Почти 7 лет без воды: как решить проблему Торецка
На водоводе “Торецк-Горловка” в 2021 году уже произошла первая авария. Около 40 тысяч человек полторы недели сидели без воды. Водоснабжение восстановили, но когда эти проблемы перестанут быть стабильностью
Новогодние праздники для жителей Торецка закончились 4 января. Именно в этот день в очередной раз был обстрелян водовод, и город остался без воды. Вместе с ним и 4 близлежащих поселка: Пивденное, Пивничное, Зализное и частично Щербиновка.
38 тысяч человек вынуждены набирать воду в ведра и баклажки. Домой доставляют кто как — на санках, колясках, кравчучках, велосипедах или на своих двух.
“Набираем, а что делать еще. Набираем часто, мы уже привыкли. Эти ж сепары обстреливают постоянно, как тут без аварий то? У нас глава новый молодец, конечно (глава ВГА Торецка — ред.). Он много всего сделал: и елка какая новая, освещение есть, все везде чисто и красиво, молодец! Но вот надо отсоединиться наконец, все мы ждем новый водовод. Теперь надежда есть”, — делится житель Торецка Анатолий Петрович.
Проблема с водоснабжением в прифронтовом Торецке существует уже более 6 лет. Город снабжается водой из оккупированной Горловки, а сам водовод проходит через линию разграничения. Трубы постоянно находятся под обстрелами и это продолжается из года в год.
Сам по себе водовод довольно старый, на нем постоянные порывы и обслуживать его должным образом не представляется возможным. Только за прошедший 2020 год, по данным Донецкой ОВГА, произошло 9 крупных аварий. За последний квартал жители не получали воду 320 часов.
Здесь уже привыкли к такой реальности. У каждого в домах и квартирах постоянно есть запасы воды. Порывы случаются стабильно раз в месяц. Техническую воду подвозят военные и сотрудники МЧС. С питьевой уже гораздо сложнее. У кого есть возможность покупают ее в магазинах на разлив или в бутылках.
Как рассказывает волонтер, общественный деятель и правозащитник Владимир Елец, для жителей частных домов топить снег стало обычным явлением. Только в этом году такой вариант “добычи” воды стал редкостью — погода уже не та. В подвалах и на чердаках есть накопительные баки, большие емкости для полива с огородов на зиму переносятся в дома.
“К сожалению, это уже стало стандартом. Потому что органы местного самоуправления, государственные органы не могут нам гарантировать обеспечение питьевой воды. Это первейшее право человека после, наверное, права на жизнь”, — считает Владимир Елец.
По словам правозащитника, в этом году ситуацию улучшили с помощью специальных баков, которые ВГА установила в девяти разных общественных местах.
“Они стоят стационарно в районах и это позволяет людям набирать воду в любое время. Это значительно облегчило жизнь людей, потому что в прошлые года если произошел порыв, а человек находится на работе или где-то, то он не может набрать в рабочее время воду. То есть, работающий человек в общем лишался даже подвоза воды. А сейчас можно и ночью пойти, очередей нет люди свободно набирают воду. Это большой шаг, но это не решение проблемы”, — говорит Елец.
В прошлые года Владимир сам занимался подвозом воды как волонтер и как никто знает — снабжать водой маломобильные группы населения это практически нерешаемая проблема в Торецке.
“Если и будет подвоз, то скорее всего людям с инвалидностью или пожилым, которые находятся на учете соцзащиты. Но это только малая толика людей, которые требуют помощи”, — рассказал Елец.
Сейчас с питьевой водой помогают волонтеры гуманитарной миссии “Пролиска”, которые развозят воду пожилым людям, немобильным, а также в отдаленные районы и поселки. Тем, до кого не доходят работники социальной службы, волонтеры развозят 600 л воды в день.
Как решить проблему?
За эти 6 лет сменилось 2 президента Украины, 4 главы Донецкой облгосадминистрации, местные власти Торецка, но никто не может решить проблему водой. Пока представляются только проекты и полумифические альтернативные варианты как, например, очистка шахтных вод.
“Неочищенная вода с Северского Донца проходит через Торецк, идёт в Горловку, фильтруется и возвращается. Почему бы тут не начать фильтровать её прямо в Торецке? Во-первых, это сделало бы альтернативу, а по законам градостроения с двух сторон должен быть подвод воды”, — считает Владимир Елец.
Как рассказывает глава Торецкой военно-гражданской администрации Василий Чинчик, стоимость нового водовода около 50 млн гривен. Вместе с закупкой материала, документацией и ремонтными работами сумма увеличивается до 100 млн гривен.
В Донецкой облгосадминистрации рапортуют: проекты ждут своего рассмотрения на столе губернатора. Департамент ЖКХ проработал несколько вариантов трассы альтернативного водоснабжения, стоимость экспертизы, документации и строительства.
Но все проекты разработаны еще 4 года назад. За чуть более 107 млн гривен планировали построить резервный водовод еще при главе области Павле Жебривском. Закончить проект должны были в 2020 году. Затем в 2019 году, при главе ДонОГА Александре Куце, планировали выделить на разработку документации 3,8 млн гривен. Тогда даже успели провести тендер, но деньги так и не выделили, работы не были начаты.
Присоединение Торецка к другим водоводам на подконтрольной части Донбасса чревато последствиями, считают эксперты. Дополнительная нагрузка усилит нагрузку на без того изношенные сети. Как результат — постоянные порывы и отсутствие воды не только в Торецке, но и Славянске, Краматорске и других городах. К вопросу нужно подходить комплексно.
Как считает координатор движения “Сильні громади” в Торецке Андрей Грудкин, обстрел водовода это мощный способ влияния на жителей со стороны агрессора. Все успехи местного самоуправления перечеркивает постоянное отсутствие воды.
“Среди жителей начинаются какие-то бредовые фантазии о том, что никто на самом деле не ездит ремонтировать водоводы, что это все фотошоп. Что это Украина снова хочет устроить геноцид населения Донбасса. Это сторонники так называемых “молодых демократических республик” сразу встают как зомби”, — рассказывает Андрей.
В рамках проекта “Сильних громад” под названием “На лінії зіткнення”, Андрей Грудкин встречался с министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексеем Резниковым. На встрече озвучивался вопрос водоснабжения прифронтовых городов.
“Мы говорили о том, что вопрос номер один это водо- и газоснабжение Красногоровки, Торецка, Зайцево… критических точек. Делаем дорожную карту, подсчитываем расходы, по времени их разбиваем. Затем поиск финансирования, будут ли это целевые субвенции из Минрегиона софинансирования из ОГА, или это будут проекты государственного фонда регионального развития, это уже нюансы.
В вопросе водоснабжения местная власть не может что-то кардинально менять, потому что мы зависим от неподконтрольных территорий полностью. Там прорвало или разбомбили — все. Можно только обеспечивать подвоз воды. Но местная власть сегодня делает многое в вопросах благоустройства. Это освещение, ремонт дорог, тротуаров. Такого в Торецке давно не было. Люди это ценят, начинают привыкать к нормальной жизни и позитивным изменениям. Но все люди, как и я, вынуждены носить домой баклажки с водой и о других положительных вещах просто забывают”, — рассказывает Андрей Грудкин.
Обсуждения альтернативного водоснабжения Торецка ведутся постоянно. Но нужно наконец выбрать единственный нормальный вариант и воплотить его в жизнь. С одной стороны решения этой проблемы станет толчком для реинтеграции оккупированных территорий, своеобразным примером успеха. С другой — отделением от неподконтрольной части Донбасса и единой на всю область системы водоснабжения. Но пока жители прифронтовых городов уже готовят запасы воды до следующего очередного порыва.
Читайте также: "По ту сторону цивилизации": кто защитит права жителей прифронтовых поселков Донбасса