RU
UA RU
24 декабря 2024, 07:35
Восстановление правды. Традиции зимних праздников на Донетчине и Луганщине
История

Восстановление правды. Традиции зимних праздников на Донетчине и Луганщине

Какие рождественско-новогодние традиции исторически сформировались на Донетчине и Луганщине? Как наши предки отмечали Рождество и Новый год? И какое значение это имеет для истории и культуры нашей страны? Ответы на эти и другие вопросы дает Восточный Вариант в рамках проекта “Деколонизация. Восстановление исторической правды”

Как известно, пропагандисты страны-агрессорки настаивают, что территории Донецкой и Луганской областей являются “исторически российскими”. Опровергнуть эту ложь лучше всего помогут традиции и обычаи, которые сформировались у здешних жителей на протяжении веков. Давайте узнаем, какими они были.

Вечерницы, которые приходились на рождественский пост

Цикл рождественских праздников начинается с Сочельника 24 декабря. Однако есть праздники, которые отмечают раньше, но приходятся они на рождественский пост. Они были зафиксированы на Донетчине Ириной Крюченко, директоркой Хлебодаровского сельского дома культуры. До полномасштабного вторжения Ирина руководила народным поисково-исследовательским фольклористическим кружком “Заграйярочка” в Центре культурных услуг Волновахской громады. Более 20 лет она занимается исследованием и фиксацией народных традиций Донетчины и ее фольклористики. Для этого общается со многими жителями и жительницами региона, записывая и анализируя их рассказы.

Ірина Крюченко
Ирина Крюченко. Фото с личной страницы Ирины в Facebook

Рождественский пост длится с 15 ноября по 24 декабря. В ноябре жительницы Донетчины проводили праздник Екатерины, или Екатериновские вечерницы. Этот день был значимым для молодых незамужних девушек, которые мечтали о счастливой судьбе и удачном замужестве. День начинали с молитвы к Святой Екатерине. Девушки шли в церковь, молились дома, обращались к святой покровительнице с просьбой благословить. На вечерницах в этот день готовили постные блюда. Девушки договаривались заранее и сносили в выбранный дом квашеную капусту, свеклу, картофель. Обязательными блюдами стола были постный борщ и каша.

Традиції зимових свят сходу України
Фото предоставлено Ириной Крюченко

“Особое место на празднике Екатерины занимали гадания, ведь это был день предсказания судьбы. Гадали на ореховой скорлупе, на воске, на зеркале. После вечерниц девушки выходили во двор и слушали, с какой стороны раздается лай собак или чьи голоса слышны. Оттуда, по их верованиям, придут сваты”, — рассказывает Ирина Крюченко.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы приходился на 21 ноября и символизировал начало праздников зимнего цикла по народному календарю, говорит Ирина. В этот день символами для освящения в церквях были обрядовый хлеб, вода и зерно.

“К Введению в селах Волновахского района пекли обрядовый хлеб, который освящали в церкви. В каждом селе были свои особенности его приготовления. Например, в селе Златоустовка хлеб пекли круглым и высоким из пшеницы высшего сорта. В селе Малиновка в тесто добавляли ложку меда, чтобы в семье царил покой и достаток, и называли такой хлеб «Введенским караваем». Почти в каждом селе Волновахского района перед выпеканием хлеб обязательно крестили и произносили молитву, а в селе Карловка на Введение поверх хлеба из теста выкладывали крест, когда сажали в печь, проговаривали: «Как этот хлеб вырастет в печи, так пусть растет и добро в доме» ”, — делится исследовательница.

Андреевские вечерницы не были распространены на Донетчине среди жителей XIX века, однако эту традицию привезли с собой переселенцы с Лемковщины и Бойковщины, которые были принудительно переселены на восток в 1940-1950-х годах. Вечерницы, которые проводили в ночь с 29 на 30 ноября, были наполнены обрядами и весельем. Девушки гадали на суженого с помощью балабухов, воды, свечей и воска. Парни развлекались шутками и потехами, поднимая телеги на крыши или меняя ворота местами.

Традиції зимових свят сходу України
Андреевские вечерницы на Донетчине до полномасштабного вторжения. Фото предоставлено Ириной Крюченко

Предрождественские праздники

Святой Николай отмечается 6 декабря. Однако наши предки готовились к празднику накануне. В Волновахском районе не было распространенным печь “николайчиков” — печенье в виде звездочек или ангелов. Этот обычай, рассказывает Ирина Крюченко, более современный для региона. Зато сохранились упоминания о другом виде праздничных сладостей — “медяниках”.

Традиції зимових свят сходу України
“Медяники”. Фото из сообщества “Степ — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины” в Facebook

День Игната отмечали 20 декабря. В этот день семьи забивали свиней, которых готовили на рождественские столы. Запрещалось на Игната прясть и стирать. Женщины готовили печенье, убирали в доме, а мужчины заготавливали дрова на праздник и чинили сани. В этот же день изготавливали различные украшения, которые создавали новогоднее настроение. Например, “пауки” — фигурки из ржаных стеблей соломы, или Дидухов — из колосков первого зажинкового снопа. Дидухи использовались на протяжении всех рождественских праздников, их роль — символизировать общего предкаДеда.

Традиції зимових свят сходу України
Паук”. Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

“Самое почетное место для главного атрибута Рождества «Дидуха» выделяли бойки и лемки. Бойки изготавливали его к празднику исключительно из колосков овса и называли «дед» или «сноп». Когда хозяин заносил его в дом, вся семья была уверена, что вместе с «дидухом» приходит в дом благосостояние, которое было символом богатого урожая зерновых. Также бойки верили, что вместе с «дидухом» заходят в дом и все их умершие родственники, которые будут присутствовать во время большой Святой вечери. На «дидуха» бойки сверху сыпали кутьей и вешали на него ложки, чтобы он тоже ел, потому что воспринимали его духом предков и относились с уважением, как к настоящему деду”, — рассказывает исследовательница.

Традиції зимових свят сходу України
Дидухи Донецкой области (село Звановка, 2019 год). Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

Рождество Христово — один из важнейших праздников украинцев

На Сочельник 24 декабря готовили вечерю из 12 постных блюд (которые символизировали 12 календарных месяцев). Такой вечерей заканчивали рождественский пост. Обязательным блюдом стола была кутья.

Существовала в этот день традиция посылать блюдо вместе с детьми к своим родственникам. В информационно-методическом сборнике “Традиции и обряды Донецкой области” рассказывается:

“В нашей Донецкой области кутью носили к крестным родителям. Для приготовления кутьи использовали специально обработанное в ступе пшеничное или ячменное зерно, а в Донецкой области — рис. Блюдо должно было быть постным. Однако к зерну добавляли толченый мак, грецкие орехи и распаренный изюм (в зависимости от региона). Например, на Луганщине и Донетчине в прошлом веке кутью готовили из риса и ставили на стол вареники. Варилась кутья в глиняных горшочках”.

Традиції зимових свят сходу України_06
Разновидности кутьи. Можно увидеть луганскую кутью и лемковскую из села Звановка Бахмутского района Донецкой области. Фото: сборник “Традиции и обряды Донецкой области”

В день Сочельника верующие ничего не ели, соблюдая пост. А ужинать садились тогда, когда засияет вечерняя заря. Семья обязательно вспоминает своих умерших родственников, приглашает их к ужину. Садясь за стол, необходимо подуть на стул, чтобы “не придавить мертвую душу”. Первой традиционно пробовали кутью, а потом уже остальные блюда.

Интересную традицию на Сочельник Ирина Крюченко обнаружила в Волновахе:

“Сестры из семьи Бабенко рассказали много интересного относительно зимних праздников и как они отмечались. Исследовав происхождение обрядов, можно утверждать, что они привезены первыми переселенцами из Черниговской губернии, Борзнянского уезда, городка Ивангород. Больше всего нас удивил рождественский обряд «призыв Мороза к Святой вечере» — который полностью совпадает с описанием обряда того региона. В этот день вся семья, включая маленьких детей, собиралась на праздничный ужин. Миску или горшочек с кутьей мать подносила к печи и звала Мороза в дом “Морозе, морозе, іди до нас кутю їсти, а в Петрівку не бувай, жита, пшениці не ламай”.

На большой праздник Рождество Христово 25 декабря (раньше — 7 января) украинцы сначала почитали души умерших, а потом шли в церковь, чтобы отдать дань уважения новорожденному Христу. После этого семья собиралась на праздничный обед, который уже не был постным. На столе были сало, печенка, колбаса, жареное и копчености. Очень давней является украинская традиция мириться в этот день и прощать друг другу обиды.

В этот день украинцы ходили колядовать и желать друг другу счастья и многих здоровых лет. Уже в Сочельник украинцы начинали ходить по домам, а на Рождество после окончания Богослужения начинали колядовать. Во время колядования хозяевам домов желали всех благ и “засевали” дом зерном: рисом, пшеницей, просом. Вечером на Рождество накрывали пышный стол.

“По опросам старожилов Рождественские звезды на Донетчине чаще всего изготавливали из яркой бумаги, или фольги, которую в те времена можно было приобрести на рынках. Заранее изготавливался каркас из дерева, а затем вырезали фольгу по форме звезды и оклеивали ею каркас. В разных селах изготавливались свои звезды, они могли быть и четырехугольные и пяти-шестиугольные, а также и многоугольные, которые напоминали форму звезды в небе”, — делится Ирина Крюченко.

Традиції зимових свят сходу України
Фото из села Сергеевка Бахмутского района, ныне Покровский район, 1905 год. Мальчик в центре — Марко Зализняк, в будущем станет известен, как фотограф, который документировал Голодомор. Фото из сообщества “Степ — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины” в Facebook

Особым Рождество было для лемков и бойков. Вера, бойковская невестка, вспоминала, что накануне Рождества они тщательно убирали в доме, ее мать ходила к соседям толочь пшеницу на кутью, и раскладывала ее на ночь на столе, чтобы подсохла. А рано утром начинали готовить 12 постных блюд на вечерю, и столько же на следующий день, только уже мясных.

“Варили кутью, заправляли ее орехами, изюмом и обязательно освященными на Спас медом и маком. В углу под образами торжественно стоял украшенный дидух. Пекли пампушки с конфетами, крутили «терчаные» голубцы, лепили вареники с картошкой и капустой, варили горох и кисель, жарили рыбу и грибы. Ставили квашеные овощи, которых было достаточно, потому что давали обильные урожаи на своем огороде. Перед вечерей хозяин обходил с хлебом хозяйку, и после этого начинался сочельник. Начинался ужин с молитвы «Отче Наш», которую произносили все при свече и без электричества. Сначала все должны были откусить чеснок, зубчик которого лежал у каждого на тарелке (чтобы были здоровы целый год). Обязательно надо было попробовать все 12 блюд (на самом деле, их было всегда больше)”, — рассказывала Вера.

На Сочельник готовили лемковские постные голубцы с картофелем, которые сейчас являются элементом нематериально-культурного наследия Донетчины. Их хозяйка подавала последними во время праздничного застолья.

Традиції зимових свят сходу України_04
Вертеп 1950-1970-х годов в селе Звановка Бахмутского района Донецкой области. Фото из сообщества “Степ — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины” в Facebook со ссылкой на “Лемко центр” села Звановка

“На Рождественские праздники в селе Звановка местные лемки организовывали вертепы. Хотя им и запрещала это делать местная власть, но они настолько были смелые, что не обращали внимания на запреты. Они по своим давним традициям воспроизводили театральные костюмированные события, связанные с рождением Иисуса Христа. Обязательными персонажами таких спектаклей были: ангелы, три царя, царь Ирод с воинами, смерть, черт, пастушки, жид Мошко и его жена Сара”, — рассказывает Ирина Крюченко.

