Православной Церкви (РПЦ). По всей стране начали открываться духовно-пастырские курсы, монастыри. И хотя государство ввело строгую систему регистрации, с 1943 года общины начали получать разрешения на открытие храмов и молитвенных домов. Илья Луковенко в своей книге приводит такой пример: в Донецкой области на начало 1944 года официально зарегистрировали 232 православные церкви и молитвенные дома. Однако эта система была очень избирательной. Если церковную общину считали “нежелательной”, то ей под любым предлогом отказывали в регистрации и сразу обвиняли в нарушении закона.

С приходом к власти Никиты Хрущева началась новая волна антирелигиозной пропаганды. Местная власть в Донецкой и Луганской областях действовали решительно. Партийный комитет требовал нейтрализовать влияние церковников на молодежь, остановить их деятельность вне храмов, снимать с регистрации общины под вымышленными причинами. Историк Виктор Гитевич в своей работе о месте религии в повседневной жизни края приводит следующие цифры: всего за 4 года, с 1959 года, Донецкая область потеряла 43,5% своих православных приходов, а Луганская — 38%. На начало 1963 года их осталось 105 и 72 соответственно.

В дальнейшем уничтожение церковной сети продолжалось, хотя и не так стремительно. К 1985 году на Донетчине осталось 87 приходов, а в Луганской — 55. Параллельно с этим в регионе постоянно уменьшалось и количество священников. Вплоть до времен горбачевских реформ у власти была одна постоянная проблема — это религиозное подполье. Это явление было серьезным вызовом для советских институций. Например, в Донецкой области подполье было очень разветвленным и отличалось тем, что в нем были представлены самые разнообразные конфессии.

Церковь в годы независимости

Во времена независимости Украины религия начала играть все более заметную роль в общественной и политической жизни востока. С другой стороны, сам уровень религиозности оставался одним из самых низких в стране. Например, в начале 2013 года на востоке верующими себя называли только 59%. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) проводила на востоке Украины интенсивное строительство. Эта церковь появилась в 1990 году и принадлежала к юрисдикции РПЦ. С 1992 по 2010 годы в Донецкой области появилось 219 новых храмов, а в Луганской — 25, не считая тех, что строились. Главным центром религиозной жизни региона стала Свято-Успенская Святогорская лавра. Она стала одним из главных центров формирования новой религиозно-православной среды, которая идеологически опиралась на российскую доктрину “русского мира”.

Первые парафии Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) на востоке начали появляться на Донетчине. Это произошло в селах Свободное и Благодатное Тельмановского района, а также в Донецке, Славянске и Краматорске. Развитие УПЦ КП в регионе тормозило предвзятое отношение со стороны власти. Например, в 2013 году в Луганске на открытие храма УПЦ МП прибыли народные депутаты и руководители области. А открытие храма УПЦ КП, которое состоялось немного раньше, власть полностью проигнорировала.

Война и религия

С началом войны на востоке Украины в 2014 году руководство УПЦ МП заняло неоднозначную позицию. Они отказывались называть Россию агрессором и закрывали глаза на нарушения прав человека. Имея огромное влияние в регионе, структуры УПЦ МП не стали препятствовать сепаратизму. Госсекретарь США Майк Помпео в 2018 году назвал неприемлемым тот факт, что при поддержке некоторых священников УПЦ МП российские боевики превращали церкви в казармы. Духовенство открыто их поддерживало, например, освящая их флаги и благословляя на “священную войну”.

То, что подавалось как защита православия, на оккупированной территории на самом деле было религиозным террором против других конфессий, особенно против УПЦ КП. Вооруженные люди врывались в храмы и требовали от священников переходить в Московский патриархат. В случае отказа храмы конфисковывали. Например, в 2018 году оккупационная власть Донецка закрыла храм Святого Духа, в 2019 году боевики отобрали храм в Тельмановском районе.

Процесс перехода общин в Православную церковь Украины на востоке проходит крайне сложно. На сегодняшний день известно только об одном таком случае — Свято-Стретенская община в Константиновке, как отмечает сайт Религиозная правда. Это решение пришлось отстаивать в судах против УПЦ МП.

“Перешла вся религиозная община с храмом, с главой приходского совета, с церковно-приходским советом, кроме священника. А почему перешли? Потому что глава приходского совета и верующие увидели одного из священников Московского Патриархата, который сидел на БТРе и кричал «бей хохлов, спасай Россию»”, — рассказал владыка Сергей.

Инфографика: Еспресо

13 октября 2025 года начальник Константиновской городской военной администрации Сергей Горбунов сообщил в Фейсбуке, что армия РФ обстреляла территорию громады, в результате чего, в частности, был нанесен ущерб Свято-Стретенскому храму. Это лишь один из многих примеров того, как страна-агрессорка действительно относится к религии.

Разрушенный Свято-Стретенский храм. Со страницы Фейсбук Сергея Горбунова

Сегодня реалии Донетчины и Луганщины определяет война, которая расколола религиозную жизнь. На подконтрольной территории Украины церкви стали мощными гуманитарными центрами, в то время как на оккупированных землях доминирует РПЦ, которую местные власти используют для идеологического контроля.

Автор: Иван Погонец, Инга Павлий

І
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку