Цены выходят на первый план
Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что жители Луганской области считали и считают себя бедными, а особого оптимизма насчет улучшения своего финансового положения не испытывают – даже наоборот, их можно считать убежденным пессимистами. Однако луганчане признают необходимость проведения реформ ради «светлого будущего», хотя при этом в способность властей изменить жизнь к лучшему, по крайней мере, в ближайшей перспективе, они не верят.
ГОТОВЫ ТЕРПЕТЬ, НО В УСПЕХ НЕ ВЕРЯТ
По заказу Луганского областного совета кафедрой социологии Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля в марте-апреле 2011 года проведено социологическое исследование «Проблемы и ожидания жителей Луганской области». В рамках этого исследования социологи предоставили депутатам данные о политических симпатиях избирателей, однако не меньший интерес представляет и рейтинг наиболее значимых для жителей региона экономических проблем.
Отметим, что частью исследования был опрос жителей по всем городам и районам, всего было опрошено 5146 человек. Распределение по территориально-административным единицам производилось на основе статистической информации о численности населения. Потенциальная погрешность в отчете на сайте Луганского областного совета указана не была.
Итак, социологи выяснили, что наибольшую озабоченность участников опроса вызывают высокие цены, низкая зарплата (пенсия, стипендия), высокая стоимость коммунальных услуг, уровень медицинского обслуживания, безработица, инфляция.
Высокие цены в числе главных проблем назвали 75,9% респондентов, низкие доходы – 67,2%, высокую стоимость коммунальных услуг – 39,6%, уровень медобслуживания (надо понимать, низкий) – 35,1% опрошенных. Безработицы боятся 29%, инфляции – 28,1% опрошенных.
Для сравнения – политическая ситуация беспокоит всего 12,4% респондентов, это на 2% меньше, чем проблема преступности (около 14%) и почти только же, сколько вопросы экологии (12,3%).
Почти половина опрошенных – 49,2% - сказали, что в 2010 году их материальное положение изменилось в худшую сторону, 42,7% респондентов сказали, что оно не изменилось и только 8,1% заявили, что оно улучшилось.
Такая же безрадостная картина и состоянием здоровья – 42,9% отметили его ухудшение, 54,2% - стабильность, и только 2,9% - улучшение.
«Среди общего числа опрошенных 78,3% респондентов в той или иной мере полагают, что в Украине необходимо проводить социально-экономические реформы (суммированы данные вариантов ответа «безусловно, да» и «скорее да, чем нет»). В тоже время 8,7% отрицают целесообразность проведения реформ (суммированы данные вариантов ответов «безусловно, нет» и «скорее нет, чем да»). 13% затрудняются с ответом», - говорится в результатах исследования.
32,6% опрошенных ответили «безусловно, да» на вопрос готовы ли терпеть трудности процесса реформирования, и 21,4% опрошенных сказали «скорее, да». Людей, которые не готовы ждать меньше – «скорее нет, чем да» ответили 8,4% респондентов, категорическое нет – почти 20%. 17,7% не смогли ответить на этот вопрос.
Стоит отметить, что вопрос был сформулирован несколько некорректно: «Готовы ли вы терпеть трудности процесса реформирования ради улучшения жизни в будущем» - явно популистская приписка могла повлиять на результаты опроса. Ведь, по большому счету, этот вопрос задавался чтобы выяснить, готовы ли граждане ждать, пока нынешние власти проведут свои реформы, или, по крайней мере, пока будут обещать результаты. А если вопрос о том, верят ли люди в то, что нынешняя власть провести их способна в принципе и задавался, то результаты ответов опубликованы не были.
Поэтому, чтобы выяснить чего именно ждут и как оценивают работу органов власти граждане в Луганской области, сопоставим результаты исследования по заказу Луганского областного совета с данными компании «SocioLab Group» - он проводили свои опросы примерно в то же время, что и социологи Восточноукраинского национального университета, но только в Луганске. При этом стоит обратить внимание, что областной центр является лидером в рейтинге городов и считается одним из самых богатых в области, а значит, его население может быть настроено более оптимистично.
Так, на вопрос «По Вашему мнению, в каком состоянии находится экономическое состояние Луганской области?» 37% опрошенных ответили «в очень плохом», 42% - «в плохом». Социологи зафиксировали 0% ответов «в очень хорошем» (ни один из респондентов не выбрал этот вариант) и 1% ответов – в «хорошем». «Средним» состояние региональной экономики считают 19% респондентов, и только 1% затруднились ответить на этот вопрос.
Далее социологи задавали вопросы с целью выяснить, как оценивают граждане работу власти по решению ряда проблем. «ВВ» обратил внимание на те, которые, по результатам опроса социологов ВНУ, возглавляют рейтинг самых актуальных для жителей области.
Так, по мнению респондентов «SocioLab Group», со сдерживанием роста цен и инфляции власть справляется плохо. Именно такой ответ дали 83% опрошенных. «В целом хорошо» и «Нормально» ответили 3 и 9% опрошенных соответственно. Затруднились ответить 4%.
Работу органов власти по повышению уровня пенсий стипендий, социальной помощи «в целом хорошо» оценил 1% респондентов, «нормально» - 15%, «в целом плохо» - 75% опрошенных.
Впрочем, столь же негативно оценивают жители области и работу по борьбе с коррупцией (ответ «в целом плохо» - 77%), обеспечению законности и правопорядка (66%), обеспечению условий для развития частного предпринимательства (63%).
По данным того же исследования «SocioLab Group», особого оптимизма по вопросу экономического развития региона граждане также не испытывают. Так, сейчас экономическое состояние Луганской области как «очень плохое» оценивают 37% опрошенных. Столько же граждан считают, что с ближайшие полгода улучшения ждать не стоит.
Просто «плохим» это состояние называют 42% опрошенных, и думают, что оно останется таковым и через полгода 38%. «Средним» состояние экономики считают 19%, и думают, что таковой она будет через полгода – 15%.
«Всего 3% луганчан считают, что через полгода экономическое состояние Луганской области будет находиться в хорошем состоянии. 75% горожан считают, что состояние будет плохим либо очень плохим», - делают вывод в «SocioLab Group».
ЛЮДИ СЧИТАЮТ СЕБЯ БЕДНЫМИ
В рамках исследования «SocioLab Group» задавался также вопрос о том, на какое время респонденту хватит сбережений в случае, если он останется без источника дохода.
36% граждан ответили, что сразу же останутся без денег, до 1 месяца продержатся 29%, до 3 месяцев – 13%. На полгода насобирали себе 12% опрошенных, «до конца жизни» - всего 2%,
«Людей, накоплений у которых хватило бы до конца жизни всего 2%. В этот процент включены пожилые, болезненные люди, уверенные в том, что жить им осталось не так уж и долго. Их немного, но скромные накопления на собственные похороны позволяют отвечать им на задаваемый вопрос именно так. С другой стороны, в данный показатель входят часть руководителей, государственных служащих и предпринимателей, накоплений у которых действительно, уже достаточно для того, чтобы не переживать о финансовом наполнении собственного бюджета до конца жизни», - говорится в результатах исследования в г. Луганске.
Впрочем, по оценке собственных накоплений гражданами таки положительная динамика – так, в 2008-2009 гг. эти показатели были хуже.
По данным исследования «Академии регионального развития и сотрудничества» (опросы на территории Луганской области в декабре 2008 года и в июле 2009-го, опрошено 1450 человек, погрешность не превышает 2,7%), тогда в случае потери источника дохода почти половина – 46,3% опрошенных заявляли, что сразу же останутся вообще без денег, 26% были уверены, что «протянут» месяц за счет сбережений, 10% считали, что сбережений хватит на срок до трех месяцев, 6,5% не имели бы проблем полгода.
По данным мониторинга общественного мнения, который опубликовала компания «SocioLab Group», проводившая 3 опроса в 2010 году и 1 – в 2011-м, количество людей, которые заявляют, что им «хватает денег только на еду» в Луганской области выросло с 8 до 15% за последний год, зато количество респондентов, который денег на еду хватает, но любые другие покупки вызывает затруднение сократилось с 47% до 42%.
Приблизительно треть респондентов (30-33%) говорят, что 1 раз в году могут себе позволить сделать относительно крупную покупку, и 8-16% утверждают, что им хватает «на еду, одежду, оплату за квартиру и относительно крупные покупки».
Всего 2-4% утверждают, что не имеют материальных затруднений.
«Когда снижается уровень жизни, население адаптируется, показатели экономического комфорта изменяются по всем группам достатка пропорционально, либо ввиду специфики изменений определенная часть обогащается, другая становится беднее. Уровень комфорта незначительно сместился от более богатых к людям со средним достатком», делают вывод социологи.
По данным исследования, проведенного той же «АРРиС» 12-16 октября 2009г. в Луганске и Луганской области (опрошено 1200 человек; методика опроса – уличное интервьюирование «face to face»; погрешность не превышает 2%) почти 63% опрошенных относили себя к людям с низким имущественным достатком, 35% считали свой достаток средним. И если в начале 2009 года каждый пятый житель региона боялся голода, то к октябрю 2009-го рейтинг страхов жителей области возглавила безработица (ее больше всего боятся 22,5% респондентов), голод страшил 17,9% опрошенных, 13% боялись безудержного роста цен, 11,3% - роста преступности, 10% - остановки производств.
Рейтинги страхов меняются в зависимости от информационного контекста: в 2008-2009 гг. все СМИ говорили о кризисе и 78% опрошенных «АРРиС» респондентов заявляли, что пострадали вследствие него. Но теперь, когда, по официальным данным, инфляция в Украине достигает 9-10%, но, тем не менее людей больше всего волнуют цены и их рост, падение уровня доходов.
Но если в 2009-2008 гг. жители восточного региона Украины выражали практически тотальное недоверие власти – и президенту Ющенко, и премьеру Тимошенко, возлагая на них большую часть ответственности за ситуацию в стране, то теперь, когда у власти партия, пользующаяся доверием луганских избирателей, они не стали оценивать свое положение лучше. По крайней мере, экономическое.