Традиції зимових свят сходу України
Вертеп 1950-1970-х годов в селе Звановка Бахмутского района Донецкой области. Фото из сообщества “Степ — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины” в Facebook со ссылкой на “Лемко центр” села Звановка

На Луганщине были зафиксированы похожие обычаи и традиции на Рождество. Варили кутью, которую ели с медом, и компот из сушеных яблок и вишен. В память о том, что Иисус Христос родился в яслях, в доме в “святом” углу кладут солому и ставят на нее кутью и узвар. В Беловодске это сено хранилось, и когда весной сажают наседку, его подкладывали в гнезда, чтобы куры лучше выводились. Верхушку, собранную из вареной кутьи, также давали курам: “чтобы были несущие”. Об этом рассказывает научная сотрудница Луганского областного краеведческого музея Юлия Цыкулова.

По словам Юлии, во время эвакуации в 2014 и 2022 годах Луганский областной краеведческий музей лишился своих архивов. Поэтому этнографические сведения о рождественско-новогодних традициях, о которых она рассказала, касаются преимущественно бывшего Старобельского уезда.

“В некоторых населенных пунктах шли колядовать уже после обеда, когда начинает темнеть, подходя под окна. За это колядникам клали в мешки пшено, пироги, а если хотят пошутить, то наливают в протянутый мешок воду. Дети носят вечерю, которая состояла из кутьи и узвара, к родственникам, крестным родителям и соседям, и говорят: “Здорові були! Прислали батько й мати куті, узвару”. У них берут немного кутьи и узвара, а им дают сладости и деньги. В селе Поповка вечеря состояла из трех маленьких хлебцев и кутьи.

Юлія Цикулова

Каждый, попробовав ее (обязательно по три ложки кутьи), пополнял ее своей порцией. Полученный один хлебец также заменяют своим”, — рассказывает Юлия Цыкулова.

У разных населенных пунктов Луганщины были свои особенности. Например, в Бондаревке, если во время вечери кто-то из семьи, особенно из детей, чихал, то отец дарил ему подарок, и его называют счастливым. В Беловодске делали и носили по домам вертеп, распевая: «Ой, на річці на Йордані, щедрий вечір, добрий вечір». Где-то парни ходили после заутреней (например в Марковке), а где-то девушки вечером (в слободе Свято-Дмитриевка, ныне Дмитровка, Кабичевцы и т.д.).

Праздники проходили в гуляниях. Зятья обязательно идут к тестям со своими женами, сваты приглашают друг друга в гости. Парни и девушки днем и вечером собирались на улицах, “водили козла”, то есть становятся в круг, берутся за руки и перекручиваются через руки, распевая украинские песни, как, например, в слободе Свято-Дмитриевка:

“Вийди, вийди, Палаженько, та впізнай свого Іванка,

Твій Іванко молодець:

На правій руці обідець,

А на лівій кільце —

До Палажки сердечко”.

В Бахмутовке с первого дня Рождества Христова мусор из домов не выносили, а оставляли где-то в углу до Нового года. А уже потом сжигали и пепел разбрасывали в саду для урожайности.

Новогодние праздники

Щедрый вечер или Праздник Меланки отмечают накануне Нового года. Во время Щедрой вечери накрывают пышный богатый стол, где преобладают мясные блюда. Кутья также обязательно присутствует на столе. На праздник Меланки ее готовили “щедрой”, с добавлением сливочного масла.

С наступлением сумерек по селам ходили щедровальники с музыкантами и карнавальными костюмами. Среди ряженых чаще всего встречались образы Маланки, Василия, козы, деда с бабой, медведя, кота, журавля.

В первый день Нового года на Донетчине наиболее распространенным был, да и сейчас остается, обряд посевания. Считается, что этот обряд пришел к нам еще с дохристианских времен, ведь наши предки встречали Новый год не зимой, а весной, и поэтому обряд посевания связан с надеждами на хороший урожай. Засевали в основном дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым”, — рассказывается в сборнике “Традиции и обряды Донецкой области”.

Крещение празднуется 6 января. Это третий и завершающий большой праздник рождественско-новогоднего цикла. Главной традицией в этот день является, конечно, водное крещение. Вода освящалась в колодцах и источниках. Считается, что в полночь вода приобретает целебные свойства, а значит, является такой же чудодейственной, как и та, в которую входил Иисус. Стало традицией купание на Крещение. Также верующие в этот день освящают воду домой. Уже на следующий день после Крещения все возвращались к обычному ритму жизни, работали и занимались бытом.

Ирина Крюченко вспоминает, что накануне Крещения готовили “голодную” кутью. Она должна была быть уже постной, без добавления сливочного масла, из зерна и меда. 

Традиції зимових свят сходу України
Фото из сообщества “Степ — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины” в Facebook со ссылкой на “Лемко центр” села Звановка

В селах Донетчины исследовательница зафиксировала определенные обычаи местных жителей на Крещение. Например, в селе Златоустовка был обычай обливания вырубленного на водоеме креста свекольным квасом. А на само Крещение здесь собирались жители не только Златоустовки, но и из других сел, в которых не было церкви. Священник над прорубью произносил молитву и трижды погружал в воду серебряный крест. После этого люди считали воду освященной, набирали ее в ведра и несли домой. Считалось, что эта вода лечила от любых болезней и людей, и животных, кропили ею дом и весь двор, пили ее для здоровья, девушки умывались для красоты, а также купали в ней больных детей.

 Больше информации о традициях и обычаях Донетчины можно найти в Facebook-сообществе “Степ — лаборатория фольклора и этнографии Донетчины”.

Рассмотрев рождественские традиции Донетчины и Луганщины, уверенно отмечаем, что это украинские обычаи, которые веками передавались из поколений в поколение и дошли до нашего времени.

Юлия Цыкулова говорит, что рождественско-новогодние традиции Луганщины без сомнений являются частью именно украинского культурного пространства:

“Рождественские традиции Луганщины являются частью украинской культуры, это становится понятным по тем же песням на нашем языке, варке кутьи с узваром, колядованию и щедрованию. Российские традиции на Луганщине были скорее исключениями, как, например, водить хоровод с песнями на русском языке”.

***

Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in  Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:
История

“Лаборатория Ноль отходов”, или как мариупольская экоорганизация улучшает образование студентов

Разбор

Брошенные на произвол судьбы? Как трансформация Минреинтеграции повлияла на жителей ВОТ

Фоторепортаж

“Объединяем наших”: как Центр Жизнестойкости Никольской громады поддерживает переселенцев в Киеве

Важно

На грани выживания. Какая судьба одиноких маломобильных и людей с инвалидностью во время полномасштабной войны

Разбор

Как новозарегистрированный ФЛП подряды на Донетчине получал

Репортаж

«Дают знания, которые спасают»: как работает Центр единства и национального сопротивления Донецкой области

Память

“Был ангелом-хранителем Авдеевки”: в Киеве попрощались с волонтером и военнослужащим Алексеем Савкевичем

Репортаж

«Они — наше будущее»: как волонтеры из Донецкой области открыли в Киеве детский интеграционный центр «ПОРУЧ SPACE»

31 марта Понедельник
17:17

История “Лаборатория Ноль отходов”, или как мариупольская экоорганизация улучшает образование студентов

“Лаборатория Ноль отходов”, или как мариупольская экоорганизация улучшает образование студентов
16:35

На Лиманском направлении в 80% штурмов российская техника уничтожается

16:07

Восточный Вариант способствует популяризации пространств для переселенцев

Восточный Вариант способствует популяризации пространств для переселенцев
16:00

На Покровском направлении с начала суток оккупанты совершили 36 атак

15:45

Захватчики усилили "выселение" из непризнанной "лнр"

15:32

В Торецке противник использует подземные коммуникации для захода в тыл позиций ВСУ

15:15

Нацгвардия показала ликвидацию живой силы врага на Покровском направлении (видео)

15:02

В Украине к 10 годам заключения приговорили "корреспондентку", распространяющую пропаганду в оккупированном Мариуполе

14:35

Сырский подвел итоги деятельности ВСУ в марте рассказал о ситуации на Покровском направлении и об изменениях БЗВП для военных

14:00

На оккупированной Луганщине активизировались представители спецслужб рф

13:30

На восточном направлении украинские бойцы остановили механизированный штурм оккупантов (видео)

На восточном направлении украинские бойцы остановили механизированный штурм оккупантов (видео)
12:45

В Покровском районе россияне обстреляли здание ГСЧС (фото)

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: